МОИ

Диди Дори
...

Я росла ребёнком, богатым дедушками и бабушками. И пока они не отошли в мир иной,  успела  их хорошенько узнать.Во всяком случае мне так хотелось думать. Возьмём , хотя бы  отцовских родителей.
 
Создавалось впечатление, что эти двое отбывали наказание за грехи , но  перепутали место. Кто-то, вместо ада, поселил их на землю.

Бабушка , высокая, жилистая женщина ненавидела мужа до скрежета зубов.Я ни разу не слышала, чтобы она обращалась к нему по имени, зато часто видела, как гонялась за ним с веником, выкрикивая оскорбления.
 
Дед, невысокий, коренастый,бритый под Котовского, а может и под Берию, с хитрым взглядом зелёных глаз мстил ей тем, что распространял про неё небылицы среди соседей. До сих пор остаётся загадкой, как они умудрились зачать моего отца, ибо вместе в одной постели их никто не видел.
 
На протяжении всей жизни они то расходились, то сходились. Последнее происходило под  давлением со стороны единственного сына . На старости лет он купил родителям собственный дом с условием, что они съедутся и перестанут его позорить. А ведь,в том, что старики пол жизни скитались по съемным квартирам в основном  и в целом была его вина.
 
Это теперь он добропорядочный отец семейства , а  в юные годы очень любил косить под блатного и в шестнадцать лет угнал «Победу» какого-то генерала . Родители продали дом, чтобы вызволить  непутевого сына.
 
Когда же деду было за шестьдесят его стала посещать муза. Визиты обретали стихотворную форму и ничего неприличного, вроде в этом не было. Стихи даже напечатали в местной газете. Но для бабушки занятие поэзией рассматривалось, как нечто постыдное.
- Ничего другого я от тебя не ожидала , свихнулся на старости лет, стыд и позор,- ворчала она, комкая газету со стихами деда.
 
Дед не обращал никакого внимания на ее ворчание или делал вид, что его не задевают ее слова, кто знает. Он продолжал жить в своём  ритме. Его можно было встретить на набережной, в светлом цилиндре, медленно прогуливающимся вдоль моря, с заложенными за спину руками . Иногда он часами выстраивал цепь из костяшек домино с такими же престарелыми приятелями,там же на набережной .
 
Когда дед умер, бабушка не проронила ни единой слезинки и в жизни ее ничего не изменилось .Она продолжала хозяйничать в своём  доме, все время что-то перестраивала, ругалась с соседями за каждый сантиметр земли, на который они покусились, соорудив незаконную постройку. 
Она загоралась, как спичка, спорить с ней было бесполезно. Нервная и вспыльчивая, она пережила деда ровно на десять лет и ушла во сне, никого не побеспокоив.
 
Мой отец статью пошёл в мать. Однако, высокий,смуглый красавец с орлиным носом и миндалевидными глазами не смог влюбить в себя местную красавицу, у которой не было отбоя от кавалеров.
На помощь ему пришли старые обычаи- он с приятелями выкрал ее прямо из рук отца под дулом пистолетов и скрежет колёс старого грузовика.
 
Тесть, мой другой дедушка, так и не простил моего отца за унижение и страх, который ему пришлось пережить в тот вечер , когда незнакомые парни вырвали из его рук дочку и увезли в неизвестном направлении. « Я умер в тот день »,- сказал он как-то жене.На самом деле он прожил ещё пять лет.
 
Местная красавица, которая впоследствии стала моей мамой, недолго делила кров с отцом и с его роднёй . Когда в женщине нет любви и огня, мужчина ищет все это в других местах. Мама же не понимала, почему ей, такой красивой, на которую заглядывались мужчины , собственный муж уделял мало внимания.Папа и мама, так и не поняв друг друга, разошлись и каждый пошёл своим путём .
Мама вышла замуж второй раз по любви.По крайней мере она так утверждает. Правда у меня иногда закрадываются сомнения на этот счёт  и мне кажется,что главной любовью ее жизни всегда оставалась она сама.
 
Отец вскоре покинул родные края и обзавёлся новой семьей.
Меня воспитывала  мамина мама. Несмотря на ее крутой нрав, пошатанные тяжелой жизнью нервы и неласковость, я ее очень любила.И чем старше становилась, тем любила сильнее.Я жалела ее, потому что она рано осиротела и с малолетства росла под жестоким гнетом мачехи. В пятнадцать лет, не по собственной воле, она уже была мамой маленького сына и женой друга собственного отца.
 
У папы с мамой я была одна. Правда до меня родился мальчик , но очень скоро умер.Бабушка говорила,что у меня на небе есть маленький ангел-хранитель в его лице. Я представляла сидящего на облаке кучерявого малыша с крылышками, который подглядывал за  мной, когда я воровала спрятанные бабушкой конфеты.
« Ты же меня не выдашь, братик?»


(О парике и не только...)

Мой отчим почил лет двадцать пять тому назад. Царствие ему небесное. А когда-то в молодости был вором в законе .Да-да, самым что ни на есть. Потом завязал, отучился на инженера. Однако, бывших не бывает и это знают все.
Прошлое легко не отпускает и это прошлое, в лице его старых дружков, время от времени, да и заглядывало в наш гостеприимный дом.

На дворе стояли беспечные семидесятые. Оставались ещё те немногие, которые верили в чудеса марксизма-ленинизма и в новую эру под названием - коммунизм.
 
Моя мама была большой модницей и до коммунизма ей не было никакого дела. Благодаря тому, что городок наш был портовым, на её столике всегда лежали стопкой иностранные журналы.Они появлялись чудесным образом каждый раз, как в наш порт заходило очередное иностранное судно.
 
Конечно же она их не читала, поскольку  иностранными языками владела слабо, как впрочем большинство в нашей стране. Зато с восхищением разглядывала фотографии знаменитых артистов, жён президентов, моделей , и особенно то, что на них было надето. Так она всегда шагала в ногу с зарубежной модой , а местный кутюрье обшивал ее в провинциальном  Доме моды.
 
В эти же годы считалось стильным носить парики. У мамы была пара таких париков разной масти. Они располагались в шкафу на трёхлитровых банках из-под компотов.
 
В один не очень прекрасный для мамы день ее ждала неприятность. Исчез парик. Взял и испарился. Вот только накануне их было два, и мама с любовью поправляла короткие синтетические пряди на  брюнетистом парике, живо  представляя себя  в нем и в новом наряде. Она предвкушала свой триумф на предстоящем мероприятии - то ли свадьбе, то ли дне рождения,уже не помню, куда во всем блеске, не побоюсь этого слова, собиралась явиться в этом самом парике под мальчика , в сопровождении мужа.
 
Но ее мечта рассыпалась как карточный домик. На слезные вопросы отчим лишь пожимал  плечами. Но мама моя -человек, мягко говоря, настырный. Дознание велось несколько дней, чем напомнило бедному отчиму   следственный допрос.
В конце концов  всеми правдами и неправдами, но моей маме удалось развязать язык человеку, которого не смогли заставить говорить даже милицейские методы .
 
Чистосердечное признание, как известно всем, смягчает вину, но ужесточает наказание. А мама умела наказать.Теперь я догадываюсь какими способами она это делала, но рассказывать вам об этом не стану.
 
Только настоящий мужчина готов рискнуть своим душевным спокойствием ради дружбы. И если друг в беде ,то он обязательно протянет ему руку помощи, даже если для этого прийдётся пожертвовать париком любимой женщины.
 
Что же стало с париком, спросите вы. Ещё не догадались? Он  сыграл главную роль в остросюжетном детективе всесоюзного масштаба. Именно в нем в Московской области  был задержан известный вор-рецидивист, и по совместительству, старый  приятель моего отчима.

(Сумасбродство)...

За столом шумели  гости, обсуждая очередной тост. Кто хоть шапочно знаком с грузинами, тот знает, что тосты эти бесконечны.
 
Главным украшением стола, конечно же были,  нарезанные треугольниками румяные хачапури и старинный кувшин с домашним вином. В фарфоровой салатнице золотился сациви , бхали из баклажан с грецкими орехами аппетитно расположился на тарелке , посыпанный кольцами репчатого лука. 
 
Хозяйка дома, бабушка Софа, или, как ее называли близкие Ксения, развлекала дорогих гостей . Она была большой шутницей, слегка сумасбродной, умела хорошо рассказывать анекдоты и смешные истории из жизни . 
 
Несмотря на то, что  семья  жила  небогато, у неё постоянно собирались гости. Я давно заметила, что  люди тянутся к весельчакам, с ними жизнь кажется проще.
 
За столом, среди гостей  сидел ее младший брат, приехавший на пару дней из Тбилиси. Кстати, он же  приходился родным братом и моей бабуле, но был намного моложе своих сестёр , которые  души в нем не чаяли.
Какой же он был красавец, высокий, стройный , с тонкими аристократическими чертами лица. Даже спустя десятилетия, когда он превратится в сутулого старика, окружающие не перестанут восхищаться им .
 
Но на тот момент он был во цвете лет, и занимал  пост прокурора  самого крупного района грузинской столицы.
С ним приехала  жена и двое его друзей. Одним из них был известный грузинский артист театра и кино. Не удивительно, что я смотрела на него, разинув рот. Для меня, десятилетнего ребёнка артист и небожитель были синонимами. 
 
Беседа обрастала воспоминаниями, неизвестными доселе фактами. Кто-то из гостей помянул ушедших. Мужчины с шумом поднялись и молча выпили за упокой души кроваво-красный напиток из граненных стаканов.
Женщины тихо расспрашивали друг друга о родственниках , которых давно не видели.
 
Мы с двоюродной сестрой и братом, конечно же не сидели на одном месте. Дети неприкаянные существа, они могут быть одновременно в нескольких местах.
 
Между тем,Ксения рассказала то ли очередной анекдот , то ли занятный случай из жизни, в беготне я не разобрала. Поэтому не совсем поняла, как возник шуточный спор между ней и ее братом.
- Если ты это сделаешь, клянусь,я дам тебе пятьдесят рублей,- услышала я слова прокурора. Он, посмеиваясь достал из кармана пиджака  чёрный кожаный портмоне. Затем нарочито медленно вытянул  две розовые двадцатипятирублевые купюры, покрутил их перед Ксенией и  положил на стол.
-Пропали твои деньги, братец,она же ненормальная, сделает это,- уверенно сказала бабуля.
 
Ксения вышла из комнаты .
- Да нет, не сделает, постыдится. Все таки посторонние мужчины,- продолжал ухмыляться брат.
- Ну да,- вздохнув, ответила бабуля.
Мужчины что-то обсуждали,смеялись, закусывали курятиной. 
Вдруг в дверях появилась Ксения, переодетая в  цветастый халатик.
« Чего это она в халат переоделась?»- удивилась я.
Ксения медленно подошла к столу, обвела взглядом всех сидящих , резко распахнула и в ту же секунду запахнула халат. Но времени на то, чтобы рассмотреть огромный красный бант, чудом прикрывающий то, что обычно не принято показывать кому попало , хватило всем.
 
Гости от неожиданности просто остолбенели. Потом прокурор схватился за голову, его жена залилась звонким смехом, артист так и застыл с курятиной во рту, кто-то охнул .
- Чтоб ты провалилась, бесстыжая,- проворчала бабуля, покачав головой.
Ксения же с бесстрастным лицом подошла к столу, взяла купюры и положила их в карман халата.
- Будешь знать с кем спорить,- произнесла она с вызовом и вышла из комнаты.