Объединение небесного и земного в посл. Еф

Рыжов Александр Геннадьевич
Главные темы послания Ефесянам – примирение и единство во Христе. Об этом говорится в Еф.1:9-10: Бог открыл нам тайну Своей воли, которая заключается в том, чтобы «все небесное и земное соединить под главою Христом». Эти стихи содержатся в первом параграфе послания, который показывает Божий план от вечности до вечности, и в кульминационном месте этого параграфа раскрывается тайна Божьей воли.

«Соединить» – т.е. мир разобщен. Это одно из основных последствий грехопадения – связи между частями творения нарушились, разомкнулись, стала царить замкнутость на себе. Нарушилась гармония в отношениях между людьми, люди стали конфликтовать и убивать друг друга. Люди стали враждовать и с животными, с которыми раньше спокойно находились рядом. Животные начали нападать друг на друга. Природа стала враждебной по отношению к человеку, земля начала произращать терны и волчцы. Человек внутри себя тоже разделен, нас терзают направленные в разные стороны желания.

«Все небесное и земное» – это две сферы владычества, о которых дальше говорится в послании. Вот стихи, говорящие про небесное: 1:3, 10, 20; 2:6; 3:10; 6:12; 3:15; 4:10; 6:9; вот стихи, говорящие про земное: 1:10; 3:15; 4:9; 6:3.

В Еф. выделяются ключевые представители двух этих сфер: начальства и власти представляют небесное, церковь (уверовавшие язычники и евреи, составляющие одно Тело Христово) представляет земное. Власти – не все небесное, и церковь – не все земное, но это главные действующие лица в каждой из этих сфер. Через церковь, которая образована и растет на земле, «начальствам и властям на небесах» открывается премудрость Божья (3:10).

Крис Карагунис (C.C.Caragounis, Mysterion) пишет, что два препятствия, которые согласно посланию Ефесянам надо устранить, чтобы получилось «все небесное и земное соединить под главою Христом» – это 1) мятеж начальств и властей на небе и 2) отчуждение, отделение евреев от язычников (2:11-12), а также отдаление и тех, и других от Бога (2:16).

Большая часть послания посвящена описанию шагов, которые предпринимает Бог в каждой из этих сфер для того, чтобы «все небесное и земное соединить под главою Христом».

Послания Ефесянам и Колоссянам показывают картину мира, при которой единство и гармония творения нарушены, почему и требует восстановление, воссоединение, примирение. В Кол.1:20-22 Павел пишет о «примирении с Богом всего», которое произошло благодаря смерти Иисуса Христа. Акцент делается на примирении людей с Богом. А в Кол.2:15 Павел пишет про покорение начальств и властей: «отняв силы у начальств и властей».

Послание написано церкви, естественно, больше в нем говорится о том, что касается нашего земного мира, того, что искупление принесло для людей, и в меньшей степени здесь говорится о мире небесном и о том, какие последствия жертва Христа имела для властей и начальств.

Состояние, в котором в результате нарушения единства с Богом находились люди, описывается в Еф.2:1-3, ключевые слова здесь «смерть», «противление», «похоти», «гнев». Следующие после этого стихи описывают пережитое нами спасение, которое явило богатство благодати Божьей.

Начальства и власти, которые находятся в небесной сфере, конфликтуют с Богом и оказывают влияние на людей, побуждая их тоже конфликтовать с Богом: «жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (2:2). Бог одержал над ними победу, когда воскресил и вознес Иисуса (1:19-22). В 4:8 Павел применяет образ из Пс.67 к вознесению Иисуса. В Пс.67:9, кстати, упоминаются земля и небо: «земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия». Может быть, Павел имеет в виду эту связь, когда пишет послание Ефесянам.

Эта картина должна была придать сил верующим, которые продолжали на земле борьбу против этих самых начальств и властей. Не будем забывать, что письмо адресовано верующим, проживающим в центре поклонения Артемиде (Диане), и обращение бывших идолоплоклонников ко Христу было сопряжено с тем, что они уничтожили языческую атрибутику (Дн.19:18-20), а начало христианского движения в этой местности вызвало бурный протест со стороны изготовителей храмов Артемиды (Дн.19:23-29).

В первой половине послания сказано, что Христос вознесен «превыше всякого Начальства, и Власти» (1:21). А во второй половине, что верующие ведут борьбу с этими начальствами и властями: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (6:10-20). Богословский принцип «уже да, но еще нет».

Мы потому можем бороться и иметь успех в этой духовной борьбе, что мы церковь, Тело Христа, Который вознесен превыше этих начальств. Если мы во Христе, победа будет на нашей стороне, т.е. на стороне Христа. Если будем вести борьбу отдельно от него, полагаясь на плоть, плотскими методами – проиграем.

Суммирую: как Бог соединяет небесное и земное под главою Христом? 1) Небесное покорится воскресшему Христу (1:22), 2) земное тоже покорится Ему: будут люди, которые будут воскрешены, как Христос, и будут на земле представлять собой Тело Христово, это Божье присутствие на земле, само обращение этих людей к Богу и выход из-под власти «князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (2:2) – это уже победные удары по начальствам и властям, дальше они будут жить как «чада света», (5:8-11) и вести брань «против начальств, против властей» (6:10-20).

Бог воскресил не только Христа, но и тех, кто с Ним и в Нем (Еф.1:20-21+2:5-6). Что относится ко Христу, относится и к Церкви. Мы такие, как Он. На земле растет и действует Тело Его, и победа Христа (1:22) осуществляется на земле через христиан (6:10-20).

Еще одно ключевое место в послании: «открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (3:9-10). Здесь снова говорится об открытии тайны. И снова речь идет о земле и небе. Через церковь, которая строится и растет на земле, начальствам и властям на небесах открывается премудрость Божья.

Соединение всего творения «под главою Христом» (1:10) началось с церкви, в которой объединились язычники и евреи, которые раньше были несовместимыми элементами (2:13-16). Это первый этап будущего объединения всего творения под главенством Христа. Причем церковь не только первый этап такого объединения – это самое высокое, что есть в творении («поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем», 1:22-23), и это инструмент объединения остальных частей творения.

Поэтому тема объединения, единства под главой Христом, которая задана в первой части послания (главы 1-3), продолжается и во второй, практической части. В первых трех главах описано положение, состояние или «звание» христиан, а во второй Павел умоляет христиан «поступать достойно звания, в которое вы призваны» (4:1). Показательно, что сразу вслед за этим идет призыв поддерживать единство: «стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (4:3).

Это единство возможно, если христиане будут снисходительны друг к другу (4:2), если они будут «друг ко другу добры, сострадательны», будут прощать друг друга, как и Бог во Христе простил нас (4:32), если они будут жить в любви (Еф.5:2). Если не считать 1Кор.13, послание Ефесянам содержит больше упоминаний о любви в среднем на страницу, чем остальные послания Павла. Это еще одна важная тема послания.

С темы о любви Павел начинает свое письмо и ею же заканчивает его (1:4; 6:24); данное существительное и соответствующий ему глагол встречаются в Ефесянам чаще, чем в какой-либо другой книге Павла. Мак-Дональд: «В этом можно усмотреть предвидение Святого Духа, потому что в течение следующих тридцати лет эта большая и деятельная община будет неизменно следовать заповеди противостоять лжеучениям, но в конце века в Своем послании ефесской церкви наш Господь говорит, что имеет против нее то, что она оставила первую любовь (От.2:4)».

Это единство мы не создаем, а сохраняем (4:3). Его создал Бог через жертву Иисуса Христа, через Него и язычники, и евреи имеют доступ к Отцу «в одном Духе» (2:18), и единство тоже возможно благодаря Духу Божьему (4:3-4).

Почему важно сохранять единство в Духе? Бог сделал невозможное, соединив несовместимое – язычников и евреев в одно Тело Христово. Через это открылась «многоразличная премудрость Божия» (3:10). Если мы не сохраняем единство, мы показываем, что дело Христа по объединению не действует в наших жизнях.

Показательно, что во второй половине четвертой главы, описывая новый образ жизни христиан, Павел обращает внимание и на такие грехи, как ложь и гнев (4:25-26), которые как раз сеют разногласие и разобщенность, угрожая единству.

12.01.2020