Предисловие

Евгений Ерусалимец
Почему Святая земля называется «святой»? Чем она отличается от других земель? Почему именно  ЭТУ землю Господь выбрал из всех других?  Почему Он не родился  где-нибудь в другом месте, например, в Москве или в Киеве? Какое отношение к нам, православным, имеют Авраам, Исаак и Иаков? Где находился Райский Сад? В Израиле? Кто такой Царь Мелхиседек? Что посоветуете по этому поводу почитать?

Вот такие вопросы мне, примерно пятнадцать лет работающему на Святой Земле экскурсоводом, приходилось слышать неоднократно. «Среднестатистический» православный паломник из России, Украины и Белоруссии, как  правило, не очень хорошо знает Священное Писание, и особенно «спотыкается» о Ветхий Завет. Но, к счастью, всегда стремится свои пробелы как-то восполнить.  Именно в этом я и попытался ему помочь в данной книге, а уж насколько успешно — судить другим. Именно ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ читателя Священной Историей (прежде всего, первыми главами Книги Бытия)  и дать о ней какое-то базовое понятие — и было моей главной задачей.

Предлагаемый вашему вниманию труд не является научным исследованием. Скорее, он является пересказом. Научные исследователи имеют дело с источниками, а пересказчики пересказывают их работы. Я же решился ссылаться  не только на работы профессиональных историков (таких, как, например, Л.Болотин) и специалистов по библейской археологии (Н. Василиадис, прот. Р. Снегирев), но и на труды некоторых поздних Отцов Церкви («Келейный летописец» свт. Димитрия Ростовского и «Толкование на Книгу Бытия» свт. Филарета Московского) и работы современных православных миссионеров (священников Д. Сысоева и О. Стеняева). При этом я позволил себе цитировать и достаточно авторитетных (А.Лопухин), и крайне спорных, но очень ярких авторов (о. А. Мень, В. Манягин) и даже совсем не православных исследователей (С. Головин, Д. Щедровицкий, Д. Ньенгуис). А еще в этой работе много отсылок к древним Отцам Церкви, которые, конечно, и должны быть для нас, православных, главным помощником в истолковании Библии.  Конечно, мой пересказ — это тоже интерпретация, и есть в этой книге то, что можно было бы назвать авторскими предположениями. Но, смею думать, они ни  в чем существенном не противоречат святоотеческим толкованиям. 

Текст дан в «не-совсем-правильной» орфографии, частично напоминающей дореволюционную. Сделано это не для того, чтобы «повыпендриваться», а  по чисто эстетическим соображениям. Надеюсь, что все эти «яти», твердые знаки и заглавные буквы в некоторых словах не помешают читателю пройтись до конца по страницам этой книги, повествующей кратко о Священной истории и о Священной географии  земли Израиля.

Святый град Иерусалим, лета 2019 от РХ.