Осенние сонаты

Виктор Козырев
   Была вторая половина сентября. Мне нравится это время года. Еще, по прежнему, ощутимы теплые лучи солнца. Все свежее становится воздух. Еще зеленые, но немного подуставшие листья деревьев издают особый шелест, а ветерок,  искусно дирижируя этим волшебным оркестром,  доносит нам неповторимый запах осени.

   Близился конец дня. Я сидел на скамейке в конце парковой аллеи, любуясь этим осенним спокойствием, и ловил себя на мысли, что человек, наблюдая неповторимую красоту природы, подобно струнам музыкального инструмента, настраивает свое душевное состояние в унисон с ощущениями окружающего мира. Очевидно, это и есть самое простое и гениальное состояние гармонии. Мы приводим весь свой внутренний мир адекватно ощущениям божественной красоты, бесконечно меняющихся,  природных декораций. И чем чаще ты замечаешь эту красоту, тем сильнее ощущаешь себя частью великой природной симфонии.

   Какое-то время я находился наедине со своими приятными мыслями, которые легко растворялись в тишине уходящего осеннего дня. Неожиданно мое внимание привлекли громкие голоса школьников, которые шумной толпой двигались по аллее. Они привносили в тишину старого парка какое-то ностальгическое настроение, переносящее меня в годы беззаботного школьного детства. Постепенно мысли о красоте осенней природы переместились в реальную жизнь.

   В нескольких шагах от меня расположилась женщина с цветами, которые она аккуратно разместила в двух цветочных вазах. В одной из них были белые и красные розы, в другой, готовые разноцветные букеты из астр. Очевидно, у цветочницы были планы относительно вечерней распродажи.

   Отвлекаясь от своих мыслей, я замечаю, что прямо на меня, изо всех сил, толкая ногой самокат, мчится девочка лет пяти с рюкзачком на худеньких плечах. Мне пришлось быстро приподняться и буквально на ходу, придерживая руками девочку вместе с самокатом, притормозить это движение, чтобы не задеть скамейку, на которой я сидел.

   Самокат остановился, и девочка растеряно посмотрела на меня.

- Извините, тихим голосом произнесла она.
- Все в порядке, ответил я.
- Ты всегда так быстро ездишь?
- Нет, только иногда.
 
   И тут, поспешно, к скамейке приближается пожилая женщина, на ходу делая замечания девочке.

- Разве так можно ездить. Ты, ведь, чуть не наехала на дядю.
- Я не нарочно, смущаясь, отвечала девочка.

  Женщина, поспешно извиняясь, поблагодарила меня за быструю помощь и медленно уселась на скамейку.

- Я, ведь,  не успеваю за ней. Она на самокате, а мне бегать уже тяжело.
- Как зовут девочку, спросил я.
- Настя, Настенька.
- Красивое имя.
- Да, девочка очень хорошая. Она, в общем-то, послушная. Очень любит музыку. Вы знаете, как то совсем не по-детски относится к серьезной музыке. Мы давно обратили на это внимание. Пытается играть на пианино.
- Родители, очевидно, музыканты, предположил я.
- К сожалению, нет. Девочку воспитывает мать, отец от них ушел, когда Насте было три года.
- Наверно матери сложно воспитывать девочку, поддерживая разговор, заметил я.
- Да, есть проблемы. Но Настенька почти все время со мной. Дочь занимается бизнесом. У нее свое дело. Постоянно занята. Встречи, переговоры, командировки. А мы вот, в основном, вдвоем.

   Я намеренно держал паузу, бабушка оказалась разговорчивой. И тут, мимо нас пробежала собака, черного цвета с удивительными рыжими подпалинами под глазами. Это была, похоже, дворняга, очень милая, с белым кончиком на пушистом хвосте. Я, невольно, улыбнулся. За ней медленно шел мужчина, пожилого возраста с седыми, длинными волосами, покрывавшими воротник клетчатой рубашки. В руках у него был футляр со скрипкой. Мужчина почти поравнялся со скамейкой, на которой сидели мы с бабушкой Насти, ненадолго приостановился, затем, пройдя мимо, расположился в метрах десяти. Он медленно, открыл футляр, достал оттуда скрипку, затем положил его, в открытом состоянии на тротуар перед собой. Весь антураж предназначался для благодарных прохожих. Собака, бежавшая впереди, завиляла хвостом  и, оглядываясь в разные стороны, уселась рядом со своим хозяином.

   Мужчина, не спеша, приложил инструмент к подбородку, смычок коснулся струн, и полилась музыка. Это была волшебная игра. Скрипка издавала чарующие звуки, гармонично сливающиеся с красками осеннего парка. Звучали скрипичные сонаты Моцарта. Играл великолепный профессионал.

   Неожиданно, Настя, до сих пор активно двигавшаяся на своем самокате, остановилась в нескольких шагах от музыканта, положила самокат на тротуар и, буквально замерла, прислушиваясь к чудесному звучанию музыки.

- Смотрите, тихим голосом произнесла бабушка, смотрите на этого ребенка. Музыка ее завораживает.

   Я утвердительно покачал головой, наслаждаясь великолепным звучанием скрипки.
Музыкант продолжал играть. Настя неподвижно стояла, зачаровано слушая этот удивительный концерт. Казалось, что окружающий мир растворился в звуках божественной мелодии, которую нам дарил замечательный маэстро. Постепенно музыка стихла. Скрипач медленно опустил руку со смычком.

   Настя, по-детски, быстро повернулась, сняла свой рюкзачок, открыла кармашек и стала активно, ручкой, что то в нем искать. Наконец, она достала металлическую гривну и тотчас же побежала к цветочнице, стоявшей недалеко от нас.

- Я хочу купить у вас цветок, протягивая металлическую монету, решительно произнесла Настя.

   Цветочница улыбнулась, взяла монету и дала ей белую розу, при этом нежно погладив девочку по светлой головке.

- Спасибо большое, произнесла Настя и бегом побежала к музыканту.

Она быстро положила розу в футляр и, глядя в глаза скрипачу тихо сказала:

- Играйте, играйте еще. Сидевшая рядом с музыкантом собака, дружественно мотая хвостом, подбежала к Насте и лизнула ее по носу. Настя махнула своей загорелой ручкой, как бут то бы отмахиваясь от этого дружественного жеста. Скрипач вытер покатившуюся слезу.
- Спасибо тебе большое. Ты чудная девочка. Дай бог тебе здоровья.

   Он снова взмахнул смычком и, еле касаясь струн, продолжал играть.

   Этот неожиданный сюжет разволновал меня до глубины души. Все произошло настолько искренне, что, казалось, сам господь коснулся этого тихого уголка осеннего парка. Еще долго звучала музыка. Многие прохожие останавливались, слушая великолепную игру музыканта.

    Бабушка, попрощавшись, позвала Настю и поспешно зашагала, вдоль по алее, пытаясь не отставать от быстро удалявшегося самоката.

   Я подошел к музыканту, поблагодарил за чудесное исполнение Моцарта. В открытом футляре на фоне, беспорядочных денежных копюр, выделялась белая роза, благодарность ангела, случайно услышавшего мелодию уходящего осеннего дня.