Глава 36. Сила судьбы

Нина Кирпичникова
Тайна княжеского наследства. Роман

Глава тридцать шестая
«СИЛА СУДЬБЫ»

Николай вошел в Зимний дворец. Легко взбежав по роскошной Иорданской лестнице, он пересек Фельдмаршальский зал, где часто играл в детстве с кузенами. Свернул в лабиринт анфилад и переходов, в котором прекрасно ориентировался. И вскоре входил в рабочий кабинет государя.

Его ожидали. За столом сидел его императорское величество Александр Второй. Напротив — Александра Иосифовна, супруга Константина Николаевича. Великий князь Константин Николаевич мерял шагами гостиную.

— Проходи, Никола! Милости просим! — вальяжно проговорил Александр.
— Я прибыл, как только смог.
— Ну что, — император поднялся. — У нас на повестке дня чрезвычайное происшествие. Дорогая сестрица, прошу вас.

Великая княгиня Александра Иосифовна невысокая, моложавая еще женщина, выпрямилась и скрестила длинные холеные пальцы.

— Вчера я заметила, что на одной из икон пропало три бриллианта. Эта икона необычайно дорога мне. Именно этой иконой благословил наш брак покойный император Николай Павлович. Твой дедушка, Никола.

Николай внимательно слушал.

— Во дворец была вызвана полиция, — продолжил Константин Николаевич.
— Какой позор для семьи! — вставила Александра Иосифовна. Она говорила хрипловатым гортанным голосом.

— И вскоре полиция вышла на след похитителя, обнаружив бриллианты в одном из ломбардов Санкт-Петербурга. В ломбарде нам сообщили о человеке, который принес камни, — великий князь сделал паузу. — Это — адъютант великого князя Николая — Егор Варнаховский.
— Никола, что ты можешь на это сказать? — раздался голос императора.
Мне нечего сказать, выше величество.
Ты знаешь об этом?
— Нет.
— Ты уверен?
— Николай, не усугубляй! — не выдержал Константин. — Скажи правду!
— Отец, — отчеканил Николай, — мне очень жаль, что так получилось. Но я ничего об этом не знаю.
— А у нас есть информация, что недавно ты получил крупную сумму денег, — продолжил император. — Не те ли это деньги, что из ломбарда утекли?
— Нет, государь, эта информация ошибочная. Никакой крупной суммой я не располагаю и к краже бриллиантов отношения не имею.
— В таком случае мы будем вынуждены допросить твоего адъютанта Варнаховского.
— Как угодно.
— Убедительно настаиваем на твоем присутствии.

* * *

На следующий день состоялся допрос адъютанта Варнаховского.

— Вы подтверждаете тот факт, что отнесли в ломбард камни?
— Я этого не отрицаю.
— Вы взяли их с иконы великой княгини?
— Нет, я и не знал, что они оттуда.
— Тогда откуда у вас эти бриллианты?

Варнаховский помедлил, посмотрел на Николая. Тот сидел с отсутствующим видом.
 
— Я получил их от великого князя Николая Константиновича.
— С какой целью он передал их вам?
— С целью выручить за них деньги.
— Вы выполнили поручение его императорского высочества?
— Да, и деньги за заложенные камни я передал ему.
— Для чего были нужны эти деньги?
— Я не могу сказать.
— Ваше императорское высочество, вы передавали бриллианты адъютанту Варнаховскому?
— Нет.
— То есть вы этот факт отрицаете?
— Да, я это отрицаю. Этого не было. Бриллиантов Варнаховскому я не передавал.
— А он передавал вам деньги за эти камни? — Нет.
— Вы готовы присягнуть, что этого не было?
— Я готов поклясться на Евангелии, что невиновен в краже и в закладывании этих камней.
— Николай! Покайся! Сними грех с души! — воскликнул Константин.
— Отец, я невиновен.
— Тогда твой адъютант в Сибирь пойдет по этапу с ворами и бандитами!

Николай сидел с каменным лицом. Ни один мускул не дрогнул на лице.

* * *

Спустя сутки допрос Николая проводил шеф корпуса жандармов Петр Алексеевич Шувалов.

— У вас были сообщники?
— Нет.
— Сообщницы?
— Нет. Я невиновен, говорю же вам.

— Тогда, как вы объясните вот это? — Шувалов протянул Николаю предмет, который тот узнал.

Это был женский обруч для волос. На обруче слоновой кости — позолоченный рисунок венецианского крылатого льва. Николай отлично помнил его, он сам снял его с Лизы во время их любовного свидания.

— Это принадлежит вашей любовнице! Значит, вы были там вместе.
— Где вы это нашли?
— На полу, в спальне великой княгини, которую вы осквернили. Вы привели туда свою любовницу и вместе ограбили вашу мать!
— Подождите! Я должен подумать, — Николай помедлил. — Мне нужно поговорить с Варнаховским. Наедине.
Это невозможно! — вскричал Шувалов.
- Как угодно. Тогда я больше ничего вам не скажу.

* * *

После небольшого совещания было решено дозволить Николаю поговорить со своим адъютантом.

— Егор! Кто это сделал?
— А как вы сами думаете, ваше высочество?
— Прекрати, Егор! Кто передал тебе камни?
— Я дал слово молчать.
— Кто? Дал? Тебе? Камни?
— Графиня Волынская, вернее, ее дворецкий.

Николай был потрясен.

— Господи, зачем? Зачем она это сделала? Почему она не обратилась ко мне? — пробормотал он. — Ладно, женщин не впутываем. Не упоминаешь ее имени, договорились? Тогда выручу! Молчи про нее, понял? Не было ее здесь. Я и украл.

* * *

Теперь допрос шел в присутствии отца.

— Николай, мы будем вынуждены взять под стражу твоего адъютанта!
— Хорошо, я готов взять вину на себя. Меня вы по этапу вряд ли пошлете!
— Николай! Нам нужно не одолжение, а чистосердечное признание! — заклинал его отец.
— Я ни в чем не виноват. Но, чтобы спасти Варнаховского, я согласен взять вину на себя…

И так продолжалось больше трех часов. После допроса великий князь Константин пришел к своему брату.

— Ну что, сознался Николай? Раскаялся?
— Ах, государь, — отвечал Константин, — никакого раскаяния, никакого признания, только когда совсем уже к стенке приперли. И то пришлось вытягивать жилу за жилой. Поведение Николая возмутительное — ожесточение и ни одной слезы. Я и граф Шувалов заклинали его всем, что у него осталось святым! Сознайся! Облегчи душу чистосердечным раскаянием! Смягчи свою участь! Не помогло!

— Так, стало быть, вины не признает?
— Одолжение делает! Мол, я признаюсь, чтобы друга выгородить!
— У тебя есть сомнения, что это он сделал?
— Нет никаких сомнений! Я убежден, что это Николай. Поэтому меры надо принимать решительные.

* * *

Никола был спокоен. Что бы ни случилось с ним далее, он знал, что сделал, наверное, единственную правильную вещь в своей жизни — отвел удар от любимой женщины.




СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Глава 1. Какие бывают сны
Глава 2. Санкт-Петербург. Ноябрь 1871 года
Глава 3. Странный разговор
Глава 4. Екатерининский институт
Глава 5. О концертах в Павловском вокзале
Глава 6. Великий князь Константин
Глава 7. Русское музыкальное общество
Глава 8. Военные маневры в мирное время
Глава 9. Бал у губернатора
Глава 10. Летний сад зимой
Глава 11. Отрывок из дневника 
Глава 12. День Ангела
Глава 13. Благие намерения
Глава 14. Письма Александра
Глава 15. Не доверяйте принцам!
Глава 16. Новые маневры
Глава 17. Прерванный ужин
Глава 18. «Придет пора преображенья, конец житейского пути»

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Глава 19. «Venezia ; anche un sogno…»
Глава 20. Что случилось на самом деле 
Глава 21. Между двумя жизнями
Глава 22. Связь времен 
Глава 23. «Остров мертвых»
Глава 24. Лабиринты Палаццо Дожей
Глава 25. «Пролей мне в грудь отрадное похмелье»
Глава 26. Возвращение в Санкт-Петербург
Глава 27. Лейб-гвардии Конный полк
Глава 28. Если гора не идет к Магомету 
Глава 29. «Un Ballo in Maschera»
Глава 30. Синие горы Кавказа
Глава 31. Царица Ночи в Зимнем дворце
Глава 32. Призрак прошлого и демон настоящего

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Глава 33. Семейная история
Глава 34. «Путешествие из Петербурга в Москву»
Глава 35. «И для него воскресли вновь»
Глава 36. «Сила судьбы»
Глава 37. Лиза и Николай — современная версия событий
Глава 38. «А счастье было так возможно»
Глава 39. Андрей Громов. Герой или подлец?
Глава 40. Расследование продолжается
Глава 41. Смерть Константина Николаевича
Глава 42. Ташкент
Глава 43. Марко
Глава 44. Наследство
Эпилог
Послесловие автора
Благодарности