Беседы в купе 2

Дмитрий Красавин
Распечатки аудиозаписей бесед в купе поезда Москва-Владивосток.
(Приложение к Дневнику бомжа 2-5 - http://www.proza.ru/2020/01/02/543)

Предостережение.
Если вы православный или старовер, или пятидесятник, или шиит, или сунит, или адвентист, или евангелист, или католик, или греко-католик, или индус, или кришнаит, или буддист, или методист, или мармон, или алавит, или езид, или иудей, или хасид, или литвак, или мизрахим, или баптист, или кальвинист, или мандей, или манихей, или бахай, или азапит, или джайнист, или сикх, или синтоист, или даосист, или придерживаетесь любой другой веры и при этом твердо убеждены, что только ваша вера истинна, а всем иноверцам или неверующим гореть в аду, не читайте этих бесед – они вызовут у вас раздражение. А вам это надо?
Если вы атеист, а значит обладаете всей полнотой знаний об этом мире (утверждать, что Бога нет может лишь тот, кто обладает всей полнотой знаний о том, что есть) – эти беседы вас разочаруют, так как противоречат вашим убеждениям.
Если вы желаете развлечься и отдохнуть – беседы, тем более, не для вас.
Всем остальным, если таковые еще остались, – добро пожаловать!

Участники.
Арджуна – учитель курсов «Искусство жизни». По вероисповеданию – индус.
Отец Сергий – священник православной церкви.
Дмитрий – музыкант, в недавнем прошлом бомж. В Бога верует, но ни к какой конфессии себя не причисляет.

Добро и зло.

О. Сергий. В Первом послании Иоанна сказано: «Весь мир лежит во зле», тоже самое и в Послании к Римлянам: «Вся тварь совокупно стенает и мучится». Что еще можно прибавить?

Дмитрий. Но этот мир сотворил Бог. Всеведущий не ведал, что творил? Тогда, либо не Он, а кто-то другой творил, либо Он оказался не всеведущим, коль вся тварь теперь совокупно мучится!
И потом, если Бог – это Любовь, то как Он, Всемогущий, может оставаться безучастным при виде страданий детей или животных? Выходит, что грешный человек в своей жалости «добрее» Бога?

О. Сергий. Господь в книге Исаии говорит «Мои мысли – не ваши мысли, и пути ваши – не пути Мои». Разум человека ничтожно мал, чтобы понять Всевышнего. Одно я знаю точно – мысли и пути Господа нашего не могут быть злыми. Бердяев говорил, что Бог создал мир из свободы. Свобода является условием истинной жизни, без нее ничто не имеет цены. Мир добрых автоматов не имел бы смысла ни для Бога, ни для всех нас. Свобода же всегда есть свобода и для зла – иначе она не была бы подлинной, а добро было бы принудительным, навязанным извне.
Еще до грехопадения Адама один из ангелов восстал против Бога и обратился в того, кого Писание называет дьяволом. За злом мира стоит личностная, целенаправленно действующая сила.
Я полагаю, что проявить Свое всемогущество по отношению к свободному злу для Бога значило бы уничтожить Свой замысел свободного мира. Человечество – единый, целостный Космос, зло в него пришло с грехопадением соблазненного дьяволом Адама. С тех пор и доныне невинность одних страдает от греха других.

Арджуна. Я не сторонник навешивать на «свободный мир» и на «всю тварь» ярлыки, что весь мир «во зле», а тварь «совокупно стенает и мучится». Достаточно оглянуться вокруг, и вы не можете не увидеть как много в этом мире света, добра, радости! В нем все переплетено. И это здорово! Свет виден лишь во тьме. Не будь тьмы, человек не знал бы, что такое свет. Зло и добро не существуют раздельно, сами по себе. Противоположности дополняют друг друга. Не будь зла, мы бы не знали добра.

Дмитрий. Да, тут есть над чем задуматься. Как это ни парадоксально, но зло часто является  условием проявления добра. Сострадание возможно проявить только по отношению к пострадавшему, обиженному, обманутому. Положительный герой появляется лишь тогда, когда проявляет свою силу и храбрость. А как бы то и другое стало возможным, не будь отрицательного героя, злодея? Простить, опять-таки, можно только того, кто обидел, причинил боль или сделал какую-нибудь другую пакость. Злу дана свобода действий, и благодаря этому проявляется добро. Единственно, что смущает: если изначально все был Бог и все что Он создал, было «хорошо весьма», то кто создал то, что «весьма плохо» – зло?

О. Сергий. Тайна зла и страданий сверхразумна. Отец Сергий Желудков в своей книге «Почему и я христианин» написал, что здесь совершается испытание веры: может ли реальность нашей веры духовно возвышаться над реальностью зла и страданий? Можем ли мы вопреки всем безответным вопросам доверять в нашем поведении Богу? И мы находим множество примеров – да, можем! Тот, кто больше страдает, крепче всех верует в Бога. Библейский Иов так говорил об этом: «Вот. Он убивает меня: но я не перестану уповать на Него» Папа римский Иоанн умирая сказал врачу «Страдаю мучительно, но с любовью».

Арджуна. Мой Мастер призывает видеть вещи в более широкой перспективе. Материальный мир похож на сон, потому что в нем нет ничего постоянного, вечного – все появляется и, рано или поздно, исчезает как во сне. Подлинная реальность за пределами этого мира. Если вы ничего не хотите замечать кроме этого сна (потока событий), погружаетесь в него с головой, вы не осознаете подлинной реальности, вечной, неизменной – того, что находится вне этого потока. Все происходящее в этом мире напоминает спектакль. Актеры гримируются, играют свои роли, уходят со сцены и возвращаются по домам. Разве все, что было с вами до того как вы сели на этот поезд, не похоже на сон? Где сейчас тот перрон, провожавшие вас друзья и родственники, где огни большого города?
Что такое сон? Это впечатления в уме, которые приходят и уходят. Что такое память? Это набор впечатлений о событиях канувших в Лету, вот и все. Все, что произошло до этого момента, похоже на сон. И этот момент, как пузырек на поверхности океана, возник, чтобы тотчас, буквально через секунду исчезнуть.

О. Сергий. Выходит, Арджуна, мы все сейчас спим?

Арджуна. Я говорю, что все происходящее во времени подобно сну, так как более точного сравнения найти невозможно. Но это не обычный сон. В обычном сне у человека нет контроля над происходящим. Но мы с вами деятельны. Этот мир похож на сон, но не является таковым в исконном значении слова. Осознание, что все временное подобно сну, переносит нас в другое измерение, и именно здесь начинается подлинная реальность, неисчезающая в потоке времени.

О. Сергий. Подлинная реальность – это духовный мир?

Арджуна. В некоторой степени – да. Подлинная реальность вне времени, как Бог. События материального мира: обиды, награды, болезни, деньги, стулья, драки и прочее, и прочее, ценны не сами по себе, а лишь как возможности для проявления нами своих лучших качеств, своей подлинной натуры. Материальный мир пестрый и разнообразный только потому, что лишь в таком мире человеку даются тысячи шансов, дабы он смог проявить свою истинную суть, свое божественное начало, чтобы человек жил полноценной жизнью, а не существовал. Бог создал этот мир наилучшим образом и подарил его нам. Мы не являемся по своей глубинной сути частичками этого изменчивого красочного мира. Он появился из пустоты и однажды исчезнет. Даже Солнце когда-нибудь остынет! Все, что появляется, рано или поздно исчезает, разве не так? А душа человека бессмертна, неизменчива. Цепляться за события, явления материального мира, забывать о своей бессмертной душе  – признак невежества. Это подобно тому, как ловить ладонью пушистые снежинки, надеясь сохранить их в кулаке до будущей зимы.

Дмитрий.  Интересная философия. Ударят человека по морде, а он скажет – это мне приснилось!

О. Сергий. Подождите Дмитрий. В этом что-то есть. Христа били по щекам, на голову надели венок терновый, и в конце крестного пути распяли. Он, Сын Божий, мог бы движением мизинчика своего обратить в прах всех обидчиков, но если б сделал это, не было бы христианства! Арджуна, говоря о материальном мире, как о сне, о нереальном мире, тем самым утверждает, что подлинная реальность, единственное, что имеет для нас ценность, проявляется не в том, что происходит вокруг нас, снаружи, а в том, что происходит в наших сердцах, в наших душах. Я правильно вас понял, Арджуна?

Арджуна. В общих чертах, но не совсем. Наши мысли, эмоции, чувства – тоже изменчивы, а значит, не являются подлинной реальностью. Один из ликов подлинной реальности – любовь. Мы созданы из вещества называемого любовью. Я говорю о божественной любви. Смотрите, существуют разные типы любви и одна-единственная божественная любовь, из которой создан весь мир и мы с вами. Вы понимаете, о чем я говорю?
В божественной любви всегда присутствует новизна, нет скуки, нет печали. Чем ближе подходишь, тем больше очарования, радости, глубины. В ней всегда есть благоговейный трепет. По-моему, именно в такой любви суть вашей религии, христианства, разве я не прав?

О. Сергий. В христианстве, действительно, Бог и Любовь – синонимы. Но мы не считаем материальный мир сном. Хотя, признаться, мне импонирует ваша философия. Она позволяет довольно ярко обозначить приоритет духовного над материальным.

Арджуна. Я читал ваши евангелия. Не помню дословно и в каком из них, переданы слова Христа о том, чтобы идущие за ним следом не заботились ни о чем мирском: что им есть, что пить, во что одеваться; ибо даже Соломея в славе своей не одевалась так, как Господь одевает цветы и уж тем более Он позаботится о своих последователях.

О. Сергий. Примерно так. Это из Евангелия от Матфея. Далее там написано: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, а все остальное приложится. Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо он сам о себе позаботится».

Дмитрий.  Еще там написано, чтобы щеку подставлять, рубаху последнюю отдавать, врагов любить. Если вас послушать, то нищие и бездельники с рабской психологией – самые что ни на есть божьи люди! А по мне так – на Бога надейся, но сам не плошай! Нас куда-то в сторону от темы беседы заносит, давайте вернемся к добру и злу.

О. Сергий. Нас не в сторону от темы заносит, а напротив – мы открываем ее глубинные слои. Зло не может причинить душе человека никакого вреда, если тот сам не поддастся.
Если я правильно понял Арджуну, в индуизме диалектика добра и зла раскрывается через противопоставление реального, вечного, духовного мира с миром материальным – нереальным, временным, изменчивым. В христианстве другой подход – душа человека предстает как поле битвы сил добра с силами зла. Но по сути мы говорим об одном и том же. Улавливаете? Силы зла соблазняют человека ценностями этого мира, силы добра предлагают ему сокровища нетленные. Сокровища нетленные, следуя индуизму, являют собой подлинную реальность, а ценности этого мира таковой не являются.
В Евангелие от Матфея сказано: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» – вот вам и евангельская параллель с индуской философией.
И еще: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Сокровища нетленные обретаются в борьбе со злом. Отсюда и «Возлюбите врагов», ибо они, губя свои души, дают нам шанс обрести сокровища нетленные.
Как же нам их не любить, не плакать по их пропащим душам? Пример такой любви дал Христос, не разметавший в гневе толпу, ведшую его на муки, но произнесший с креста: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят!»

Дмитрий. Так что, в Отечественной войне, нашим войнам надлежало уподобиться Христу и без боя сдать страну фашистам, оплакать их пропащие души и отправляться прямой дорогой в рай?

О. Сергий. Мужество и доблесть в защите страны, ее граждан, детей, стариков – это тоже сокровища нетленные, а вот трусость никогда таким сокровищем не была.

Арджуна. Вы Сергий сказали: «Сокровища нетленные обретаются в борьбе со злом». Я хочу уточнить: прежде всего – со злом внутри себя. Борьба добра со злом идет не где-то там снаружи, а внутри нас. Если, например, ненависти удастся овладеть человеком, то он уже мыслит и действует, подчиняясь ненависти, а не своей свободной воле.

О. Сергий. Достоевский писал об этом: «Здесь диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей».

Дмитрий. Я снова вернусь к войне. Как воевать с врагом, если не пылаешь к нему ненавистью, ненавистью за поруганные им святыни, «за слезы наших матерей»?

Арджуна. Ненависть рождается помимо нашей воли. Она помогает сконцентрировать силы на борьбе. В определенных дозах, при определенных ситуациях, как и всякий яд, она бывает полезна. Но если человек позволит ей завладеть им полностью, то она отравит его самого, это уже будет не боец, а безмозглая кукла.

Дмитрий.  Чувства всегда сильнее разума. Попытки подавить чувство, приводят к еще большему его нарастанию.

Арджуна. Насчет подавления согласен. Чему сопротивляешься, то упорствует – так устроен наш ум, а с законами ума необходимо считаться. Одними из важнейших наших богатств являются умение различать и бесстрастие. Если сердца коснулась ненависть, позвольте ей там быть, осознайте её беспристрастно – не пытаясь ни усилить, ни подавить. Пройдет немного времени и она, убедившись, что ее планы овладеть вашим сердцем беспочвенны, займет там тот уголок, который вы сами найдете нужным ей отвести, с тем, чтобы, использовав в нужный момент, выпроводить восвояси.

Дмитрий. Интересно – быть бесстрастным в ненависти!

Арджуна. Бесстрастным можно быть во всем. Чувства и мысли раскрашивают нашу жизнь, но ни то, ни другое не вечно – они приходят и уходят, подобно волнам. Они не являются нашей сутью. Наблюдайте за ними, направляйте в то русло, в котором они могут принести наибольшую пользу, а ум укореняйте в вечном. Ни на миг не забывайте о подлинной реальности, о своей сути.

Дмитрий. Как это?

Арджуна. В двух словах не расскажешь. Надо во всем вечное, истинное ставить превыше временного, преходящего. Надо знать законы ума, а чтобы легче справляться с ним – заниматься дыхательными практиками. Приходите на проводимые Искусством жизни курсы «Счастье».

О. Сергий. В православии бесстрастие также одна из основополагающих для духовной жизни добродетелей. Достигается она постоянным стремлением думать меньше о себе и больше – о Боге. Симеон Новый Богослов говорил, что бесстрастие состоит в том, «чтобы помысл… не клонился ни к какой мирской вещи». Игнатий Брянчанинов призывал к любви беспристрастной, радостной, пламенеющей одинаково к друзьям и врагам. Тот, у кого в сердце Христос, непобедим никаким злом, ибо зло может торжествовать только в этот мире.
Одно из наиболее действенных средств достижения беспристрастия, а в итоге и бесстрастия – постоянное памятование о смерти. Надо проживать каждый день как последний в своей жизни, с полной отдачей Богу, тогда для суетных страстей, для ненависти не останется места.

Арджуна. «Есть только миг между прошлым и будущим – именно он называется жизнь». Наш Мастер говорит то же самое – жить можно только здесь и сейчас, поэтому жить надо на сто процентов, не растрачивая себя на рефлексии о прошлых обидах и бесплодные страхи за будущее. Прошлое, в любом случае, не изменить, а будущее, как сказано у вас в евангелии, «само позаботится о себе» и уж точно никогда не будет на сто процентов совпадать с тем, каким мы мыслим его сегодня.

Дмитрий. Ну, вы как сговорились! Задули в одну дудку!

О. Сергий. У вас есть возражения?

Дмитрий. Дзержинский как-то сказал, что у чекиста голова должна быть холодной. Как я понимаю, холодная голова – это тоже о бесстрастии. Железный Феликс бесстрастно участвовал в разработке и реализации Красного террора и всей карательной политики Советского государства, включающей массовые расстрелы, содержание сети концентрационных лагерей, гонения на церковь.

О. Сергий. Давайте не будем валить все в одну кучу!

Арджуна. Есть несколько типов бесстрастия. Первый тип – бесстрастие материалиста. Для Дзержинского не существовало вневременной реальности, он был материалистом до мозга костей и считал злом только то, что потенциально могло противостоять революции. Поэтому пытки и расстрелы «врагов народа» им не воспринимались как зло. Такое бесстрастие носит выборочный характер и не может длиться долго.

О. Сергий. «Бесстрастный» Дзержинский умер из-за нервного срыва после своего выступления на пленуме ЦК.

Арджуна. Второй тип бесстрастия рождается из желания достичь высот на духовном пути. Вы отказываетесь от чего-то в этом мире с определенной целью – получить что-то там, на небесах или достичь просветления. Второй тип мало отличается от первого, так как корнями остается привязан к временным ценностям – соображениям выгоды, страху…
Третий тип бесстрастия не привязан ни к каким целям, а исходит из глубинного, прочувствованного каждой клеточкой тела, понимания преходящей природы вещей. Мудрость и знания позволяют человеку оставаться спокойными и невозмутимыми, не привязываться к событиям, объектам, ситуациям. Мудрый человек делает свое дело на сто процентов, а результат отдает в руки Божьи.
И наконец, когда человек осознает, что все вокруг пронизано Божественной любовью, такое блаженное состояние устраняет не только страсть, но и все типы бесстрастия. Человек просто переполнен счастьем и благодарностью за все, что выпадает на его долю, будь то испытания или манна небесная.

Дмитрий. Арджуна, вы просветленный?

Арджуна. Нет.

Дмитрий. Ой ли? Не лукавьте.

Арджуна. Если кто-то скажет вам, что он святой, вы ему поверите, или как?

Дмитрий. В православии живых святых нет – канонизация происходит лишь после смерти.

Арджуна. У нас нет канонизаций. Каждый волен сам для себя определять просветленный перед ним человек или нет. И сомневаться. И изменять свое мнение. А вот если кто-то говорит о себе, что он просветленный – это верный признак того, что он лжет. Не верьте ему, ибо отличительными чертами просветленных, как и отличительными чертами христианских святых, являются отсутствие гордыни, скромность и смирение. Просветленные, как и православные святые, ни в чем не ставят себе выше других.

О. Сергий. Вы оба как-то незаметно ушли от темы сегодняшней беседы.

Арджуна. Я полагаю, что тема в общих чертах раскрыта, дальше может быть только детализация.

Дмитрий. Вы, Арджуна, упомянули о Божественной любви. Предлагаю поговорить о ней.

О. Сергий. Давайте продолжим наши беседы завтра утром.

Продолжение - http://www.proza.ru/2020/01/13/945
Предыдущая тема «Познание. Религия. Насилие» - http://www.proza.ru/2020/01/10/1512
Вторая часть Дневника бомжа – http://www.proza.ru/2020/01/02/543