Истоки восстания или демонстрации декабристов

Игорь Тычинин
Главным истоком восстания декабристов принято считать участие гвардейских полков в заграничных походах 1813-1815 годов и то, что молодые гвардейские офицеры, ознакомившись с жизнью западных стран, решили, что надо устроить такую же жизнь у себя на родине.

Декабристами и стали офицеры, пришедшие во время походов к таким мыслям. Представляется, что это не совсем верно. Основную массу декабристов составляли люди  до 30 лет. Соответственно, во время походов им было  до 20 лет. О чем Вы говорите, ребята? Более того, гвардейские офицеры жили у себя на родине богаче и лучше, чем их коллеги на Западе.

 Вторым истоком, считается проникновение в Россию либеральных идей при Екатерине. Да, это, конечно, исток. Только вряд ли для декабристов. Скорее для их родителей. Дети  воспитывались среди разговоров родителей о либерализме на Западе. Но разговоры эти были досужими. А для детей могли стать руководством к действию. Могли, вопросов нет, но вот стали ли?

Был еще и третий исток. Это гувернеры дворянских детей, выходцы из Франции. Да что там говорить, воспитателям великих князей Александра и Константина, бабушка Екатерина сделала вольнодумца, швейцарца Лагарпа.

Но и этот исток имел, видимо, место, но не очень большое. Тем более, что после революции во Франции 1789 года в Россию в качестве воспитателей нахлынули не противники, а как раз изгнанные из Франции сторонники самодержавия.

Но самым главным была всё-таки неприязнь по отношению к Николаю, который успел себя “проявить” в гвардейской среде негативным образом. Декабристы офицеры на площади явно предпочитали Константина. Во-первых, он был далеко. Они надеялись, что он не будем таким мелочным и придирчивым, как Николай. А во-вторых, те, кто участвовали в заграничных походах сохранили о Константине приятные воспоминания.

Ну и что же остается? Думаю, что  винегрет из всего  перечисленного, плюс свойственные молодости поиски чего-то нового, интересного, требующего «движухи», разнообразия. Но вот этого движения декабристам и не хватило.

А вылилось все это не в восстание, а в демонстрацию, без, каких либо, целей и задач, не говоря о действиях. Иначе просто логично трудно объяснить их поведение во-время противостояния на Сенатской площади. Это была типичная демонстрация во всех её проявлениях. Ну а расстреливать демонстрации станет теперь привычным для властей в последующие периоды нашей истории. Николаю, Следственной комиссии было выгодно представить эту демонстрацию восстанием, точнее мятежом, чтобы предметно наказать виновных и отчитаться за большое число погибших.

На самом деле виновной оказалась действующая власть.