Шеннен Доэрти

Наталия Май
               

Сериал «Беверли-Хиллз, 90210» был про подростков моего поколения. Актеры были практически ровесниками нам (с крохотной разницей года в два). Я помню, как у нас в начале девяностых сначала закупили первые серии и показали их по первому каналу – мне тогда было почти столько же лет, сколько героям.  Неискушенные зрители, которыми были тогда мы,  еще не успели «объесться» зарубежными сериалами разных жанров, очень впечатлились.  Потом показ прервали и возобновили через несколько лет по другому каналу, но уже сезон за сезоном – систематически. 

Это потом мы стали видеть в американских шоу штамп на штампе, это касалось и сюжетов, и диалогов, и актерской игры. Но и сейчас эти, даже если их воспринимать как на свой лад заштампованные, сериалы качественнее наших. Поэтому у многих, кто мечтал бы писать сценарии к сериалам, в России это не получилось бы – у нас работают по другим лекалам, а эти люди хотели бы по зарубежному образцу. Формально, конечно, они могли бы поучаствовать в этом (как одно время участвовала я), но удовольствия не испытать, потому что это не соответствует их вкусам и представлениям о том, каким должен быть этот жанр.

Если советское кино (до 1991 года) я очень люблю, без конца пересматриваю и даже могу поставить выше какого бы то ни было, то к сериалам это не относится. Отчасти и потому, что в девяностые (когда возник этот жанр у нас) в эту сферу пошли люди не столько по призванию, не из любви к процессу и с желанием достичь высокого результата, а по блату или желая заработать. Я не могу сказать, что удачных сериалов у нас нет вообще, но их количество не сравнить с тем, сколько снимается в тех же Соединенных Штатах или одной из лучших в мире бразильской компанией «Глобо». 

В сериале «Беверли-Хиллз» была показана «золотая молодежь» Америки – их жизнь: привычки, нравы, времяпрепровождение. Чем они отличались от наших? В фильмах конца Перестройки (особенно если вспомнить такой, как «Соблазн») мир «богатеньких деток» был показан так жестко, с таким чуть ли не бандитским противостоянием обычному миру, что фильмы эти называли «чернухой». В Америке все было на удивление благодушно – сами они, возможно, так и не считают, но все познается в сравнении. Место – одно из самых богатых в Соединенных Штатах. Подростки, если и демонстрировали заносчивость, то это не выглядело очень уж отталкивающе и жестко, а как-то довольно по-детски и в целом смешно. По сравнению с нашими прожженными оторвами и шпаной это были младенцы.

Надо сказать, что в тот момент, видимо, люди ощутили усталость от такого количества «чернухи» на экране (пусть и очень талантливо снятой), и их привлекла романтическая подача. Никто зверски до полусмерти не дрался между собой, если они употребляли крепкие выражения, мы этого не понимали (их, видимо, не переводили), если они и рассуждали о своем интимном опыте или выпитом бокале спиртного на вечеринке, как о великих тайнах бытия, у нас создавалась милая иллюзия «цивилизованного мира», где все так красиво, под мелодичную музыку и с монологами, диалогами как из классического учебного пособия по психологии. Назывался такой принцип написания сценария «моделированием ситуаций». У американских сценаристов на самом деле было принято бить тревогу по любому поводу и серьезнейшим образом обсуждать, обсасывать каждый чих.  Стоило девушке после первой же ночи с парнем заподозрить беременность, как она готова была пройти полное медицинское обследование, обсудив его с половиной города. Стоило парню сделать лишний глоток спиртного, как он шел в Общество Анонимных Алкоголиков и говорил: мое имя – такое-то, я алкоголик. Это просто какое-то умиление вызывало.

В центре сюжета – приехавшие в Беверли-Хиллз шестнадцатилетние близнецы Брэндон и Брэнда Уолш (актеры могли быть другого возраста). И их приобретенные друзья: типичная голливудская красотка Келли (лишенная всякой индивидуальности в стиле Барби), глуповатый Стив (без ума от нее), бунтарь Дилан, наивная Донна (которую сыграла дочь продюсера, Тори Спеллинг) и, как сейчас сказали бы, «ботаник» - Андреа Цуккерман. Позже к ним присоединился и Дэвид в качестве не второстепенного, а центрального персонажа, которого сделали поклонником Донны, чтобы у нее была хоть какая-то сюжетная линия с тем, у кого были задатки в  будущем интересного актера.

Я сразу же для себя выделила Брэнду. Шеннен Доэрти критики называли актрисой, которой удается быть невинной и соблазнительной одновременно. Она действительно казалась существом, на котором не стоял некий штамп. И в рамках роли развивалась совершенно органично – как девушка со своими мечтами, надеждами, страхами… Она так срослась с персонажем, что поклонники перестали их различать и верили, что и в жизни Шеннен – аналог Брэнды.

Ее героиня была некой «золотой серединой», окруженной теми, кто был подвержен крайностям. Чересчур озабоченная своей внешностью и помешанная на гламуре (хотя и по-своему несчастная) Келли. Донна, абсолютно ведомая и бесхарактерная, с явно низким интеллектом (позже ее изменили). Способная и амбициозная, но излишне погруженная в учебу «ботаничка» Андреа, которой не хватало женского обаяния. Брэнда была одновременно и неглупой, и симпатичной, и естественной. Она воспринималась как более скромная и по сравнению с «гламурными» Келли и Донной девушка и как более раскованная и естественная по сравнению с такими зубрилками, как Андреа.

Внешность самой актрисы мне казалась на редкость интересной – как будто в ней, в которой сочетались ирландские, шотландские гены, было и что-то восточное. Не кукольное, очень живое лицо. В Голливуде символом красоты являлась блондинка – и темноволосая Брэнда со всех сторон была окружена такими. Она переживала, потому что казалась себе недостаточно блестящей для нового окружения и даже пыталась поменять цвет волос, но получилось смехотворно – какой-то странный оттенок рыжего вместо ожидаемого цвета. Вернув себе прежний облик, девушка больше не экспериментировала. Тем более в нее влюбился парень, о котором мечтали многие девушки из этой школы, -  друг ее брата, Дилан.

В дальнейшем отношения Брэнды и Дилана, завязавшись так естественно и интересно, развивались как-то скучновато, хотя актеры хорошо смотрелись в паре. Создавалось впечатление, что сценаристы не знают, что с ними делать. Узел завязан, а дальше-то что? Но основная мысль была такой: Брэнда – домашняя девочка, она еще не готова к таким серьезным взрослым встряскам (ее испугало подозрение насчет беременности). И Дилана, богатого, но заброшенного паренька, которым никто не занимался, и он рос как трава в поле, выпивая и меняя девушек, стала привлекать более доступная и понятная ему Келли, жизнь которой сложилась так же. Терпения подождать, когда Брэнда подрастет и достигнет возраста не девчонки, а более зрелого существа, у Дилана не хватило. И он сделал простейший выбор, связавшись с Келли. Хотя семья Уолшей (родителей Брэнды и Брэндона) на него хорошо влияла, но его задевало, что они не в восторге от выбора дочери, считая его привлекательным, но непутевым, не желающим ничего добиваться в жизни (потому что все и так есть, но еще и по причине некого романтического бунтарства – отрицания ценностей карьерного общества).

 С другой стороны, Келли настолько изменилась по сравнению с первоначальными кадрами, что уже было непонятно, а в чем разница между ней и Брэндой. Одна «правильная» и послушная героиня уже была, для чего ее ветреную подругу тоже делать более правильной и серьезной? Ведь нужен контраст! В это время и Донну сделали такой правильной, что она могла бы перещеголять Келли и Брэнду вместе взятых, потому что она решила хранить невинность до окончания колледжа.

На мой взгляд, когда сценаристы «улучшают» кого-то, они совершают ошибку: становится скучно невообразимо.

Когда сценаристы выбирали профессию для персонажей, они решили сделать Брэнду актрисой. После окончания школы компания поступает в университет, и героиня Шеннен Доэрти приступает к изучению актерского мастерства. Может быть, это было подсказано желанием расширить палитру ее актерских красок – показать то, на что она способна. Я запомнила только отрывок из «Кошки на раскаленной крыше» Т. Уильямса. Конечно, Шеннен тогда была молода для роли Мэгги, это зрелый персонаж, но отдельные места ей удались, и мрачный драматический потенциал ее чувствовался.

Когда появились материалы о том, насколько актеры не соответствуют своим ролям, многие были шокированы. Оказалось, что Келли (Дженни Гарт) – гораздо более примерная особа с налаженной семейной жизнью, а Шеннен Доэрти – это головная боль продюсеров. Ее упрекали в недисциплинированности, чуть ли не в стервозности, приписывали ей пороки (в числе которых тяга к спиртному). В результате Брэнду убрали из сериала, отправив изучать актерское мастерство в Лондон, где позже к ней присоединился Дилан.

Надо сказать, с возрастом характер человека проступает на лице более явно. У американок вообще часто появляется жесткость, которая приходит на смену юношескому обаянию. И Шеннен – не исключение, в ней это тоже стало заметно, еще до ухода из сериала. Если она действительно настолько не соответствовала своей героине, Брэнде Уолш, то это – большой комплимент ей как актрисе. Ее персонаж был абсолютно естественным в тех ситуациях, которые создавали для нее сценаристы, где надо было продемонстрировать наивность, неопытность, страх перед жизнью, душевную боль, заразительный девичий смех. Ни слащавости, ни приторности – все в меру. (Тогда как, возможно, идеальные и правильные в реальной жизни Келли и Донна как актрисы невероятно скучны. И у меня лично не вызывают желания за ними наблюдать.)

Общеизвестно, что в жизни Шеннен были и другие яркие шоу, личная жизнь ее сложилась не очень гладко, дети не родились, и в расцвете лет ее настигла тяжелая болезнь. Но даже на самых грустных ее фотографиях видно, что в ней осталось после всех испытаний – ощущение внутренней силы, которая тогда, в юности, еще не проявила себя во всей полноте.