Тайные лабиринты Ростова на Дону, Акт 5

Митрий Анатольевич Романов
Нео-нуар в ростовских пейзажах
Акт 5

Я познакомился с 90-летния Евгением Петровичем в позапрошлом году, мы столкнулись с ним в редакции одной городской газеты. Он, на костылях принес для публикации статью о истории Ростова и о нем самом.

Невеселая та была статья – пожилой краевед пытался с помощью СМИ донести свою боль до масс и, возможно, чиновников. Боль о том, что издатель обманул Махаловского – нелегально выпустил несколько дополнительных тиражей его книги-исследования о храмах и церквях Ростова-на-Дону. Я опубликовал его статью, но кто сейчас читает серьёзные материалы?

В свои преклонные годы, а он родился в 1926 году еще в Нахичеване-на-Дону, у него не было и следа старческого маразма. Я думаю, когда он рассказывал о Ростове и истории, ему было не так одиноко. Потому, после того, как мы нашли подвал и дракона с трубкой, то я не раздумывая позвонил своему эксперту-краеведу.

- О, на улице, которая сейчас называется “улица Горького”, а раньше она называлась и “Романовской улицей” и “Сенной”, были притоны, - Евгений Петрович умеет рассказывать “без воды” и розовых очков, - тогда назывались они «дом терпимости». Их там много было – вся улица.

- А дракон тут при чем?- Ира не выдержала, а я уже подумал, не зря ли ее привел к Махаловскому.
- А вы кто?
- Я… я рассказала свою семейную тайну – от бабашке, вот, Дмитрий.
- И что же это за легенда?
- Теперь точно не знаю. Была какая-то тайна, интрига, – Ирина нервно достала пачку, а я молча задержал ее руку и покачал головой, - а сейчас мы нашли сырой подвал с остатками опиума, да картину драконью на стене.
- Это мало вам? – Махаловский легко начала подтрунивать на моей соучастницей.
- Там ничего нет, а бабушка рассказывала, да тот старик у околицы. Моя бабашка или сказочница или…
- Или? – разрядил долгую паузу я.
- Точно не сумасшедшая - отрезала Ирина.
- Я точно – нет, и ваша бабушка – нет!
- Вы говорили о тайне и старике?
- Да, давно, когда бабушка была молода, к ним в дом приходил пожилой бывший житель того дома – расспрашивал, но рассказывал много – а потом, хлоп, нажал-прижал и вытащил из-за печки коробочку!
- Денег там не было – Ирина ответила на взгляд краеведа.
- Хм…я не про деньги – ухмыльнулся пожилой историк – Та коробочка жива? Где она?
- Вот она – и Ирина бережно представила нам сверток.
- Шкатулка старинная, вы ее вскрывали?
- Как это? – указала Ирина
- Шкатулка с секретом – точно говорю. Надо найти кнопочку и откроем секретик. Сейчас я достану лупу и света больше.

Евгений Петрович бодро придвинул огромное стекло, активно вертя в руках шкатулку, освещая ее со всех сторон, а Ирина вырвалась на балкон. Сейчас она стояла, и красный огонек на миг выхватывал ее лицо раз за разом.

Пока хозяин дома склонился на шкатулкой Ирины, а осмотрелся. В чистой комнате было много настенных полок со множеством книг.

Исторические научные труды аккуратно стояли так, что я смог вытащить том «Истории государства российского». Листая, я нашел множество карандашных записей на полях тома. Рядом с многотомником стояла большая книга – это была та самая. Научный труд Евгения Петровича о храмах и церквях. Позади тома была его фотография – он выбрал себя в 60-65 лет. Твердый переплет, красочное оформление, но, к сожалению, на одной из первых страницах была ремарка внизу.

Автор, указывая о спонсорах этой книги, упомянул и свой печальный опыт печати первого издания, и уточнения о нелегальности тех прошлых тиражей.
На соседней полке стояли фото альбомы, из многих выпали отдельные фотокарточки. На одной – юный Евгений Петрович, на другой – он уже в спецовке на заводе.

Мои искания по полкам прервал громкий щелчок и радостный возглас Махаловского.
- Сокровищ вам не найду, но карту отыскал!

Продолжение следует...