Дневник сумасшедшего 676

Владимир Светашев
10520
S – 6.8
У – 90
В – 20
Ход – 10
Бег – 7
Добролюбов (7 часов) «Всероссийские иллюзии разрушаемые розгами», «Когда же придет настоящий день», «Благонамеренность и деятельность», «Черты для характеристики русского простонародья». Пробежка.
Еще один день сосредоточенного чтения. Начинают возникать противоречивые мысли. Сравнивая характер творчества Д. и его убеждения с творчеством Ницше, Шопенгауэра и пр. товарищей, с презрением смотрящих на толпу, чернь, отребье и т.д., я часто чувствую себя пристыженным за то, что позволил в некотором роде увлечь себя гениальным мыслителям на головокружительную высоту с которой они взирали на своих современников. Спустившись с этой высоты на землю я подражаю их манере говорить обо всем свысока. Д. подрезал мне крылья…
Можно было бы подыскать и оправдание, пуститься в рассуждения о том, что времена сейчас другие, крепостного права нет и в помине, образование за полтора века ушло далеко вперед, литература имеет крайне незначительное влияние на общество в сравнении с телевидением, кинематографом, ю-тубом в конце концов. Да и общественная деятельность потеряла свое значение, уступив частной свои права на первородство. Дело сделано, можно передохнуть...
И все же критика эгоизма, равнодушного к всеобщему благу, настолько сильна у Д., что сочувствие к ней возникает даже после трехкратного прочтения Заратустры. Конечно, если бы это была отдельная статья, или даже несколько статей прочитанные от скуки или по привычке читать, то возможно эффект был бы ничтожен, но когда читаешь запоем одного автора несколько недель и при этом почти ни с кем не общаешься, то поневоле начинаешь доверять ему как самому себе.
Очевидно, что крайности по отношению к другим — будь то альтруизм, филантропизм, эгоизм и проч. -изм — всегда вредны как другим, так и тому кто в них впадает. В виду того, что я последнее время придерживался положения Я+ Они-, чтение Д. значительно помогло мне уравновесить это положение до Я+ Они+. Не все "они", конечно, да и сам Д. прекрасно понимал, что под толпой выводят не народ как класс общества, а именно те пассивные и раболепные его части, которые...

В начало: http://www.proza.ru/2017/09/08/1154
Продолжение: http://www.proza.ru/2020/01/12/1098