Железные духом

Вадим Чечнев
Род Абдрешитовых

Введение

В данном очерке речь пойдет о моем династическом роде  по  материнской  линии бабушки Асии, матери моего отца Ильдара.
Цепочка предков выглядит следующим образом: Абдрешит–Исаргап  Абдрешитов–Якуп  Исаргапов–ЮсупЯкупов–Тимергази  Юсупов, где  Абдрешит– самый древний предок.
Далее, до меня включительно, цепочка следующая:Тимергази  Юсупов  – Камария  Низамова (Тимергазиева) – АсияМирзагитова – Ильдар Мирхадиев – Вадим Мирхадиев.
Место проживанияпредков – Краснокамский район нынешней Республики  Башкортостан (РБ) Российской Федерации (РФ).
Рассматриваемый временной промежуток  – 18-20 века нашей эры.
Имена предков были установлены следующим образом.
От моей бабушки по отцовской линии мне было известно, что прабабушкузвали КамарияНизамова (Тимергазиева), а прапрадеда – Тимергази (Тимергазий).От бабушкиной сестры мне стало известно, что Тимергази в селе(ныне – урочище) СтарыйАткульКраснокамского района РБ, либо в деревне Новый АткульКалтасинского района РБ.
В материалах всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 года по Бирскому уезду Ново-Каинлыкской волости селаСтаро-Аткульв карточке №45 (поз.85)значится хозяин двора Тимергазий Юсупов в возрасте 45 лет (примерно 1872 года рождения). В семье дочери 17 лет, значит она1900 года рождения. КамарияНизамова (Тимергазиева)родилась в 1900 году, что подтверждает –ТимергазийЮсупов  ее отец.
«Железное» подтверждение отцовства Тимергази Юсупова находим в Метрической книге деревни АткульСтарый 1900 года под номером 17 указана Минле-Камария. Ее отец – солдат Тимер-Гази Юсуф улы (кстати, имя «Тимергази» означает «Железный воин»).
В той же переписи в карточке №46 (поз.84) значится хозяин двора ЮсупЯкупов в возрасте 78 лет, то есть примерно 1839 или 1840 года рождения. Имеются основания полагать, что ЮсупЯкупов – отец Тимергази Юсупова, так как последний по возрасту годится ему в сыны и носил фамилию-отчество Юсупов.
В материалах 10-й всероссийской переписи 1859 года (Х Ревизии) по Старой Аткулевой  деревне значится семья №31 ЯкупаИсаргапова, у которого записан старший сын – ЮсупЯкупов18 лет (1840 года рождения). В 1872 году ЮсупуЯкуповуисполнилось 32года, а значит он и есть отец Тимергази Юсупова.
В материалах 9-й всероссийской переписи 1850 года (IХ Ревизии) по Старой Аткулевойдеревне значится семья №14ЯкупаИсаргапова, у которого записан сын – ЮсупЯкупов9 лет (1840 года рождения).
В материалах 8-й всероссийской переписи 1834 года (VIII Ревизии) по деревне Аткулевой значится семья №14ИсаргапаАбдрешитова. Сам он на тот момент уже ушел из жизни. При этом, записан его сын ЯкупИсаргапов  20 лет.
Таким образом, родоначальником является Абдрешит, родившийся до 1746   года.


Места проживания


Район проживания предков находится на северо-западе РеспубликиБашкортостан: Краснокамский.Часть данного района входила в ареал башкирского племени Гирей (Гарейской волости) на территории так называемой Казанской дороги.
Родовой населенный пункт – урочище Старый Аткуль (изначально – деревня Аткулева). Топоним «Аткуль» переводится как «Лошадиное озеро».
В труде А.З. Асфандиярова «История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий» написано о том, что деревня Аткуль (Аткул) при одноименном озере известна с начала XVIII в., когда вотчинники по договорной записи от 17 ноября 1729 г. припустили в свое поселение тептярей.
Однако, в научном справочнике «Башкиры Краснокамского района республики Башкортостан» указано более раннее упоминание деревни Аткуль: «Власти поначалу пытались ограничить бегство казанских ясашников в Башкирию, но безуспешно. Поэтому смотрели на этот процесс сквозь пальцы, в том числе на выгоду, которую извлекали из этого башкиры, облегчая себе ясачную повинность. Ведь администрация также была заинтересована в том, чтобы у вотчинников не воз-никала недоимка перед казной. В 1694 г. по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей «написан в окладной ясак против челобитья (т. е. по челобитью. – авт.) Уфимского уезду, Казанские дороги, Гарейские волости башкирца Токпердычка Баигышева деревни Аткуль безъясашный татарин Бекметка Тоибахтин и платить ему тот окладной ясак с ним, Токпердычком вместе ево Токпердычково повытье по две куницы, да по полубатману меду на год, а в бобыльской ясак писать ево не велено; и по сей памяти ясашным сборщиком и иным посыльщиком татарина Бекметка Тоибахтина в бобыльской ясак не писать и в том к нему не приметыватца и не убытчить, а имать с него окладной ясак по ясашным книгам». Безъясачные татары – недавние переселенцы из Казанского уезда, которых власти еще не успели обложить ясаком. По сути дела, это были мигранты с неопределенным статусом. Башкир Гирейской волости Токберды Байгышев, взяв безъясачного татарина Бикмета в припущенники, легализовал его пребывание в Башкирии». Таким образом, первый раз Аткуль упоминается в 1694 году, то есть в конце 17 века.
В настоящее время данный населенный пункт не существует.
Постановление о зоне затопления под Нижнекамское водохранилище и выселении сел в этой зоне было принято в конце 1968 года. Выезд людей начался с 1969 года. В 1989 году в селе оставался только один человек. Тем временем шло строительство Нижнекамского водохранилища, бассейн которого заполнялся водой. Однако уровень воды остановился на 63 метрах, не достигнув 68-метровой отметки, и территория Старого Аткуля оказалась незатопленной.
Урочище Старый Аткуль на месте исчезнувшего села находится на территории Краснокамского района Республики Башкортостан Российской Федерации (в 8 км на запад от ближайшей деревни – Новый Буртюк).

Привожу материалы про Старый Аткуль из научного источника.
Д. Аткуль при одноименном озере известна с начала XVIII в., когда вотчинники по договорной записи от 17 ноября 1729 г. припустили в свое поселение тептярей165. По V ревизии взято на учет 17 душ м.п. тептярей. Вотчинники не показаны. Мишари были приняты без всякого документа. В 1816 г. в деревне было башкир — 39, тептярей - 16, мишарей — 9 душ м.п. VIII ревизия учла башкир — 98, тептярей — 29, мишарей — 17 душ м.п. В 1850 г. вотчинников насчитывалось 162, тептярей — 42, мишарей — 26 душ м.п. В 1846 г. образовалась д. Новый Аткуль с населением: башкир — 105 (16 дворов) и тептярей и мишарей — 99 (16 домов) человек. В коренной деревне осталось 284 башкира (37 дворов), 72 припущенника при 12 домах. Перепись 1920 г. показала в д. Старый Аткуль 1073 башкира при 215 дворах, в новой деревне 436 башкир (84 дома). Национальная принадлежность жителей соответствует действительности, поскольку мишари и тептяри, переселившись, создали новую деревню под названием Буралы или Новый Аткуль (ныне Калта-синекий район). В 1920 г. там жили татары: в 35 домах 174 человека.
Одно-два сведения о военной службе жителей. Зауряд-хорунжий Мраткузя Мусагитов сын Зангеров, 1785 г., участвовал в военной кампании России и ее союзников против Франции в 1807—1809 гг. на территории Польши и Пруссии. Его сыновья Багаутдин, Шарафутдин, Шайхутдин, Шагимардан, Кизияхмет. Зауряд-сотник Фахритдин Кудайметов сын Муратов два раза находился на пограничной службе по р. Урал.
В 1843 г. на 182 человека было засеяно 480 пудов озимого и 352 пуда ярового хлеба. В начале XX в. в д. Старый Аткуль действовало 2 ветряные мельницы, в новой деревне — водяная мельница. Деревни имели хлебозапасные магазины на случай неурожая и по одной мечети.
Источник: «История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий». Асфандияров А. 3.
Сословная принадлежность

До реформы 1754 года башкирское общество разделялось на следующие сословия: феодалы (бии, князья, тарханы, старосты, старшины, сотники, ахуны, муллы), ясачные башкиры (асаба), тептяри (припущенные по письменно оформленным условиям пользователи земли), бобыли (припущенные по устным условиям пользователи земли). Были также туснаки (попавшие в кабалу ясачники) и рабы (военнопленные).При этом, нахождение в башкирском сословии не еще означало принадлежность к башкирскому этносу.
Есть предположение, что Абдрешит относился к сословию ясачных башкир. Данное сословие было установлено со времени добровольного присоединения исторической Башкирии к Российскому государству во время Правления Иоанна 4-го.В середине 18 века   ясак составлял в среднем 25 копеек с одного двора.В самом начале правления Екатерины II за пятикопеечную монету можно было купить четверть пуда гречки, полпуда ржи или гороха, полтора десятка селёдок (из расчёта 1000 штук за три рубля). Пятак – это более килограмма сомовины или говядины.
Ясачные башкиры имели право на землю, которой владела община (в данном случае башкирское племя Кыргыз или Гирей). Ясачники имели вотчину, платили налог (ясак) в казну государства, подчинялись старостам (агалар), а с 1736 года – старшинам, отвечающим за сбор окладного  ясака. В обязанность ясачных башкир не входила призывная военная служба, за исключением полной или частичной мобилизации в особых случаях.
В 1754 году ясак был заменен воинской повинностью, а ясачные башкиры переведены в сословие служилых башкир. В 1798 году было образовано Башкиро-Мещеряцкое войско, переименованное в 1855 году в Башкирское войско. Военное сословие служилых башкир было идентично сословию казаков, но своими особенностями. Так, земельное владение общины было сохранено, но при этом обеспечение воинов в большинстве случаев также осуществлялось  за счет общины. Призыв на военную службу стал обязательным. По сути, башкирское общество было решено интегрировать в существующую сословную иерархию. Феодальная верхушка вошла в состав дворянства. Ясачные башкиры и мишари (потомки служилых татар) вошли в военное сословие служилых башкир(в воинских списках они значатся в казачьих званиях). Тептяри и бобыли – в сословие, идентичное крестьянскому.
Таким образом, Абдрешит перешел из сословия ясачных башкир в сословие служилых башкир.
В данном сословии состояли и его потомки: ИсаргапАбдрешитов, ЯкупИсаргапов,  ЮсупЯкупов.
Воинская повинность Башкиро-мещерякского войска заключалась в несении кордонной службы Оренбургской и Сибирской пограничных линиях. На Оренбургской линии башкирские и мещерякские кантоны несли летнююслужбу (с 15 мая по 16 ноября) на 1-й – 4-й дистанциях. Команда 10-го башкирского кантона, в который и входила деревня Аткулева, служила на 1-й дистанции в крепостях Троицк (ныне – город Троицк Челябинской области), Степная (ныне – поселок Степное Челябинской области), Петропавловская (ныне – город Петропавловск государства Казахстан или поселок Петропавловский Челябинской области), Карагайская (ныне не существует, возле поселка Карагайский Челябинской области).Кроме того, башкиры несли годовую этапную службу на Сибирском тракте – конвоировали ссыльных в Сибирь. Они также привлекались к полицейской службе в крупных городах. На линейную и этапную службу командировались призывникикак правило в возрасте от 20 до 50 лет. Каждый призывник командировался в порядке очереди по одному человеку на 4-5 дворов, снабжался вооружением, лошадьми, одеждой, продовольствием.
С утратой Башкирией окраинного положения начался перевод башкир и мишарей из служилого в податное состояние. С конца 40-х гг. XIX в. линейную службу несли уже лишь 14% башкир и мишарей. В 1848 г. Башкиро-мещерякское войско было разделено на две части: 200 тысяч душ вместо военной службы облагалось денежным сбором, 101 тысяча душ осталась в «военном устройстве».
В 1863-1865 гг. Башкирское войско было упразднено. По «Положению о башкирах» от 14 мая 1863 г. башкиры получили права свободных сельских жителей. 2 июля 1865 г. был принят Закон «О передаче управления башкирами из военного в гражданское ведомство», кантонная система упразднялась, башкиры перешли в подчинение общих губернских и уездных по крестьянским делам присутствий и мировых посредников. Натуральные повинности служащих Оренбургского и Верхнеуральского кантонов были заменены денежными.В 1865 году в царствование Императора Александра ІІ все башкирское население было передано в ведение гражданского начальства, обращено в крестьян-собственников, что совершилось без затруднений.
В 1865 году после упразднения Башкирского войска служилые башкиры стали сельскими обывателями. ЮсупЯкупов, как и все остальные предки, перешел из военного сословия служилых башкир в крестьянское сословие крестьян-вотчинников. Его сын, Тимергази  Юсупов, в данном сословии состоял с рождения вплоть до его упразднения в 1917 году.
Кроме того, в данном роду есть и священнослужитель – указной муэдзин АсфендиярАдбрешитов.Муэдзин — человек, призывающий мусульман на молитву, то есть, провозглашающий азан (призыв).
Сын АсфендияраАдбрешитова, КамалитдинАсфендияров, дослужился до указного казначея, став чиновником.
В конце Ревизской сказки 1834 года по деревне Аткулевой написано «Асфендияров тамгу приложил».
Известно, что при проведении первых четырех переписей (I-IV ревизий), башкирцы отказывались добровольно вставать на учет и прогоняли переписчиков. В деревне Аткулевой они не были учтены даже во время пятой всероссийской переписи. Они считали, что налог должен браться с общины (племени, рода), а не подушно.

Этническая принадлежность

На основании имеющихся документов, выявлено следующее.
В VIII ревизии 1834 года предки записаны в сословие «башкирцы».
В IХ ревизии 1850 года предки записаны в сословие «башкирцы». Причем, башкирцы деревни Аткулевой указаны в заглавии документа как «новобашкирцы».
В Х ревизии 1859 года предки записаны в сословие «башкирцы».
В переписи 1870 года этническая принадлежность жителей деревни Старая Аткулева определена как башкиры (М-106, Ж-85) и тептяри (78-М, 68-Ж).
В Метрической книге деревни Старый Аткуль за 1900 год родители Миле-Камарии указаны как: Тимергази  Юсупов – солдат, БибигайшаМухаметшарипова – башкирка. 
В переписи 1917 года Тимергази  Юсупов в графе «сословие домохозяина» указан как «вотчинник», в графе «национальность домохозяина» указан как «баш» (по всей видимости, башкир – примечание автора).
В переписи 1920 года жители деревни Старое Аткулевозаписаны как башкиры (179 дворов, 1016 человек), тептяри (24 дворов, 127 человек), мишари (1 двор, 4 человека).
В переписи 1926 года преобладающая национальность жителей деревни Старо-Аткулева (Старо-Аткуль)  указана – башкиры.
Потомки данного рода в настоящее время относят себя к татарскому этносу.

Вероисповедание

Никаких сомнений не вызывает принадлежность предков данного рода к исламу. Об этом говорит и наличие мечети в Старом Аткуле, и арабское происхождение имен, и метрические книги Оренбургского магометанского духовного собрания. Особо подтверждает это – наличие в роду указного муэдзинаАсфендияраАдбрешитова, младшего сына родоначальника.

Биографии (эпохи)

Эпоха Абдрешита (до 1746-до 1812)

Самым древним представителем данного рода считается предок Абдрешит.Абдрешит родился до 1746 года вероятнее всего в деревне Аткулевой.
Имя Абдрешит – арабского происхождения. Состоит из двух частей: «Абдуллах» – «Слуга (раб) Бога» и «Рашид»–«разумный». То есть, Абдрешит – разумный слуга Бога.
В 1755-1756 годах  вспыхнуло башкирское восстание в Зауральских волостях и оно, скорее всего, на жизни предков существенно не повлияло.
Не позднее 1765 года Абдрешит женился. В браке родилось трое сыновей: Абдул (1766-1830), Исаргап (1762-1821) – прямой предок, Асфендияр (1781-1845) – будущий указной муэдзин. Мой предок – Исаргап.
В 1771 г. 3-тысячный отряд Башкир¬ского войска было отправлен в Польский поход против войск Барской конфедерации. Из команд старшин Гирейской волости Абдуллы Аитова в поход отправи¬лись 35 чел., Аднагула Темирова – 41, Заита Абдуллина – 20, СабикаСарманова – 46, из команды старшины Гирей-Кыпчакской во¬лости АрсланбекаМакшигулова – 20. Все¬го – 162 башкира-гирейца. В их числе – есаул АдрешитАбдиев с 3 лашадьми, 1 саблей и 1 копьем. Является ли есаул АдрешитАбдиев нашим родоначальником или просто тезка – вопрос открытый. В переписях 18 века в Аткулевой  башкирцы не участвовали.
В 1773 году началась так называемая Пугачевщина.ВПугачевщине приняло участие 134 двора ко¬манды Абдуллы Саитова Гирейской воло¬сти. 1 ноя¬бря 1774 г. в ведомости Уфимской провин¬циальной канцелярии о первых двух сказа¬но: «Все оныя Казанской дороги старшины и селения их в возмущении злодейском были, а обратились в прежнее повиновение от публикования уже состоявшегося о про-щении таковым вин всемилостивейшего ея императорского величества манифеста...»
Были ли наши предки среди поддержавших Пугачевщинумятежников, в настоящее время ответить не представляется возможным. Можно сказать лишь то, что, скорее всего предки, ей сочувствовали. К счастью, старшины и селения Гирейской волости были прощены, избавлены от необходимости столкновения с карательными отрядами.
В 1795 году была проведена 5-я всероссийская перепись(Vревизия). В деревне Аткулевойучтено:   17 тептярей мужского пола. Данных про башкирцах нет.
В 1816 году Абдрешита уже не было в живых. Он прожил не менее 35 лет. Упокоен в деревне Аткулевой(урочище Старый  Аткуль).

Эпоха ИсаргапаАбдрешитова (1772-1821)

ИсаргапАбдрешитов родился в 1772 году в деревне Аткулевой в семье военнослужащегоАбдрешита.
Что означает имяИсаргап, сказать однозначно не представляется возможным. Возможно, это сочетание двух имен – Иса и Агап. Иса – арабское произношение имении Иисус (Спаситель). В Исламе Иса – пророк Всевышнего. Агап – в переводе с древнегреческого означает «любовь». Как вариант, Исаргап означает – любовь пророка Исы.
В 1812 году началась Военная кампания 1812-1814 годов, включавшая Отечественную войну 1812 года. В 1812 году ИсаргапуАбдрешитовубыло40 лет и он вполне мог участвовать в ней, но не до конца, так как его старший сын, Якуп, родился в 1814 году.
Башкирцы 10-го кантона, в которых входила деревня Аткулева, были призваны в 10-й Башкирский казачий полк, сформированный в сентябре 1812 года в деревне Измайлово Бирского уезда Оренбургской губернии.Командиром полка был назначен капитан М.К. Масцепанов.
11 октября 1812 г. полк выступил в поход в Нижний Новгород, по прибытии в который поступил под команду начальника ополчения III округа генерал-лейтенанта графа П.А. Толстого.
20 декабря 1812 г. полк был отправлен в г. Пензу в ведение пензенского гражданского губернатора и принял участие в подавлении волнений ратников Пензенского ополчения, а затем нёс полицейскую службу в городах Пензе и Саранске.
В 1813-1814 гг. полк числился в составе корпуса графа П.А. Толстого Резервной армии, а с мая 1813 г. в Польской армии генерала от кавалерии барона                Л.Л. Беннигсена и считался откомандированным в г. Пензу.
1814 г. в декабре полк был расформирован, воины возвратились в свои селения.
Не позднее1813 годаИсаргап женился на Минясе (1771-после 1834). В браке родилось трое детей: сын  Якуп (1814-после 1859) – прямой предок, дочь Сархиниса (1817-после 1834), дочь Махмуда (1821-после 1834)
В 1816 году была проведена 7-я всероссийская перепись(VIIревизия). В деревне Аткулева учтена семья ИсаргапаАбдрешитова.
К сожалению, Исаргап покинул наш мир в тот момент, когда дети были слишком малы. Якупу на момент потери отца было всего 7 лет, Сархинисе – 4 года, а Махмуде не было и года и вживую отца она не помнила совершенно, а может на момент ухода еще даже и не родилась.
ИсаргапАбдрешитовушел из жизни в 1821 году в возрасте 49 лет. Упокоен в деревне Аткулевой (урочище Старый  Аткуль).


Эпоха Якупа   Исаргапова  (1814-после  1859)

Якуп  Исаргапов   родился в 1814 году в деревне Аткулевой в семье военнослужащего    Исаргапа   Абдрешитова.
Имя  Якуп  происходит от еврейского имени  Иаков или Яков, которое, в свою очередь в переводе с иврита означает «Пятка». Буквально, Иаков – тот, кто «следует по пятам, за кем-то». Иаков -  библейское еврейское имя. Иаков, согласно Библии, был близнецом Исава и родился, держась за пятку старшего брата.
В 1834 году была проведена 8-я всероссийская перепись(VIIIревизия). В результате по деревне Аткулева выпущен документ: «1834 года марта 20-го Оренбургской губернии Бирского уезда 9-го юрта 10-го Бирского кантона Гарейской волости  деревни Аткулевой старшины  Кудаймета  Абутасова о состоящих в оной  мужского и женского пола Башкирцах, оказавшихся по 8-й ревизии  мужского пола 96 и женского пола 86 душ».В деревне Аткулева учтена семья ИсаргапаАбдрешитова под номером 14. В составе семьи: Исаргап  Абдрешитов – умер 1821 года, его сын Якуп – 20 лет, Исаргапа  Абдрешитова жена  Миняса – 43 года, его дочери: Сархиниса  –  17 лет, дочь Махмуда  –  13 лет.
Не позднее 1839 года Якуп женился на Валише Исламгалиевой (1823-после 1859). В браке родились: Юсуп    Якупов (1839-после 1917) – прямой предок,  Идрис   Якупов  (1851-после 1917),  Ильяс    Якупов (1852-после 1917), Земалетдин   Якупов (1855-после 1859), Гальмитдин   Якупов (1860-после 1917),  Шарифа  Якупова (1845-после 1859),Магрифа   Якупова  (1848-после 1859).
В Именном списке Х Башкирского кантона служащих жителей за 1844 год значится Якуп Исупанов, 30 лет от роду, время вступления в службу – 1831 год, на внутренней или линейной службе с 1833 года, был на службе 2 раза.  Якуп  Исупанов и есть Якуп Исаргапов – его фамилия-отчество написана с ошибкой.   
В 1850 году была проведена 9-я всероссийская перепись(IXревизия).           В результате по деревне Аткулева выпущен документ: «Ревизская сказка 1850 года июля 24 дня Оренбургской губернии Бирского уезда 11-го Башкирского кантона юрты №9 деревни Аткулевой  о состоящих мужского и женского пола башкирцах». В деревне Аткулева учтена семья Якупа Исаргапова под номером 14.В составе семьи: Якуп   Исаргапов – 36 лет, Якупа  сын  Юсуп  –  9 лет, Якупа  Исаргапова  жена Валиша  Исламгалиева  -  27 лет,  его  дочери:  Шарифа  –  5 лет, Магрифа  -  2   года.
В 1859 году была проведена 10-я всероссийская перепись(Xревизия).           В результате по деревне Старой  Аткулевой выпущен документ: «Ревизская сказка 1859 года июня 15 дня Оренбургской губернии Бирского уезда 13-го Башкирского кантона юрты №9 Старой  Аткулевой деревни о состоящих мужского и женского пола башкирцах». В деревне Аткулева учтена семья Якупа  Исаргапова под номером 31.В составе семьи: Якуп   Исаргапов  –  45 лет, его сыновья:   Юсуп  –  18 лет, Идрис – 8 лет, Ильяс  -  6 лет, Земалетдин  -  4 года,   Якупа  Исаргапова  жена Валиша  Исламгалиева  -  36 лет,  его  дочери:  Шарифа  –  14 лет, Магрифа  -  11 лет.
ЯкупИсаргапов  ушел из жизни после 1859 года, прожив более 46  лет. Упокоен в деревне Старой  Аткулевой (урочище Старый  Аткуль).

Эпоха Юсупа   Якупова(1839-после  1917)

Юсуп Якупов родился в 1839 году в деревне Аткулевой в семье военнослужащего   Якупа   Исаргапова.
Имя  Юсуп происходит от еврейского имени  Иосиф, которое, в свою очередь в переводе с иврита означает «Бог прибавит». Ио;сиф –персонаж Пятикнижия, сын библейского праотца Иакова от Рахили, отец Манассии и Ефрема.
В 1865 году в связи с реформированием сословной  системы в Башкирии, Юсуп перешел из воинского сословия в крестьянское (крестьянин-вотчинник).
Не позднее 1871 года Юсуп женился на девушке  1847 года рождения.  В браке родились сыновья 1872,  1977 и 1898 года рождения и дочь 1896 года рождения. Старшего сына назвали Тимергази и он является прямым предком.
В 1917 году состоялась Всероссийская сельскохозяйственная и поземельная перепись, в том числе селе Старо-Аткуль. Семья Юсупа Якупова – под номером 84. Карточка для сплошной переписи сельских хозяйств - №46. Ф.И.О. домохозяина–Юсуп Якупов. Приписной.Сословие – крестьянин-башкирец-вотчинник.Состав семьи следующий: хозяин – 78 лет, сын  - 43  года, сын – 19  лет, жена – 70  лет, дочь – 21  год. Сведения о хозяйстве следующие. Лошадей старше 4-х лет – 1. Коров – 1. Телят до 1 года – 1. Овцы и бараны взрослые – 2. Козы и козлы взрослые – 3. Козлята – 3. Всего голов скота – 11. Под посевами хлебов и прочих полевых растений – 1600 квадратных сажень. Озимая рожь – 0,5. Овес – 0,5. Картофель – 0,02. Лен – 0,07. Всего под посевом – 1,09. Под паром – 1,5. Всего пашни с залежью – 1,59.
Юсуп Якуповушел из жизни после 1917 года году, прожив более 77  лет. Упокоен в селе  Старо-Аткуль (урочище Старый  Аткуль).

Эпоха   Тимергази  Юсупова   (1872-после  1917)

Тимергази   Юсупов  родился  в  1872  году в  деревне Старой Аткулевой  в семье крестьянина-вотчинника  Юсупа   Якупова.
Имя «Тимергази»  имеет тюрско-арабское происхождение. «Тимер» по-татарски - «железо». «Гази» по-арабски – «Воин». Таким образом, «Тимергази» - «Железный воин».
Свое имя Тимергази впоследствии оправдал, так как по состоянию на 1900 год состоял в солдатах.
В его время на службу призывались молодые люди 20-летнего возраста по жребию.В 1888 году «общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жеребью устанавливается в 18 лет, из коих 5 лет действительной службы и 13 лет в запасе…»
Таким образом, допустимо предположить, что Тимергази Юсупов был призван на службу в 1892 году и провел 5 лет действительной службы по 1897 год, а затем с 1897 по 1910 годы пребывал в запасе.
Не позднее 1899 года Тимергази  женился на Бибигайше  Мухаматшариповой (1877-после 1917).
Есть основания полагать, что Бибигайша  Мухаматшарипова – односельчанка  Тимергази  из рода  Зингировых. В таком случае, ее отца звали  Мухаметзариф  Абдулатифов  (1837-после 1859),  деда по отцу -  Габдулатиф  Атнагулов  (1814-1850), бабушку по отцу  -  Рахима  Ибрагимова  (1820-до 1859),  прадеда по отцу  -  Атнагул  Зингиров  (1781-после  1859), прабабушку  по отцу  Сулубика (1781-до 1859), прапрадеда по отцу  -  Зингир.
Антагул  Зингиров заслуживает  особого упоминания. Он прожил не менее 78 лет (двойную, если не тройную жизнь по меркам 19 века) и  по всей вероятности  он был  весьма зажиточным и влиятельным  в определенных кругах вотчинником.  Дважды  женился  и вырастил  аж 11 детей, которые затем произвели на свет  десятки  внуков и внучек. Правда, двоих сыновей и одного  внука ему  пришлось  похоронить, в том числе  деда Бибигайши, Габдулатифа и дядю Бибигайши, Габдулсатара. Еще из примечательного.   Старший сын Атнагула, Габдулнафик,  в 1835 году  был призван в действующую армию за пределы губернии  (вероятно на Кавказ) и  дослужился до  казачьего  урядника  (унтер-офицерский чин на уровне командира взвода).  Трое сыновей  Атнагула  в 1858 году  переселились в село Новый Аткуль. Таким образом,  среди уроженцев данного села, вероятно, тоже есть наши родственники по ветви Бибигайши.
В браке Тимергази  и  Бибигайши  родились: Низамова (Тимергазиева) Камария (Минле-Камария) (1900-1975), -  моя прабабушка, и двое сыновей 1910 и 1912 годов рождения. Младшего назвали  Зиннат.
В 1917 году состоялась Всероссийская сельскохозяйственная и поземельная перепись, в том числе селе Старо-Аткуль. Семья Тимергази   Юсупова – под номером 85.Карточка для сплошной переписи сельских хозяйств - №45. Ф.И.О. домохозяина – Тимергазий Юсупов. Приписной. Сословие – крестьянин-башкирец-вотчинник.Состав семьи следующий: хозяин – 45 лет, сын  - 7  лет, сын – 5  лет, жена – 40  лет, дочь  -  17  лет.Сведения о хозяйстве следующие.Козлы и козы взрослые –1 голова. Козлята – 1 голова. Всего голов скота – 2. Сдача пашни: под озимые 2,33 десятин; под яровые 0,66 десятин.Под посевами хлебов и прочих полевых растений 1600 квадратных сажен.  Овес – 0,5.  Всего под посевом – 0,5. Под паром – 0,5. Всего пашни с залежью – 1.
Как видно, хозяйство Тимергази было отнсительно скромным. Он держал коз для получения молока.  Землю сдавал в аренду.
Тимергази  Юсупов  ушел из жизни после 1917 года году, прожив более 45 лет. Упокоен в селеСтаро-Аткуль (урочище Старый  Аткуль).

Эпоха   Камарии (Минле-Камарии)  Низамовой  (Тимергазиевой)   (1900-1975)

Камария  Низамова  родилась  3 ноября  1900 года в деревне  Старый Аткуль  в семье  крестьянина-вотчинника  Тимергази  Юсупова.  При свидетельстве  о рождении  она указана как Минле-Камария дочь Тимергази и поэтому ее девичья фамилия  - Тимергазиева.
Имя «Камария» в переводе с арабского языка означает «Лунная».
Приставка «Минле» - означает «Имеющая родинку». Считалось, что ребенок с родинкой помечен Богом. В старину  было  поверье, что  родинка  приносит  счастье. Если  ребенок  рождался с родинкой, ему  давали  имя с компонентом  минле. Если  родинку   обнаруживали по прошествии   значительного   времени с момента   рождения   ребенка, ему  давали  новое  имя, в состав  которого  входило  слово  минле (минне). Словамин (родинка), минле (с родинкой) использовались  также  для  обозначения  красоты, миловидности, обаяния  (источник: https://sanstv.ru/dict/).
Когда прабабушка выросла, настало время выдавать ее замуж. Она была сосватана за одного немолодого человека, которого не любила и с которым не хотела связать жизнь. У него уже были взрослые дети. Но родители настаивали на своем. Семья отца была очень скромной, выбора  у нее не было. Прабабушка всеми силами старалась избежать такой участи, но родители были непреклонны.
Когда она ушла к первому мужу, ее ждала ужасная жизнь. Его дети невзлюбили приемную мать. Ей стало настолько не выносимо, что она выпрыгнула с чердака, что  к сожалению привело к  потере ребенка. В итоге мужу дал ей развод. Она вернулась в отчий дом.
Что привело ее в деревню Новомедведево (Яна Аю), расположенную на другом берегу Белой? Можно строить много догадок, остановимся лишь на самых очевидных версиях. Юность Камарии пришлась на эпоху двух войн и самые тяжелые годы стали отступать после окончания Гражданской войны. Мирзагита и Камарию скорее всего познакомили родители. Так просто из деревни не выберешься – нужен был документ, так как паспортов тогда еще крестьянам не выдавали. Да и кто отпустит девицу так далеко одну? Вдовец  Мирзагит с двумя маленькими детьми тоже, скорее всего, дальше своей деревни не выбирался. А вот Тимергази, сдававший землю в аренду и получавший за это вознаграждение, скорее всего, мог себе позволить выезды.
Второй раз прабабушка вышла замуж в середине 1920-х годов за Низамова Мирзагита Низамовича, имевшего от первой жены двух детей: Зайтуну и Мирхалима. В браке у них родились еще двое детей, моя бабушка Асия в 1927-м (по документам в 1928-м) и Диния в 1932-м.
Никакого различия между своими и чужими детьми она не делала. О том, что Зайтуна и Мирхалим от другой мамы, они узнали от соседей и были очень удивлены. Но это ничего не поменяло. Они по-прежнему относились к Камарие как к родной маме.
По мусульманским обычаям жена оставляет девичью фамилию. Но Камария взяла фамилию мужа. Все это говорит о том, как сильно они любили друг друга.
То время в советской деревне было весьма тяжелым: голод, раскулачивание, коллективизация. Мой прадед, крестьянин-середняк, отказывался вступать в колхоз, за что подвергался травле со стороны активистов.
Он несколько лет тяжело болел и не выходил из дома, лежа находясь возле печки. Это говорит о том, что, скорее всего, его мучил озноб.
Прабабушка бралась за любую работу, чтобы добыть хоть немного денег. Недалеко от деревни находилась пристань, где она, наряду с мужчинами  разгружала баржи. Про тяжелую мужскую работу по хозяйству говорить не приходится. Дети были еще маленькими, не могли полноценно помочь ей. Она была тридцатилетней сильной во всех отношениях женщиной, худощавой, но жилистой. На своих хрупких плечах она тянула все хозяйство. 
Ее муж  Мирзагит ушел из жизни  в середине мая 1935 года в возрасте 45 лет. Скорее всего, ее работа в колхозе позволила им выжить.
Спустя два года Камария испытала еще тяжкое испытание.
Единственный сын Мирзагита, Мирхалим, ушел вслед за отцом еще до Великой Отечественной  войны. Он хорошо учился в школе и поступил в учебное заведение города Бирска. В тридцатых годах там функционировал Бирский педагогический техникум, который сейчас после многочисленных преобразований представляет из себя Бирский филиал Башкирского государственного университета. Дома Мирхалим серьезно готовился к экзаменам. «Имтихан, имтихан», повторял он маме с волнением. Но по дороге к месту учебы сильно простыл и от воспаления легких оставил наш мир в Бирске. Привезти его в родную деревню денег не было и его решили упокоить в Бирске. Это произошло в 1937 году.
В 1941 году началась Великая отечественная война. Семье прабабушки пришлось  еще  сложнее.
Во время войны дочь Асия работала в тылу (за что была награждена), а в 1945 году готовилась уйти на фронт. Но навыки комплекса ГТО (готов к трубу и обороне) ей не пригодились, так как 9 мая того года война закончилась. После окончания школы в 1947 году, она отправилась в Старую Мушту, где устроилась учителем начальных классов и параллельно поступила в Марийское педагогическое училище. В 1949 году вышла замуж за Мирхадиева Фаата из Старых Муштов, а затем и вовсе выехала с семьей за пределы БАССР.
Дочь Мирзагита, Зайтуна, вышла замуж в 1947 году, но при этом осталась в отчем доме. В 1948 году у них родилась первая дочь, Данифа.
Младшая дочь прабабушки, Диния, закончила учебу в школе в следующем году и в декабре 1948 года, они вдвоем в прабабушкой покинули Новомедведево, отбыв в Комсомольск-на-Амуре. В том городе жил брат Камарии, Зиннат, – это он предложил переехать Диние с мамой на Дальний Восток.
В Комсомольске-на-Амуре они устроились работать на Авиационный завод. Прабабушка работала в термическом цехе уборщицей. Сейчас этот завод называется: филиал ОАО «Компания Сухой» «Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагагрина». Чем жил завод в конце 40-х? Вот что говорит открытый источник.
С 1946 по 1949 год завод выпускал самолеты Ли-2, которые являлись лицензионным воспроизведением известного самолета DC-3 американской фирмы «Douglas». На протяжении нескольких десятилетий Ли-2 активно эксплуатировался гражданским воздушным флотом и военно-воздушными силами страны, был самым массовым пассажирским самолетом на союзных и зарубежных линиях Аэрофлота, за что получил неофициальное название – «Воздушный извозчик».
Послевоенные годы нашей истории омрачены началом «холодной войны» – длительным периодом противостояния двух супердержав – СССР и США. Для отечественной авиации освоение проектирования и изготовления боевых самолетов с реактивными двигателями явилось первостепенной задачей. Гордостью отечественной конструкторской мысли стал реактивный истребитель – МиГ-15. В 1949 году начался период освоения и выпуска МиГов, который стал, своего рода, вторым рождением завода. Выпуск авиационной техники такого класса потребовало полной перестройки технологических и производственных процессов. Несмотря на возникшие трудности, коллектив завода справился не только с освоением производства, но и с начавшимися работами по модернизации самолета. Ссылка на источник: http://www.knaaz.org/about/history/.
Пробыв какое-то время на Дальнем востоке, они вернулись в родную деревню.
Вернувшись, прабабушка снова устроилась работать в колхоз.
Затем, летом 1954 года прабабушка и Диния перебрались в город Черниковск (ныне – часть Уфы) и стали жить с семьей моего деда после ее возвращения в БАССР. В одной комнате зажили: дед Фаат, бабушка Асия, дядя Рим (их сын), тетя Диния и прабабушка. Комната находилась в коммунальной квартире по улице Кремлевской. Жили, как говорится, «в тесноте, да не в обиде». Взрослые работали, а прабабушка помогала ухаживать за подрастающим поколением. В 1956 году родился мой отец, Ильдар. 
Затем, в 1961 году все они переехали в двухкомнатную квартиру по адресу город Уфа улица Институтская (затем Комарова) 38А-57. 
Потом, примерно в середине 1960-х года прабабушка с Динией отправились на постоянное место жительства в город Учалы.
После этого, приблизительно в 1972 году, они вернулись в Уфу и поселились в комнате коммунальной квартиры по адресу улице Кольцевая 55-9.
В апреле 1974 года мой отец готовился служить в армии. Диния попросила его установить розетку рядом с кроватью, где спала прабабушка. Он пришел и начал тянуть провод. Прабабушка долго смотрела на него, а затем с грустью произнесла: «Я ведь Ильдарика больше не увижу». Она любила его как никто на свете. Он приободрил ее как мог, но жизнь распорядилась по своему и предчувствие прабабушку не обмануло. Это была их последняя встреча.
Ушла из жизни Камария в ноябре 1975 года в больнице «на руках» у моей бабушки Асии. В тот год мой отец служил  армии.
Упокоена прабабушка в деревне Новомедведево (Яна Аю).

По воспоминаниям тех, кто ее застал, она была добрым, отзывчивым и заботливым человеком. Она не разделала детей и внуков на родных и неродных. Для всех была мамой и бабушкой.
С моим отцом они были, как говорила моя бабушка Асия, «как рыбка с водой». Прабабушка называла его «бебикей» («ребеночек»). Они вместе катались на трамвае, гуляли в парке Александра Матросова и саду имени Пушкина (был такой в Черниковске в зеленой зоне ниже Северного автовокзала возле городских очистных сооружений канализации). Летом она брала его с собой в деревню и они на пароходе добирались до Яна  Аю. Иногда она говорила отцу: «Ильдарик, ты такой хорошенький, ну почему ты растешь?»
Очень любила постряпать. Готовила следующие блюда и продукты: хлеб из печи серый, кок (сушеная сладость) кызыл римчек (красный творог), масло, сметану, айран, катык, корт (творожный соленый сыр, белиш (крупный мясной пирог), шулпа (мясной суп), рыбный пирог из речной рыбы, кастыбый (тесто с пшеном или картошкой), варенье, блины, каши.
Когда жила в деревне, в огороде выращивала дыни, арбузы, табак (для мужа), картофель, тыкву.
Ростом была высокой, стройной, имела густые черные волосы, сплетенные в косу. Глаза у нее были голубого цвета.
Носила на голове платок, повязывая его двумя узлами, а два других  конца опускала за голову.
В религиозном отношении была весьма набожна. Молилась несколько раз в день, положив полотенце на пол. Умела писать по-арабски. Ходила, перебирая четки (они до сих пор сохранились). Перед едой говорила: «Сначала Аминь». Складывала ладоши, читала короткую молитву и только после этого приступала к еде. Ее четки сохранились до сих пор.
Не смотря на то, что прожила долгое время в сельской местности, прабабушка смогла адаптироваться к городской жизни. Находясь в городской квартире, не грустила и не тосковала. Готовила еду, прибиралась по дому, напевая песни, с интересом смотрела в окно…
Я родился в марте 1979 года и прабабушку уже не застал, но много про нее слышал. Моя бабушка Асия любила вспоминать про нее, отзываясь с глубоким сожалением о том, что ее больше нет. Я часто бывал в гостях у родственников по адресу улица Кольцевая 55-9, сидел на той же кровати, где она спала. В квартире по адресу улица Комарова 38А-57 я бывал много раз, так как жил в соседней квартире и с соседями поддерживал приятельские отношения. В настоящее время дома по адресу улица Кольцевая 55 уже нет. Эта двухэтажка-«сталинка» была снесена в начале 1990-х и теперь на его месте стоит многоэтажный дом по адресу улица Кольцевая 55/1. Дом по адресу улица Комарова 38А стоит и поныне, через дорогу от стадиона «Нефтяник».


Связь поколений

1. Родоначальник, Абдрешит, женился.
В браке родилось трое сыновей:
- Абдул  Абдрешитов  (1766-1830),
- Исаргап  Абдрешитов  (1762-1821) – прямой предок,
- Асфендияр  Абдрешитов  (1781-1845) – будущий указной муэдзин.

2. Судьба детей  Абдрешита сложилась следующим образом.
2.1. Абдул Абдрешитов  (1766-1830), женился на Зухре (1776-после 1834).
В браке родились:
          - сын Абдулманах Абдулов  (1809-1827),
- дочь Шамсизиган  Абдулова  (1810-после 1859),
- сын Абдулбасыр (Габдулбасыр) Абдулов (Габдулов)  (1813-после 1859),
- дочь Шамсухамар  Абдулова  (1815-после 1859).
2.1.1. Абдулбасыр  (Габдулбасыр)  Абдулов (Габдулов), женился первым браком   на   Анифе  Зейникаевой (Зайнутдиновой) (1814-после 1859).
В первом браке родились дети:
-  дочь Гарифа (1835-после 1859),
- сын Абдулнасыр (Габдулнасыр)  Абдулбасыров (1837-после 1859).
Вторым браком  Абдулбасыр  (Габдулбасыр)  Абдулов (Габдулов)  женился на Габиде Зубаировой (1834-после 1859).
Во втором браке родились дочери:
-  Галисафа  Абдулбасырова (1856-после 1859),
-  Гильмисафа  Абдулбасырова (1859-после 1859).
Кроме того, в семье Абдулбасыра  Абдулова вплоть как минимум до 1859 года проживала его родная сестра, Шамсизиган, по каким-то причинам так и не вышедшая замуж.
2.1.1.1. Сын  Абдулбасыра Абдулова, Абдулнасыр (Габдулнасыр)  Абдулбасыров,  женился на Мавизе  Ахшигаевой (1839-после 1859).
В браке родился:
- сын  Габдулгафур   Габдулнасыров (1853-после 1859).

2.2. Исаргап  Абдрешитов  (1762-1821) женился на Минясе (1771-после 1834).
В браке родилось трое детей:
- сын  ЯкупИсаргапов  (1814-после 1859) – прямой предок,
- дочь СархинисаИсаргапова   (1817-после 1834),
- дочь Махмуда Исаргапова(1821-после 1834).

2.3. Асфендияр   Абдрешитов (1781-1845) стал указным муэдзином, женился на Гульсафаре  Шамсигуловой  (?)   (1791-после 1859).
В браке родились сыновья:
-  Гилязитдин  Асфендияров (1808-1954),
- Мифтахетдин (Фаттахитдин)    Асфендияров (1810-после 1859),
-  Каюмъатдин (Камалетдин)   Асфендияров  (1813-после 1859)–будущий  указной  казначей,
2.3.1. Гилязетдин Асфендияров, женился на Бадрикамал (1810-до 1850) и Муглифе Сейфумулюковой (1820-после 1859).
В браках родились:
-  сын  Фаррахутдин Гилязетдинов   (1830-после 1859),
-  сын  Мингазетдин Гилязетдинов  (1839-после  1859),
-  сын  Асраратдин  Гилязетдинов (1847-после  1859),
-  сын  Ахъяретдин  Гилязетдинов  (1847-после  1859),
-  сын  Азильмустафа Гилязетдинов  (1852-после  1859),
-  сын  Низаметдин  Гилязетдинов  (1854-  после 1859),
-  дочь  Бибигандиша  Гилязетдинова  (1828-после  1834),
-  дочь  Бибисара  Гилязетдинова  (1833-после  1834);
-  дочь  Шамсураян  Гилязетдинова  (1843-после  1859);
-  дочь  Шамсукамал  Гилязетдинова  (1845-после  1859).

2.3.1.1. Фаррахутдин Гилязетдинов   женился  на   Бибисафе Гайнуллиной  (?) (1835-  после  1859).
В браке  родились  дочери:
-  Сахиба Фаррахутдинова   (1854-после  1859);
-  Фаиха  Фаррахутдинова (1856-после  1859);
-  Шамсия Фаррахутдинова  (1858-после  1859).

2.3.2.  Мифтахетдин (Фаттахитдин)  Асфендияров,  женился на Балризе  Кучумовой   (1811-после  1859).
В браке родились:
-  дочь  Бибисафа  Мифтахетдинова  (1832-после  1850),
-  сын  Фадтахитдин  Мифтахетдинов  (1834-1834),
-  дочь  Шамсузиган  Мифтахетдинова (1836-после  1850),
-  дочь  Фархизиган  Мифтахетдинова (1838-после  1859),
-  дочь  Мадина  Мифтахетдинова  (1842-после  1859),
-  дочь  Зюлейха  Мифтахетдинова  (1844-после  1859),
-  дочь  Фатима  Мифтахетдинова  (1848-после  1859);
-  сын  Муса  Мифтахетдинов (1855-после  1959).

2.3.3. Каюмъатдин (Камалетдин)   Асфендияров стал указным казначеем, женился на Гафифе Гузеировой  (1815-после  1859).
В браке родились:
-  сын  Камалетдин  Каюмъатдинов  (1834-1835),
- сын   Резван  Каюмъатдинов (1837-  после 1859),
-  сын  Абдрашит   Каюмъатдинов (1846-  после 1858),
-  сын  Галлямкашаф Каюмъатдинов (1852-  после  1858),
-  дочь  Сахибкамал  Каюмъатдинова (1839-после  1859),
-  дочь  Муниба  Каюмъатдинова  (1848-  после  1859).

3. Судьба  детей  Исаргапа  Абдрешитова сложилась следующим образом.
3.1. ЯкупИсаргапов  (1814-после 1859)женился на Валише Исламгалиевой (1823-после 1859).
В браке родились:
-  Юсуп    Якупов (1839-после 1917) – прямой предок, 
-  Идрис   Якупов  (1851-после 1917), 
-  Ильяс    Якупов (1852-после 1917),
-  Земалетдин   Якупов (1855-после 1859),
-  Гальмитдин   Якупов (1860-после 1917), 
-  Шарифа  Якупова (1845-после 1859), 
-  Магрифа   Якупова  (1848-после 1859).
3.2. СархинисаИсаргапова   (1817-после 1834) – не известно.
3.3.  Махмуда Исаргапова(1821-после 1834) – не известно.

4. Судьба детей Якупа Исаргапова  сложилась следующим образом.

4.1. Юсуп    Якупов (1839-после 1917)женился на девушке  1847 года рождения.  В браке родились сыновья 1872,  1977 и 1898 года рождения и дочь 1896 года рождения. Старшего сына назвали Тимергази Юсупов  (1872-после 1917) и он является прямым предком.

4.1. Идрис   Якупов  (1851-после 1917) женился.
В браке родились сыновья
-  Сайфуттияр Идрисов (1874-после 1917), 
-  Абу-Вакил Идрисов (1877-после 1817),
-  Шамсиахмат Идрисов (1880-после 1917),
-   еще два сына 1891 и 1894 годов рождения. 

4.2. Ильяс    Якупов (1852-после 1917) женился. В браке родились: сын Ахмухамат (1882-после 1917) и  дочери 1900, 1902, 1907, 1911 годов рождения.

4.3. Земалетдин   Якупов (1855-после 1859) – не известно.

4.4. Гальмитдин   Якупов (1860-после 1917) женился. В браке родился сын 1898 года рождения.

5. Судьба  детей  Юсупа Якупова сложилась следующим образом.   
5.1. Тимергази Юсупов  (1872-после 1917)  женился на Бибигайше  Мухаматшариповой (1877-после 1917).
В браке родились:
-  Низамова (Тимергазиева) Камария (Минле-Камария) (1900-1975) -  моя прабабушка и
-   двое сыновей 1910 и 1912 годов рождения; младшего назвали  Зиннат.

6. Судьба детей  Тимергази   Юсупова сложилась следующим образом.
Низамова (Тимергазиева) Камария (Минле-Камария) вышла замуж за Низамова  Мирзагита  Низамовича.
В браке у них родились две  дочери:
- Асия Мирзагитова  (1927-2009) – моя бабушка,
- Диния Файзуллина  (Мирзагитова)  (1932-2020).
Младший сын, Зиннат  Тимергазиев (1912-после  1950), уехал в Комсомольск-на-Амуре  и работал там на авиазаводе.

7. Судьба  детей  Низамовой  Камарии  сложилась следующим образом.
7.1. Мирзагитова  Асия  Мирзагитовна  (1927-2009)   вышла замуж  за  Мирхадиева  Фааата   Мирхадиевича  (1920-1991).
В браке родились сыновья:
-  Мирхадиев Рим Фаатович  (1951-1914),
-  Мирхадиев  Ильдар  Фаатович  (1956).
7.2.  Файзуллина  (Мирзагитова)   Диния  Мирзагитовна  (1932-2020)  вышла замуж  за Файзуллина  Закарею  Фаткулловича (1932-1983).
В браке родился:
-  сын Файзуллин   Марат  Закареевич  (1976).

8. Судьба детей  Мирзагитовой  Асии  Мирзагитовной сложилась следующим образом.
8.1. Мирхадиев  Рим  Фаатович  (1951-1914) женился.
8.2. Мирхадиев  Ильдар  Фаатович  (1956) женился  на Мирхадиевой  (Чечневой)  Галине  Евгеньевне (1958).
В браке родились:
-  сын  Мирхадиев  Вадим  Ильдарович  (1979),
-  дочь   Мирхадиева  Наталья  Ильдаровна  (1988).
9.  Судьба  детей   Мирхадиева  Ильдара Фаатовича  сложилась следующим образом.
9.1.  Мирхадиев  Вадим  Ильдарович  (1979) женился дважды.
Первый брак  –  на Карюк  Юлие Владимировне (1976). В браке  усыновлен сын  Карюк  Антон  (1996).  В 2004 году брак расторгнут. В 2005 отменены родительские права.
Второй брак  -  на Мирхадиевой  (Миндибаевой)   Ирине Акзяновне  (1979).
В браке родились дети:
-  дочь  Мирхадиева  Милана  Вадимовна  (2009).
-  сын  Мирхадиева  Дмитрий  Вадимович (2020). 
9.2.  Мирхадиева   Наталья   Ильдаровна (1988)  по состоянию на 2022 год  не замужем. Детей  не имеет.

    10.  Дети Мирхадиева Вадима Ильдаровича, Милана и Дмитрий, в настоящее время  несовершеннолетние.


Выдержки из источников


Ревизская сказка
1834 года марта 20-го Оренбургской губернии Бирского уезда 9-го юрта 10-го Бирского кантона Гарейской волости  деревни Аткулевой старшины  Кудаймета  Абутасова о состоящих в оной  мужского и женского пола Башкирцах, оказавшихся по 8-й ревизии  мужского пола 96 и женского пола 86 душ

Башкирцы

Семья №13
Абдул Абдрешитов –  умер 1830 (50 лет*)
Его сын Абдулманах– умер 1827 (7 лет*)
Его сын Абдулбасыр – 21 год
Абдула Абдрешитова  жена на Зухра – 58 лет
Его дочьШамсухамар– 19 лет
Абдулбасыра  Абдулова  жена  Анифа  –  20 лет

Семья №14
Исаргап  Абдрешитов – умер 1821 года (44 года*)
его сын Якуп – 20 лет
Исаргапа  Абдрешитова жена  Миняса – 43 года
его дочери:
Сархиниса  –  17 лет
Махмуда  –  13 лет

Семья №15
Указный муазин Асфендияр   Абдрешитов  -  53 года
Его  сын  Гилязитдин  -  26 лет
Гилязитдина  сын  Фаррахутдин  -  4 года
Афсендияра  2-й  Фахтахитдин  Асфендияров  -  24 года
Фахтахитдина  сын  Фадтахитдин  –  1 месяц
Афсендияра  3-й  сын  Каюмъатдин  Асфендияров  -  21 год
Каюмъатдина  сын  Калямитдин  –  1 месяц
Асфендияра   Абдрешитова   жена  Гульсафара  -   43 года
Гилязитдина  Асфендиярова  жена  Бадрикамал  -  24  года
Его дочери:
Бибигандиша  -  6  лет
Бибисара  -  1  год
Фахтахитдина  жена  Балриза  -  23  года
Его дочь  Бибисафа  -  2  года
Каюмъатдина  Асфендиярова  жена  Гафифа  -  19  лет

*Примечание. Возраст на момент предыдущей переписи в 1816 году.

История башкирских родов
Гирей
Том 2 часть 2

Документы о состоянии X иXIбашкирских кантонов башкирского войска
Род Гирей
Документы о состоянии X башкирского кантона
Ведомость о состоянии юрт X башкирского кантона, расположенных в Оренбургской Губернии вБирском уезде за 1844 год

9 юрта
Юртовый старшина зауряд есаул Хисметулла Мустафин
Оная юрта состоит из деревень:
Аткулевой
Число дворов – 41
Число мечетей – 1
Число чиновников:
Служащих – 1
Отставных – 1
Урядников:
Служащих – 5
Отставных – 0
Башкирцев
Служащих – 44
Отставных – 10
Малолетков – 60
Духовного звания – 3
Итого людей – 127
Расположение деревень – при речке Откуле от Кантонной квартиры в 65 верстах

Именной список 10-го Башкирскаго Кантона  служащих  жителей за 1844 год

Казаки

Гилязетдин  Асфендияров
Сколько от роду лет – 44
Время вступления в службу – 1818
Время последней командировки:
На линейной или внутренней службе – 1839
Вне губернии или в армии – 0
Сколько всего раз был на службе – 5

Муфтахитдин  Асфендияров
Сколько от роду лет – 34
Время вступления в службу – 1827
Время последней командировки:
На линейной или внутренней службе – 1836
Вне губернии или в армии – 0
Сколько всего раз был на службе – 2

Абдулбасыр  Абдулов
Сколько от роду лет – 30 лет
Время вступления в службу – 1831
Время последней командировки:
На линейной или внутренней службе – 1833
Вне губернии или в армии – 0
Сколько всего раз был на службе – 2

Якуп  Исупанов (Якуп Исаргапов – примечание автора)
Сколько от роду лет – 30
Время вступления в службу – 1831
Время последней командировки:
На линейной или внутренней службе – 1833
Вне губернии или в армии – 0
Сколько всего раз был на службе – 2

Ревизская сказка
1850 года июля 24 дня Оренбургской губернии Бирского уезда 11-го Башкирского кантона юрты №9 деревни Аткулевой  о состоящих мужского и женского пола башкирцах

Семья №13
Абдулбасыр Абдулов– 37 лет
Абдулбасыра  сын  Абдулнасыр  – 1 3 лет
АбдулбасыраАбдулова  жена  Анифа  Зейникаева  -  35  лет
Его  дочь  Гарифа  -   15  лет
АбдулбасыраАбдулова   родная  сестра  Шамсизиган  -  40  лет 

Семья №14:
Якуп   Исаргапов  –  36 лет,
Якупа  сын  Юсуп  –  9 лет,
Якупа  Исаргапова  жена Валиша  Исламгалиева  –  27 лет
Его  дочери: 
Шарифа  –  5 лет
Магрифа  –   2   года

Семья №15
Асфендияр   Абдрешитов  -  53 года (умер 1845*)

Асфендияра сыновья
1-й  Гилязитдин  -  42 года
Гилязитдина  сыновья 
От 1-й жены
Фаррахутдин  -  20 лет
Мингазетдин – 11 лет
Асраратдин – 3 года
От 2-й жены:
Ахъяретдин – 3 года

Афсендияра  2-й сын Мифтахетдин(Фахтахитдин*)  Асфендияров  -  40 лет
Мифтахетдина (Фахтахитдина*)  сын  Фадтахитдин  –  1 месяц (умер 1834*)

Афсендияра  3-й  сын  Каюмъатдин  Асфендияров  -  37 лет
Каюмъатдина  сыновья
Камалетдин  –  1 месяц (умер 1835*)
Резуван –13 лет
Абдрашит – 4 года

Асфендияра   Абдрешитова   жена  Гульсафара  -   59лет

Гилязитдина  Асфендиярова  женаМуглифа Сейфумулюкова – 30 лет
Его дочери:
Бибисара  -  17  лет
Шамсуяраян  -  7 лет
От 2-й жены
Шамсукамал – 5 лет

Мифтахетдина  жена  Балриза  Кучумова  -  39лет
Мифтахетдина Асфендиярова дочери:
Бибисафа  -  18 лет
Шамсузиган – 14 лет
Фархизиган – 12 лет
Мадина – 8 лет
Зюлейха – 6 лет
Фатима – 2 года

Каюмъатдина  Асфендиярова  жена  Гафифа  Гузеирова  -  35  лет
Его дочери:
Сахибкамал – 10 лет
Муниба – 2 года

*Примечание. Возраст на момент предыдущей переписи в 1834 году.







Ревизская сказка
1859 года июня 15 дня Оренбургской губернии Бирского уезда 13-го Башкирского кантона юрты №9 Старой  Аткулевой деревни о состоящих мужского и женского пола башкирцах

Семья №30
Габдулбасыр Габдулов – 46 лет
Габдулбасыра сын  Габдулнасыр – 22 года
Его сын от первой жены Габдулгафур – 6 лет

Габдулбасыра
1-я  жена  Анифа  Зейникаева  -  44  года
2-я жена Габида Зубаирова – 25 лет
Его  дочери:
От 1-й жены: Гарифа  -   15  лет
От 2-й жены:
Галиссафа – 3 года
Гильмусафа – новорожденная

Габдулнасыра  жена  Мавиза  Ахшибаева (?) – 20 лет

Габдулбасыра Габдулова   родная  сестра  Шамсизиган  -  49  лет 

Семья №31
Якуп   Исаргапов  –  45 лет
его сыновья:   
Юсуп  –  18 лет
Идрис – 8 лет
Ильяс  -  6 лет
Земалетдин  -  4 года

Якупа  Исаргапова  жена Валиша  Исламгалиева  -  36 лет
его  дочери: 
Шарифа  –  14 лет
Магрифа  -  11   лет

Семья №32
Гилязетдин Асфендияров – 42 (умер 1854*)
Его сыновья:
От 1-й жены:
Фаррахитдин  -  29 лет
От 2-й жены:
Мингазетдин – 20 лет
Асраратдин – 12лет
Ахъяретдин – 12лет
Азильмустафа – 7 лет
Низаметдин  -  5 лет

Гилязетдина мать    Гульсафара  Шамсигулова (?) -   68 лет
Его дочери:
От 1-й жены
Шасураян – 16 лет
Шамсукамал – 14 лет

Фаррахитдина жена Бибисафа Гайнуллина (?) – 24 года
Его дочери:
Сахиба – 6 лет
Фаиха – 3 года
Шамсия – 1 год

Семья №33
Муфтахетдин Асфендияров  -  49 лет
Его сын:  Муса – 4 года

Мифтахетдина  жена  Балриза  Кучумова  -  48  лет
Его  дочери:
Фархизиган – 21 год
Мадина – 17 лет
Зюлейха – 15 лет
Фатима – 11 лет

Семья №34
Указнойказначей Камалетдин (Каюмъатдин)Асфендияров  -  46 лет
Его сыновья
Резван –  22 года
Абдрашит – 13 лет
Галлямкашаф  -  7  лет

Камалитдина  жена  Гафифа  Гузеирова  -  44 года
Его дочери:
Сахибкамал – 20 лет
Муниба –11 лет

*Примечание. Возраст на момент предыдущей переписи в 1850 году.


Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел
Выпуск 45: Уфимская губерния: ... по сведениям 1870 года

№1331
Название населенных мест – Старая Аткулева, деревня
Положение – при реке  Белой
В верстах:
От уездного города – 110
От станов.кварт. – 35
Число дворов – 60
Число жителей:
Мужского пола – 184
Женского пола – 153
Этнографический состав населения, молитвенные здания, учреждения, виды промышленности кроме земледелия и скотоводства – Б. (башкиры – примечание автора),  Тп. (тептяри – примечание автора),  Мечеть – 1, Училище. Пчеловодство, тканье, улей.

Полный список населенных мест Уфимской губернии
Уфа, 1896

Бирский уезд – стан IV (стр.164)
Название населенных мест – Старый  Аткуль, деревня
Положение – приозере   Аткуль
К какой волости принадлежат поселения на крестьянских землях – Каинлыковской
№ участка земского начальника - 11
Число дворов – 139
Число жителей:
Мужского пола – 416
Женского пола – 413
Молитвенные здания, учреждения  административные, учебные и благотворительные, промышленные заведения, ярмарки и базары – Мечеть1, хлебозапасный магазин 1


Метрическая  книга  деревни Старый  Аткуль  1900  год

№17
Имя ребенка  -  Минле-Камария
Число и месяц – 03 ноября
Отец – солдат Тимер-Гази Юсуф улы
Мать – башкирка Биби-Гайша  Мухаммад-Шариф  кызы


Полный алфавитный список всех населенных мест Уфимской губернии
Уфа, 1906

Каинлыковская  волость
№24 (стр.145). 
Старо-Аткулева, деревня, при реке Белой, на проселочной дороге,  мечеть, 2  бакалейные лавки, 3 хлебо-запасных магазина,  2  ветряные  мельницы
Расстояние в верстах:
От уездного города – 90
От волостного правления – 10
Число дворов – 161
Число жителей:
Мужского пола – 497
Женского пола – 354
Род занятий населения – земледелие

Национальный Архив РБ
Материалы поземельной переписи 1917 года по: с. Старо-Аткуль, Бирский уезд, Ново-Каинлыковская волость; фонд Р-473, опись 1, дело 2638

№80 Ильяс Якупов
Хозяин – 65, жена – 45, дочь – 17, дочь – 15, дочь – 10, дочь – 6

№84 Юсуп Якупов
Хозяин – 78, сын – 43, сын – 19,  жена – 70, дочь – 21

№85 Тимергазий Юсупов
          Хозяин –45, сын – 7, жена – 5, дочь – 17

№86 Гальмитдин Якупов
Хозяин –57, сын – 19, жена – 50, сноха – 20

№177  Ахмухамат  Ильясов
Хозяин – 35, сын – 7, жена – 25, дочь – 1

№183 Идрис Якупов
Хозяин –70, сын – 26, сын – 23, жена – 70, прис. – 14

№218 Шамсиахмат Идрисов
Хозяин  – 37, сын – 7, сын – 7, жена – 27

№219 Абу-Вакил Идрисов
Хозяин – 40, сын – 8, жена – 35, дочь – 11

№231 Ануаритдин Галямитдинов
Хозяин – 45, сын – 0, жена – 43, дочь – 19,  дочь – 13,  дочь – 11,  дочь – 7,  дочь – 4 

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН      
М.И. Роднов
НАСЕЛЕНИЕ УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ ПО ПЕРЕПИСИ 1920 ГОДА:  ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ  (Бирский, Златоустовский и другие уезды)          
Москва 2014

29. Новокайнлыкская волость  (ЦИА РБ. Ф. Р-473. Оп. 1. Д. 836-837)

№26 (стр. 89).
Селение –Ст.Аткулево
Национальность –
Башкиры
Число хозяйств – 179
Число жителей – 1016
Тептяри
Число хозяйств – 24
Число жителей – 127
Мишари
Число хозяйств – 1
Число жителей – 4

Список
Населенных пунктов
Башреспублики
Уфа – 1926 год

Бирский кантон (стр. 54)
№ 31
Название волостей и населенных пунктов –Старо-Аткулева
Род населенного пункта – деревня
Преобладающая национальность – б. (башкиры – примечание автора)
Число верст до ВИКа – 12
Число дворов -  215
Число душ М. – 503, Ж. – 570, обоего пола – 1073
Число хозяйств в 1925 году – 208

Уроженцев исчезнувшего села вКраснокамском районе соберет сабантуй

30 июня на месте села Старый Аткуль Краснокамского района состоится сабантуй. Более 20 лет назад жителей этого села переселили при строительстве Нижнекамского водохранилища, однако село осталось незатопленным.
Как сообщил агентству «Башинформ» глава Новобуринского сельсовета, уроженец исчезнувшего поселения Анис Галиев, уникальность сабантуя в том, что жители села Старый Аткуль проводят его один раз в пять–десять лет в память о своей малой родине. Для них это повод собраться вместе, навестить родные места. В рамках сабантуя состоится праздник «Здравствуйте, односельчане».
Основатели Старого Аткуля – представители башкирских племен герей (киреит) и елан. Первое документальное упоминание о селе относится к началу XVIII века, когда вотчинники по договорной записи от 17 ноября 1729 года пустили в свое поселение тептярей. Уроженцы села принимали участие в войне с Наполеоном, в Великой Отечественной войне. Староаткулевцы успешно трудились в колхозе «Алга», который удерживал лидирующие позиции вКраснокамском районе по надою молока и помолу зерна. В 1964 году в селе прошла инвентаризация. Летом 1968 года был собран сход жителей по вопросу переселения. Постановление о зоне затопления под Нижнекамское водохранилище и выселении сел в этой зоне было принято в конце 1968 года. Выезд людей начался с 1969 года. Если еще в 1988 году жилыми были пять дворов, в которых проживали 16 человек, то в 1989 году в селе остался только один Фаиз-бабай, который никак не хотел покидать Старый Аткуль. Тем временем шло строительство Нижнекамского водохранилища, бассейн которого заполнялся водой. Однако уровень воды остановился на 63 метрах, не достигнув 68-метровой отметки, и территория Старого Аткуля оказалась незатопленной. Теперь уроженцы села проживают во многих уголках России и даже за рубежом.
Автор: Тимур Рахматуллин
Источник: