Мамины истории

Татьяна Кравченко 3
    Как-то так получалось, что из каждой поездки домой я увозила новую историю. И в историях этих - главными  героями были родственники: то сама мама, то её братья, то племянники, и даже мы - дети!

   У мамы в памяти было столько историй, что, наверное, их хватило бы на множество рассказиков. И вот еще один…

   Несколько дней назад маме  исполнилось бы сто лет. По этому случаю я весь день вспоминала её рассказы, памятные истории её жизни, напекла с утра поминальных блинов, потом, в течение дня перезванивались с братом и сестрами. Всё об одном - мамин День рождения: сто лет!

   И как-то незаметно проплывали картинки из детства мамы!
Большой стол в украинской хате.  Деревянные ложки,  и чашка, к которой тянутся руки десятерых детей, и девчонка с карими глазами, которая не ест суп, потому что в нём морковка  и лук! Отец, заметив это,  напоминает, что большая ложка для того и существует, чтобы научить девчонок есть то, что дают! До сих пор удивляюсь,  что это отвращение к морковке и луку в супе передалось моей внучке,  Лизоньке. Уж стараюсь, чтобы лук и морковка к ней в тарелку не попадали, но она не начнёт есть, пока не найдет и не выловит их из тарелки. Да,  я было и забыла,  про эти мамины фокусы, если бы не случай из последнего приезда мамы к нам в гости.  Супчик с курочкой доваривался на плите, осталось только лучок поджарить с морковкой,  и тут мама  сказала: - если ты это  опустишь в суп - я есть не буду! Отложи мне в тарелку и делай потом, что захочешь.
 
   Вот это да! И у Лизы -  каприз на  генном уровне! Вот уж не приходится сомневаться, кто родня!  Ругать и воспитывать – нет смысла!

   Вспоминаю мамины истории, её детство на Украине, её жизнь в  Ленинграде накануне войны, эвакуацию в Иркутск,  и её приезд с нашим папой в Тавду, на Урал, где и прошла почти вся её жизнь.

  -  Ой, Алексей, тревожно мне, и зачем  ты повез меня на Урал, ведь в Иркутске мне уже комнату дали, и работа у меня хорошая, и Света в садик ходит. Всё устроилось, а как меня еще твоя мама встретит?  Украинка,  да еще с ребёнком…
   - Не трусь, на твои страхи я есть! А что украинка… так ведь она сама – татарка! А папка - вятский! Интернационал! И заливисто захохотал.
 
    Как-то при разговоре с бабушкой, мама сказала, что ведь она тоже не русская, а татарка! Бабушка нахмурила черные мохнатые брови и вдохнула: - это тебе Алешка наплёл, что я татарка! Вот врун и хохотун! Чего наврал! Русская я, русская, из одной деревни с его отцом. Вятские мы!

   Но по своей Украине мама скучала! При первой же возможности ехала домой, хотя и дома-то не было -  немцы сожгли! И деревни не стало, кое-как братья  нашлись.  И я была на Украине у маминых братьев. Вернувшиеся с фронта они обосновались  и осели в поселке, названном Новенькое. Я была у них с родителями, когда мне было лет 13-14.  И у дяди Ивана была, рядом с деревней,  в котором прошло детство мамы. И это был 1963 год.
 
    Дядя Ваня приехал встречать нас на лошади, и телега тарахтела от станции до села часа три. Дядя Ваня ворчал, что уже третий день не работает в колхозе, да еще лошадь берёт, на что мама сказала, что надо было бы просто тележку взять, а мы бы и пешком дошли!  Я была разочарована.  Думала, что увижу богатые поля пшеницы или ржи  с васильками, но в конце августа - всё было уже убрано и ветер гнал пыль вдоль дороги. И только синее небо радовало меня, такое высокое, какое бывает только в степи!
 
   Изба, которую на Украине называют "хата"  была просторной, лавки от стенки до стенки, угол под образами, единственная кровать, да кухонный стол. Почти все избы в селе крыты соломой, и дядя Ваня настелил свежую солому, как-бы украшая дом. Пол в сенях – глиняный, накрашен краской из тертого кирпича -  тоже сделано это в честь нашего приезда. Ходить надо по этому полу аккуратно, по настеленным половичкам. В сенях -  большой сундук, откуда тетя Параска достала для нас чистый,   вышитый крестиком,  рушник! Еще я удивилась, что в огороде не было яблонь, на что взрослые переглянулись и не стали мне объяснять, почему.

   А потом была гроза! Родители ушли в гости к маминой подруге Оксане в другую деревню, а мы с Ниночкой остались с тетей Параской.  Такой страшной грозы я не помню,   и такого страха, я никогда не испытывала. А тетя Параска, успокоила меня,  сказав, что –« ну две-три соломенных крыши сгорят…». Во всем селе только в трех домах крыши были железом покрыты.
 
   На следующий день мы пошли на колхозные работы. Надо было отрабатывать  трудодни!  Толик, сын дяди Вани, ушел на работы с мужиками: отцом и моим папой.
 
    А мы все втроём, взяв с собой Ниночку – отправились на колхозное поле- «дергать конопельки»!  Каждой семье было отведено поле -  большой участок, и надо было с корнем вырвать коноплю, связать в снопы, а потом кто-то из мужчин должен был снопы отвезти к реке.  Обычно это делали подростки.
Мы уже заканчивали работу, когда ближе к меже, мама заметила неожиданную конструкцию, сплетённую из конопли. Ветки были склонены друг к другу и  связаны замысловатым узлом. Часть конопляных стеблей валялись рядом с этим сооружением,  а следы вели к меже. Следы от девичьих тапочек.
 
   - Что это? – Удивилась мама.
   - Не иначе, как ворожба на моего Толика -  всплеснула руками тетя Параска.
   - Похоже - согласилась моя мама. Парень взрослый уже. Осенью или весной в армию идти?   Невеста поди уже есть?
   - Та нет. Отбивается он от девки одной!  Липнет к нему, уж не её ли рук дело?
   – А что? Плохая девчонка?
   - Да не плохая! Но вся родня её с нечистой силой знается. Вся деревня сгорела в войну, кроме их хаты. Не иначе, как колдовство помогло.

    Мы все стояли и смотрели на эту,  как нам казалось, заколдованную конструкцию, и как раз в этот момент подъехал на лошади Толик. Он тоже сразу всё понял, и в юношеской запальчивости стал вырывать стебли конопли, и  разбрасывать их по полю! Тётя Параска пыталась остановить его, говорила, что это на него порча сделана, а может и что пострашнее. Не надо трогать эту коноплю, может не сработает,  и всё обойдется! Но Толик уже разметал сооружение, и злой,  стал складывать снопы на телегу.
 - Ну вот, расстроился,  - закручинилась тетя Параска, - сам не свой! И закричала: -  Зови мужиков обедать!

   А вечером у нас с братом состоялся примерно такой разговор:
   – Ты что,  веришь этим предрассудкам? – спросила я.
   - Да нет, не верю.
   - А какие у вас отношения?

   Мне хотелось сравнить развитие  отношений у нас, на Урале и отношения у деревенской  молодежи на Украине. Толик старше меня на три года.  Мы, девчонки,  смеясь, делили развития отношений  на такие группы: -  первая, это когда мальчики «бегают»  за девочками,  вторая группа – это,   когда уже - «ходят»,  т.е. отношения переросли в более старшую фазу. Следующая стадия – это когда – «стоят». В нашем понимании – обнимаются и целуются.  Мне 14 лет. В этом я разбиралась только теоретически.  А вот на какой стадии отношения Толика с этой девочкой я допытаться не смогла.

   – Пойдем на танцы?- предложил Толя.
   – Нет, что ты? Я еще маленькая! Мы в этом возрасте еще не ходим!
   - У!!! А наши девчонки уже давно ходят! Пошли! Только ты не говори, что моя сестра!  А если она спросит,  скажи что городская! К родственниками приехала.

   Быть «подсадной уткой» мне не хотелось. И я наотрез отказалась. Теперь вот жалею, что была возможность посмотреть наяву, что за танцы деревенские? Только в кино и видела.
 
   Я часто вспоминала эту поездку. И этот случай с ворожбой, и то, как брат раскидал эту наговорённую конструкцию из конопли, и как мы с деревенскими девчонками бегали по замоченным в ручье конопляным снопам, и как плавно они уходили под воду, а нам было так весело и сладко от этой деревенской жизни.

   И вдруг – мамин новый рассказ.
   - Помнишь Толика, сына Ивана?
   - Помню, конечно! Ему еще деревенская девчонка какую-то конструкцию из конопли на поле сделала, наверно  наговор!   А что?
   - Да вот приезжал Толик недавно, на инвалидной коляске. Придавило его в шахте, в Донбассе.  После армии – шахтёром стал. И их бригаду завалило породой.  Достали не всех. А у Толика – отрезали обе ноги. Правда, коляску дали,  и инвалидность. Но…-  и мама безутешно заплакала. 
    И я вместе с нею.
    Не сложилась судьба...не сложилась.