Азбука Ахматовой - Пастернак, Паустовский

Юрий Прокуратов
Азбука Ахматовой - Борис Пастернак, Константи Паустовский

Пастернак Борис

ПАСТЕРНАК  БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ (до 1920 года  БОРИС ИСААКОВИЧ) (1890, Москва - 1960, Переделкино), поэт. “...Отец Пастернак Исаак Иосифович. Мать Райца Срулевна Кауфман.

8 февраля 40. Я сказала, что поэты очень похожи на свои стихи. Например, Борис Леонидович. Когда слышишь, как он говорит, понимаешь совершенную естественность, непридуманность его стихов. Они — естественное продолжение его мысли и речи. — Борис Леонидович в самом деле очень похож, — согласилась Анна Андреевна. — А я? Неужели и я похожа? — Вы? Очень. — Это нехорошо, если так. Препротивно, если так. Но вот Блок был совсем не похож на свои стихи…

4 августа 40. К моему удивлению, стихи названы Борисом Леонидовичем главным образом из «Четок» и «Anno Domini» – то есть давнишние, известные всем, и мне в том числе, наизусть.
Я удивилась вслух.
– Сейчас я вам все объясню, – сказала Анна Андреевна. – Он просто впервые читает мои стихи. Уверяю вас. Когда я начинала, он был в Центрифуге, ко мне, конечно, относился враждебно и попросту моих стихов не читал. Теперь прочел впервые и, видите ли, совершил открытие: ему сильно понравилось «Перо задело о верх экипажа…». Дорогой, наивный, обожаемый Борис Леонидович!


31 августа 1940... наладился было писать стихи, но не пришлось. “Сначала Зина собиралась в Крым... потом огурцы поспели... надо было бочки запасать... бочки парить...” Честное слово, так и сказал: парить бочки.
______________________
8 мая 1954. Его новый вид и смысл пронзает мое сердце. Никакой могучей старости. Измученный старик, скорее даже старичок. Старая спина. Подвижность, которая еще недавно казалась юношеской, теперь кажется стариковской и при том неуместной. Челка его неуместна. И курточка. А измученные, исстрадавшиеся глаза - страшны.
“Его скоро у нас не будет”, - вот первая мысль, пришедшая мне на ум.
... Борис Леонидович, заплакал читая сцену Фауста с Маргаритой...
... - Жаль его! Большой человек - и так страдает от тщеславия.

30 декабря 55. Когда-то, в Ленинграде, Анна Андреевна говорила мне, что из Пастернаковских любовных стихов возникает обычно образ любви, но не образ женщины, к которой они обращены. «А вот в «Свидании», – сказала я, – женщина видна очень ясно. Тут не только портрет чувств, но и портрет героини».
– Научился, – согласилась Анна Андреевна. – Это ему труднее всего далось. Раньше он умел только про природу, про любовь и про искусство. Но не про людей.
Уйдя, я подумала, что она не права.

28 января 56. Я призналась, что мне очень хотелось бы чтобы Борис Леонидович прочитал мою повесть. («Софью Петровну»)
Анна Андреевна замахала на меня руками.
- Нет, нет, ничто чужое его не интересует. Этоне Осип, который носился по городу с каждой чужой строкой, как собака с костью. Этот ничего чужого не может слышать….

14 февраля 58. Когда пишешь то, что написал Пастернак, не следует претендовать на отдельную палату в больнице ЦК партии.

29 октября 58. Еду. Мальчишка шофер внезапно обернулся ко мне.
- Читали, гражданочка? Один писатель, Пастер, кажется, фамилие, продался зарубежным врагам и написал такую книгу, что ненавидит советский народ. Миллион долларов получил. Ест наш хлеб, а нам же гадит. Вот в газете пишут.
И протянул мне «Правду».

4 апреля 1959. - Прекрасный человек и поэт божественный. Но при том явно городской сумасшедший.

1 июня 1960. В “Литературе и жизни” объявление: Литфонд с глубоким прискорбием сообщает о смерти “члена Литфонда, Бориса Леонидовича Пастернака.
______________
- Ведь поливают же Ахматову грязью, а она писем “наверх” не пишет.
- Нашли с чем сравнивать, - с раздражением ответила Зинаида Николаевна. - Боря человек современный, насквозь советский, а она нафталином пропахла.
Л. Чуковская. Записки об  Ахматовой

25 июня 60. Над головами во гробе Пастернака плыла вся замученная русская литература.
Лидия Чуковская

8 октября 60.  Борис никогда в женщинах ничего не понимал. Быть может, ему не везло на них. Первая, Евгения Владимировна, мила и интеллигентна, но, но, но… она воображала себя великой художницей, и на этом основании варить суп для всей семьи должен был Борис. Зина – Зина дракон на восьми лапах, грубая, плоская, воплощенное антиискусство, сойдясь с ней, Борис перестал писать стихи, но она, по крайней мере сыновей вырастила и вообще женщина порядочная, не воровка, как Ольга (Ивинская)…
- Мне он делал предложение трижды, - спокойно и неожиданно продолжала Анна Андреевна.  – Но мне то он нисколько не был нужен…
Л. Чуковская. Записки об  Ахматовой

Евгения Владимировна Пастерна;к (в девичестве  Лурье;; 16 (28) декабря 1898, Могилёв — 10 июля 1965, Москва) — советская художница, первая жена Бориса Пастернака, мать его старшего сына, в браке с 1922 г. до 1931 г.

Зинаи;да Никола;евна Пастерна;к, в девичестве Ереме;ева, в первом браке — Нейга;уз (1897, Санкт-Петербург — 23 июня 1966, Москва) — первая жена пианиста Генриха Нейгауза, вторая жена поэта Бориса Пастернака,
               
1.
О;льга Все;володовна Иви;нская (16 июня 1912, Тамбов — 8 сентября 1995, Москва) — редактор, переводчица, писательница. Подруга и муза Пастернака


23 ноября 1962. Ахматова говорила, что когда к ней приходил Пастернак, он говорил так невнятно, что домработница, послушавшая разговор, сказала сочувственно: “У нас в деревне тоже был такой...”
                К. Чуковский

Борису Пастернаку
            
И снова осень валит Тамерланом,
В арбатских переулках тишина.
За поулстанком или за туманом
Дорога непроезжая черна.
Так вот она, последняя! И ярость
Стихает. Все равно что мир оглох...
Могучая евангельская старость
И тот горчайший гефсиманский вздох.

1957 Анна Ахматова


* * *
Паустовский Константин

ПАУСТОВСКИЙ  КОНСТАНТИН  ГЕОРГИЕВИЧ  (1892, Москва - 1968, Москва), писатель,  учился  в  Киевском  университете,  украинского  происхождения.

“Побывал у Ахматовой и Паустовский, - неудачно. Он начал так: “Вот, собирался к вам ехать, не знал, какие штаны надеть”. Ахматова обомлела. Паустовский смущенно пояснил, что он цитирует воспоминания Бунина о Чехове - как Чехов собирался ехать знакомиться с Толстым. Но это было совсем невпопад. Ахматова терпеть не могла Бунина, который написал на нее очень злую эпиграмму. (“В мое время это было всем известно: кто самый злой? - Бунин”. “Бунин не мог простить всему человечеству, что он гимназии не кончил”.) Паустовский же, считавший себя учеником Бунина, и представить себе не мог, что Ахматова сочтет его шутку плебейской. Передавая мне всю эту сцену, она с усмешкой пожала плечами. Как, должно быть, расстроился деликатнейший Паустовский!”
                Из воспоминаний  Роскиной об Ахматовой