Плоцк. Польша

Фанни Кальценбогенштра
               
-А давай съездим в Плоцк.
На это предложение надо отвечать согласием. И только согласием, не раздумывая.  Всего каких-то сто километров на северо-запад от Варшавы – и мы попадаем не в хухры-мухры, а  в первую  польскую первопрестольную. За свою длинную тысячелетнюю историю Плоцк побывал в разных статусах: столицы, заштатного городишка в составе Пруссии,  губернского города в составе Российской империи. Нынешний статус Плоцка  -  обычный город типа нашего райцентра.  Но в любом столетии жизнь в Плоцке бурлила  и оставила свои культурные отпечатки, коими грех игнорировать. Пока на месте Варшавы стоял дремучий лес, а Краков представлял из себя  небольшой хутор, на берегу Вислы в Х веке уже стояли  городские крепостные стены, а в ХI уже   издали были видны башни кафедрального собора на высоком холме. Это и был Плоцк.
Вот отсюда, с высокой Тумской горы, мы и начнём путешествие, тем более, что Кафедральный собор Успения Девы Марии является визитной карточкой города. Построен собор в романском стиле. Я не большой знаток в архитектуре и мне казалось, что всё  построенное в Европе во времена  Средневековья, со 100- пудовой  уверенностью можно отнести к готике. А вот и нет. Всё, что строилось в раннем средневековье, создавалось в лаконичном романском стиле. 

Здесь в базилике меня снова ждали две сокрушительные новости. Нельзя сказать, что они перевернули моё мировоззрение, но сильно поколебали мою убеждённость в том, что я знаю историю на «отлично». До  этого я считала, что все польские короли похоронены в усыпальнице королевского замка Вавель в Кракове.  Ан  нет. Я ж не знала, что первой столицей Польши был вовсе не Краков, а Плоцк. Тогда все логично. И первые польские короли нашли своё последнее пристанище в  стенах Кафедрального собора  Плоцка.
Второе открытие связано с большими бронзовыми вратами собора. Массивные ворота украшены скульптурами и рельефными узорами. Хочется стоять и  долго-долго рассматривать рельефы и изображения на них. И абсолютно безразлично сравнение с бараном у новых ворот. Оказывается, не такие они и древние. Всего лишь точная копия. А оригинал находится ( барабанная дробь) в Новгороде. Копию и оригинал разделяют, по меньшей мере, восемь веков.  Если вас когда-то занесет в Новгород в Собор Святой Софии, обратите внимание на Сигтунские  врата. Их ещё называют Магдебургскими, потому как сделаны они были в Магдебурге тамошними мастерами, которые умели плавить бронзу. Знайте, что эти ворота с плоцкой базилики умыкнули шведы, которых на голову впоследствии разбили новгородцы и как трофей экспроприировали врата, мол, самим в хозяйстве пригодится. 
Поляки  обожают и боготворят своего Папу,  Иоанна Павла II. Своего, потому что он тоже поляк. Шутка ли дело -  славянин на Папском престоле. Поэтому воздвигают ему памятники в каждом городе ( подозреваю, что и в каждом селе тоже). Конечно, самое оптимальное место – у Кафедрального собора. Скульптура органично вписывается в архитектурный ансамбль Храма.

Рядом с Собором соседствует замок князей Мазовецких, построенный лет эдак через 300 после базилики, но уже в готическом стиле. Мазовецкие - очень влиятельный польский род. В Мазовии куда ни кинь палкой - везде можно наткнуться на наследство князей. И это замечательно. Строить - это намного лучше, чем воевать.
А поодаль  от Собора  в тени густой листвы неожиданно натыкаешься на миленькую скульптуру сидящего на скамейке мужчины в шляпе. У его ног сидит пудель, а в руках -  фронтальный план Собора. Нырнув в Интернет, мы узнали, что благодаря этому человеку установлена копия Плоцких врат. Здесь их так называют и никак иначе, не Магдебургские, ни тем более Сигтунские.

С Тумской горы открывается вид на Вислу, летний амфитеатр, яхтенный причал, пляж и самый большой в Польше мост. Эти места облюбовали киношники как польские, так и в своё время советские. Жители Плоцка гордятся этим и даже установили памятную табличку с перечислением фильмов, которые снимали в окрестностях и самом Плоцке. Самый известный из них – «Ставка больше, чем жизнь».
Кроме киношников, пляж Собутка облюбовали и музыканты. Ежегодно, в конце июля здесь проходит фестиваль электронной музыки Аудиоривер. Танцы-шманцы-обжиманцы гарантированы на несколько дней подряд без перерыва на обед на 70 концертных площадках. Я не любитель электронной музыки, да и месяц был не июль. Но может, кому-то эта информация пригодится.
На выходе из парка на площадь нас встречает монументальная каменная  скульптура одного из плоцких королей – Болеслава Кривоустого. А ещё изображение… кошки. Их здесь немало. Их стирают, зарисовывают, а они снова появляются в самых неожиданных местах. Мистика какая-то.

О Варшаве в советское время говорили: «На 5% Париж, на 95%- наш Бердичев». В этом смысле Плоцк  тоже на 95% напоминает Бердичев. И не мудрено: все эти города выросли из одной шинели – Российской империи. Поэтому центральная улица, парк, набережная вылизаны, вычищены, вымощены безупречно. Но стоит сойти с главной улицы и попадаешь в иную действительность с облупившейся штукатуркой на фасадах. Хотя, возможно, я ошибаюсь и дело совсем не в этом, а в менталитете.  Но в любом случае, мы остаемся на главной улице Плоцка, Тумской. Как и Дерибасовская, Тумская улица пешеходная и на ней надо гулять постепенно, а не бежать как свадебная лошадь. Тем более, что здесь есть что посмотреть и удовлетворить не только духовный голод. Польская выпечка это нечто особенное, что стоит попробовать даже соблюдающим диету.

А как же мне нравятся эти плоцкие бронзовые скульптуры! В обычный человеческий рост. Вот стоят они рядом с нами, мы проходим мимо них. А если верить А. Эйнштейну, то и они двигаются относительно нас тоже. И эта загадочная пани с  зонтиком и охапкой цветов. И забавный старичок с добрым лицом. Опять ныряем в Интернет и узнаем, что это польская известная актриса. А забавный старичок - руководитель городского детского ансамбля. Видимо, немало он сделал для развития подрастающего поколения  плоцковчан, раз ему установили на главной улице памятник. А вот скульптуры Гофмана я не обнаружила. Только памятную табличку на стене дома. Известный писатель жил в этом городе, мало того, здесь ему приспичило начать свою литературную деятельность.

Немного в стороне от центральной улицы замечаем ажурное здание. Любопытство гонит туда, хотя уже порядком подустали. Проходим через арочный пароход и оказываемся  у самой большой  мариавитской церкви не только в Польше, но и в мире - Храм Милосердия и Милости. Правда, экзотическое название? Мариавиты - это те же раскольники, только на католический манер. Движение мариавитов началось не где- нибудь, а в Польше и его колыбелью был Плоцк. Видимо, гонористая польская шляхта и духовенство были не в восторге оттого, что их обирают папские  прелаты. Это так  естественно для гордых шляхтичей. Ну, не любят они подчиняться, сами хотят панствовать. Поэтому и решили они не признавать власть Папы Римского и ничего ему не отстёгивать. Все остаётся в общине. И нет над ними главного.  Зато всецело преклоняются перед Девой Марией. Поэтому и назвали себя МАРИавиты - те, кто почитают Пресвятую Богородицу. Как-то так. На территории Храма было безлюдно. Мы зашли внутрь. Там была та же картина. Вот так и стояли мы двое православных в католической раскольнической церкви перед вечерней мессой.

Вне поля нашего зрения ещё остались интересные места. К примеру, часть города на левом берегу Вислы. Невозможно  за один день объять необъятное и впихнуть невпихуемое.