Разговор за жизнь

Рассказова
Нянечка зашла в палату и, шлепнув мокрую тряпку на пол, начала мыть под кроватями, под столом,и греметь стульями явно выражая свое неодобрение молодой девушке лет двадцати, лежавшей уткнувшись лицом в подушку.
-Эх, девка! Что же ты творишь? Аборт, это ведь убийство! Рази так можно? Живой человечек в животе у тебя, маленький, беззащитный!
-Нет там еще никого, у меня сроку-то всего девять недель!
-Две клеточки, и то уже живое существо, а там у тебя малютка -крошечка, сердечко стучит, глазки есть ушки, носик и ротик. Наметились пальчики! Мне не веришь, спроси нашу акушерку, она скажет!
-Слушай, бабка, отстань, а? Итак тошно!
-Не отстану! Ведь он чувствует, что ты готовишь ему. Только спрятаться ему негде! Оттудова не убежишь, а ведь место-то это создано Богом, чтобы защитить дитё, чтобы оно в покое росло. А у тебя там ловушка, смертельная, и против хирургического ножа у него крошечные ручки, с пальчиками, и ротишко он открывает, кричит от страха и от боли. И кроме Бога его крик никто не слышит. И когда ты потом будешь жалеть, что убила ребенка (все жалеют потом ),и вот когда потом ты будешь жалеть, что убила его, и молить Бога, чтобы он дал тебе другое дитя, услышит ли тебя Бог? Все просят потом! Да не все получают!
-А ты бабка моешь пол, и мой! Твое дело тряпку почаще менять, а не лекции читать. Я сама знаю все, да выхода нет!
-А я и мою. Я свою работу делаю завсегда аккуратно, и даже Главврач говорит, что апосля моего мытья, хоть языком лижи, чистенько. А ить я тебе дело говорю! Ежели дал Господь дитенка, значит, он тебя любит и верит тебе. А убьешь ребенка, считай, на Божий дар наплевала. Потом постарше станешь, будешь молить у Него, чтобы дал дите, все просят, задним умом мы все крепки. А Он не даст. Нет у Него к тебе веры. Да и от абортов потом один рак получается.
Наша акушерка говорит, что в тундре, народ живет, чукчи, мудрейший народ, хоша над ними шутят и смеются, так вот они считают любое дите подарком, неважно от кого это дите. И вот у них бабы не болеют раком!
 А выход, он всегда есть - подлючий, это ежели убить! И человеческий, ежели пожалеть, и на свет пустить.
Она наклонилась, отполоскала тряпку, отжала ее и стала вытирать мокрый пол. Работала она не торопясь, может рассчитывала свои силы, а может просто поговорить хотела.
-Судить да рядить легко…
-И-и-и, девонька, да рази я сужу? Кто имеет права судить? Суд да Бог. А я кто? Просто нянька! Я тебя от беды да от ошибки непоправимой уберечь хочу! Нельзя дите убивать!
-Рожать хорошо, если муж есть. А у меня нет мужа. Сожитель есть, женатый. Говорит, что бросит, если я рожу ребенка.
. -А он тебя и так бросит. Сейчас ты молоденькая, кровь с молоком! Год-два, от силы пяток побалуется с тобой, а потом другую найдет, кобель видать тот еще!
-Да нет, он партийный, совесть-то есть у него?
-У них, у мужиков вся совесть в штанах помещается. А иногда там вместе с совестью и голова. Вот сделаешь ты аборт. Ну, поиграется он с тобой еще сколько-то. И бросит. Другую найдет. А на тебе три греха уже. Один - живешь без брака, другой, что с чужим мужем. А третий страшнее - дите убила!
-Но ведь я – то его люблю! Он клялся, что одинокий. Все ругал свою судьбу, что пожалеть некому, говорил, что в его возрасте жену найти сложно.
-А! Это значит, его на зеленя потянуло! И вовсе он у тебя бессовестный! Наврал - раз, чести девичьей лишил – два, теперь вот дитя убить заставляет - три! Да ежели бы он любил тебя, разве так поступил бы с тобой?
-Не знаю я ничего! Ум раскорячился, думать обо всем. Ни одной ночи спокойно не сплю! Лучше б я его не знала совсем, все вроде понимаю, а оторваться от него не могу! - она заплакала.
Нянька помолчала, посопела носом и спросила:
-Вот ты говоришь, что любишь его? Так роди ребенка! Ты молодая, дите первое у тебя, самые здоровые это первые детки, пока молодая мать. Бросит тебя мужик, у тебя об нем память останется. И греха убийства не будет на тебе. И может, вырастет у тебя сын-ученый, али музыкант, али художник. А может, просто добрый и умный человек - это ведь, что ты вложишь, то и получишь! Али дочка, умница, красавица. Может певица, али балерина, али просто учительница хорошая, и добрая мать будет. Разве плохо?
-Хорошо тебе бабушка говорить, а как растить одной? Где я на все денег возьму? Да и стыдно, в подоле принесла!
-Стыд не дым, глаза не выест! А коли дал Бог дите, даст ему и судьбу, даст и хлебушка на него! Ты только попроси! Утром встала, перекрести лоб, пока не видят тебя, «Отче наш» прочитай, «Богородице дево, радуйся !», да Николаю угоднику. И попроси помощи, что тебе надо. Ведь ты крещеная?
-Да окрестили, когда я маленькая была.
- Ну вот! В церкву сходи, пока беременная, но не в свою, ежели стесняешься, а выбери подальше, лучше за городом. Там и с батюшкой поговоришь, коли беда, какая. Любой батюшка подскажет, как быть, поможет, чем сможет. И покайся. Сожительство-грех, а покаисси, рожать легче будет. И Бог поможет и Богородица!
-А как же я ему-то скажу, что аборт не сделала?
- А ты ничего и не говори. Много чести такого в известность ставить! И лучше брось его сама, поссорься и брось. Сама себя уважать будешь, первое, что ты не брошенка, второе, что ребеночка родила. Это знаешь как здорово!
 Девушка вытерла глаза платочком и пошмыгала носом,как всхлипнула:
-А рожать больно?
Бабка улыбнулась, потом стала серьезной и даже немного важной:
-Больно, и трудно! Но это все проходит сразу после родов. Через пять минут и даже раньше, тебе так хорошо станет, и такая гордость, что ты теперь Мать! Великое дело сделала! Родила! Это, как мужику, когда он подвиг совершит, счастье, так и тебе, когда родишь.
 А после аборта сначала свобода, а потом пустота, обида, слезы. И утешить некому, никому не пожалуешься. Убийство не ведет к счастью, на крови жизнь не строят! А там глядишь и замуж выйдешь. И потом. Рожать-то тебе не сейчас, а через семь месяцев. За это время успокоисси, обдумаешь все. А к концу срока все женщины думают, мол, скорей бы уж! Потому живот мешает, устаешь от него очень.
-Вот ты говоришь, что я замуж выйду, а кто меня с ребенком возьмет? Кому я нужна?
-Вовсе ты дурочка! Мужики смотрят, чтобы женщина здоровая была. А у тебя ребенок, значит, здоровая! А так, ну сделала ты аборт, бросил он тебя. И кто ты? Не девка, честь твою девичью он забрал на забаву себе, и ребенка нету, убила. И как ты будущему мужу объяснишь, что не честная ты?
Бабка осторожно отогнула уголок простыни и присела рядом с девушкой на край кровати.
- Ну, я объясню, как вышло.
-А он скажет - ****ь ты, и сука! Ради постели честь потеряла, и дите убила ради постели. И пойдешь ты по рукам!
Девушка вскочила на ноги:
-Что вы ругаетесь?
- Не ругаюся я, объясняю! Для женщины главнее ребенка никого нет. Есть муж? Хорошо. А детей нет - неполноценная семья. В глаза не скажут, а за глаза всякая укорит. А без мужа и без ребенка ты кто? Пустышка!
-А за ребенка без мужа тоже укорят!
-Да! Но ведь ты и сама знаешь, что виновата, что без брака отдалась. Он-то по-честному сначала должен был в ЗАГС тебя повести, а потом уж в постель! И ты не должна была в постель ложиться, ведь не ссильничал же он тебя?
-Нет. Но я думала, что любит, что потом поженимся.
-Э-эх, девка! Кто же съевши конфету, с фантиком чай пьет? А он от тебя получил главное, честь твою девичью, а теперь ты игрушка в его руках, что хочет, то и делает, хочет, живет, а хочет, бросит. Он и под нож тебя послал, и ты пошла. А ведь во время аборта бывает, и с ума сходят, и умирают, редко, но бывает. А мужику что? - отряхнулся и пошел. И другую быстро найдет, мало вас дурочек? На его век хватит! А укоры да сплетни? Что ж поговорят-поговорят и перестанут, а потом и забудут. Конечно, ежели ты дальше себя соблюдать будешь!
И, потом, коли слишком тяжело будет, с деньгами, али как, в любой момент можешь дите в Дом ребенка отдать. Не отказывайся от него только сразу. Я знаю, так можно. Будешь приходить, навещать. А потом когда дела поправятся, заберешь совсем. Ну, это на крайний случай, ежели заболела вдруг, не дай Бог, али учишься, и помочь некому. Все- таки не убийство, не аборт!
 Даже в самом плохом случае в сиротский дом отдать, все равно не убийство, может, кто в свою семью возьмет твое дитя.
Девушка налила себе стакан воды,выпила сразу весь и с укором:
-Легко вам бабушка говорить! Чужую беду рукой разведу, а в своей ума не приложу!
-Нет, девка, не легко. Я с троими осталась, как муж на фронте погиб. И наголодались и в рванье походили. И трудов положено на детей, что твоя гора! Зато теперя все взрослые, всех выучила, все работают, и внуков шесть человечков есть!
-А что же дети не кормят, что нянечкой работаете?
Нянька вздохнула и поднялась с кровати, укоризненно покачала головой:
-А ты не злобствуй! Я в этой больнице с самой войны работаю. Скольких раненых помогла поднять, солдатиков. Из какой беды приходилось их к жизни тянуть! Иной и жив, а не рад, что жив потому калека, и как жить не знает, не хуже тебя, глупенькой.
 А у тебя- пусть растет, радость узнаешь, счастье Мамой! быть. Эх, сколько женщин после войны готовы были хоть от кого, лишь бы родить! А не от кого!
 У меня соседка, в твои года вдовой осталась, чуть не повесилась от тоски. А потом, случайно, от командировочного какого-то забеременела. Так ожила! Цель есть в жизни! Ребенок! А как трудно было! Ни воды горячей, ни продуктов, все по карточкам. И печка была буржуйка! И ведь шпыняли все кому непопадя, что незаконнорожденный у нее. А она светилась вся. Это говорит гаду - Гитлеру назло! Мужиков наших поубивал, думал, что раз родить не от кого, русские и вымрут все! Да хрен ему! И выращу и выучу и воспитаю! Вот так-то девонька!
 А работа эта и мне нужна и людям. И уходить не собираюся. Я тута нужна. А дети как раз работать не разрешают, да я-то без работы не могу.
-И не тяжело?
- Тяжело. Вымою три палаты, отдохну, потом еще три палаты, опять посижу. И так всю смену. Я свой хлеб зарабатываю и хлеб этот честный, и ем, ни на кого, не оглядываясь. Это мое!
-Своей-то дочке вы не посоветовали, бы, оставить незаконное дитя!
Старушка улыбнулась, покачала головой:
-Как раз моя младшая и учудила, ровно как ты. Еле я ее от аборта отговорила. Родила сынишку. Славный такой мальчишечка растет! Знаешь, как старые люди говорят - чей бы бычок не скакал, а теленочек мой будет! Да еще любимый-то какой, да ласковый! -бабуленькой, меня зовет!
-И замуж вышла?
-Вышла. Все по-честному рассказала жениху. И живут хорошо!
-Так сразу и рассказала? Не побоялась?
-Не сразу. И боялась. Но он, то знал, что у нее ребенок, значит уже явно не девица! Все приглядывался, примеривался видно. Да она-то после родов за ум взялась, все с дитем, да с дитем. Работала, а я с малышом сидела, когда не на работе. Мы с ней так подгадывали. Мальчику три годика было, когда они познакомились. Через год поженились. Тоже было хотел сначала в постель ее позвать, до ЗАГСа. А может, проверял, скажет, что на передок слаба. Да она не пошла. Сперва обиделся - не девка ведь! А она ему сказала, сам, мол, будешь потом укорять, что поддалась тебе. И не пошла. Ну, пообижался, а видно, что полюбил. Расписались и через год она дочку родила. Живут хорошо.
 -Ну ладно, девка, пойду я. А ты спать ложись и думай, операции ведь с утра с десяти часов.
-Не буду я до утра думать. Домой пойду. Маме все расскажу, просто, чтобы знала, что бабушкой будет. Ох, и попадет мне! Мать говорила, что убьет, если в подоле принесу!
 Она поднялась с кровати, достала сумку из тумбочки и стала собирать свои вещи.
-Да нешто какая мать своему дитю враг? Может и скажет что обидное, так ведь от матери и стерпеть не грех! И потом вот как скажи ей - скажи, я, мол, теперя под защитой государства, и обижать меня нельзя! Потому, говорят, что и самого Христа многие за незаконнорожденного почитают!
-Все, собралась я. Вроде ничего не забыла.
- Ну и ладно! И давай тебе Христос силы и здоровья. Счас я тебе вещи твои принесу, пойдем, касатка, да не горюй! Страшнее всего смерть, ничего не поправишь! А пока жива, да у Бога помощи просишь, все у тебя будет. И радость и горе, и трудов гора. И главное Жизнь!
 А родишь, покрести ребеночка. Чтобы всегда за него помолиться могла и благословить его именем Господа. Муж есть или нет, а только ребенок тебе завсегда рад, и в счастье и в горе, он с тобой и ты с ним. Ну, все взяла?
- Они вышли из палаты, и пошли по коридору в сторону лифта. Женщины, стоявшие в коридоре, провожали их глазами. Одна не выдержала и спросила:
-Что, передумала?
-Да передумала. Лучше рожу! Все в старости будет кому воды подать да пожалеть. И вам бы передумать!
Но ее слова повисли в воздухе. Семь женщин остались в больнице. И если нянечка никого больше не отговорит, то семь ребятишек не появятся на свет, и семь женщин будут виноваты в их убийстве.