Почему мы боимся выходить к доске

Виктор Музис
ПОЧЕМУ МЫ БОИМСЯ ВЫХОДИТЬ К ДОСКЕ
(советы школьным учителям)
               
   Жили мы в  Измайлово на 13 парковой дом 4. Переехали туда из двухэтажного дома-барака с сараем для жильцов, что стоял напротив высотки на Котельнической набережной на другой стороне Москва-реки. 
   Мне как раз пришлось идти в начальную школу. Я помню некоторые эпизоды учебы в первых классах и свою первую учительницу, Мари Ванну (Марию Ивановну) - красивую высокую женщину средних лет (по детским меркам).
   Но рассказать я хочу о учебе в 7-8 классах и не о учителях, а о директоре этой школы.
   Записали меня в новую школу № 400 светло-серого цвета, что в квартале от дома, хотя сразу в глубине двора за забором находилась школа старой постройки из красного кирпича, обращенная фасадом прямо к трамвайной линии.
   "Живы ли сейчас эти школы - ведь столько лет прошло!..
   Так вот об учебе!
   Бывало кто-нибудь из учительниц по какой-нибудь  причине не мог провести урок - заболела сама или понадобилось посидеть с заболевшим ребенком, или сходить с заболевшим в поликлинику,  или еще что. Учителей мужчин было очень мало, помню только учителя толи по зоологии, толи по биологии, да еще по труду. Даже по физкультуре была учительница - высокая, сухопарая, строгая.
   Тогда отсутствующую учительницу  замещала директор школы.  Она запомнилась мне  маленького роста сухонькой седой старушкой (вернее сказать пожилой), в сером строгом костюме, злой с виду, но доброй и справедливой в душе (как я понимаю сейчас). Пишу злой, так как она всегда была "со строгим лицом", поэтому и впечатление производила такое же, особенно когда ты еще ребенок.
   Становясь постарше, мы уже не испытывали трепета перед авторитетом учителей, особенно если это были молодые учительницы или парни-практиканты, только-только закончившие институт и которые сами еще побаивались (или стеснялись) нас - молоденьких дерзких "петушков"- хулиганчиков - балбесов. Видно было, особенно по студентам- практикантам, что не очень-то сладко им жилось, не богато, судя по их стареньким поношенным костюмам.
   Как мне стыдно за себя, за свое поведение перед ними сейчас, с высоты пройденных годов и жизненного опыта!..
   Но вернемся к главной героине моего рассказа.
   Она могла подменить любого учителя - по русскому языку и литературе, математике или географии... Хоть одинарный урок, хоть сдвоенный. Даже по физкультуре, если бы ей это пришлось сделать, она легко бы заменила физру на урок по литературе или русскому языку...
   Она приходила в класс и начинала урок тем, что вызывала к доске какого-нибудь из учеников, а то и сразу нескольких и опрашивала по заданной теме или домашнему заданию.
   К последним классам в школе у многих школьников-середнячков,  наверняка, появлялась страшная неприязнь к ответам у доски, так как из-за систематического невыполнения домашних заданий, был большой соблазн получить двойку. И, как следствие, неприятной цифры в дневнике и частых вызовов родителей в школу. Дома тоже ничего хорошего не ждало... Я пишу, конечно, по собственным ощущениям, ведь усидеть за приготовлением домашнего задания было просто невозможно, особенно если слышал призывной свист своих дворовых приятелей или просто видел их в окно.
   Так вот, наша директорша никогда не ставила двоек! Если ты не смог ответить или что-то мямлил у доски, она говорила:
   - Садись, учи!
   Если ты, посидев за учебником, опять не мог ответить, она опять говорила:
   - Садись, учи!
   И ты сидел и учил, и пользы от этого было больше, чем от тяжких переживаний за полученный "неуд".
    А вот 4 или 5 за правильные ответы она ставила. Соответственно и в журнал заносила, и в дневник записывала. Видимо, и ей самой нравилось это делать.
И скоро, усвоив ее манеру опроса, я уже без особого страха выходил отвечать к доске - но это только к ней.
   Вот и мой совет учителям начальных школ - не перенять бы вам ее методику?
Что важнее - запихнуть ученика в паутину двоек или дать ему возможность хоть что-то и как-то выучить. А двоек он всегда успеет нахватать на "контрольных"...
Для пользы учебы это куда правильнее было бы!
   Мне так хотелось, чтобы и школьные домашние задания вообще отменили, но понимал, что это немыслимо. И вот сейчас, по прошествии стольких лет, в одной из радиопередач я услышал от известного психолога и журналиста Вл. Вл. Шахиджаняна то же предложение об отмене школьных заданий. Он даже обратился с этим предложением к министру культуры, чтобы она издала соответствующее распоряжение. Но она не решилась.
   Буквально накануне услышал сообщение о возникшем предложении ввести в методику преподавания полный отказ от оценок цифрами! Просто "зачет" или "не зачет", или что-то похожее...
   Мне кажется, что такое время когда-нибудь все-таки наступит! Как это облегчит жизнь учащимся! Учителя, задумайтесь! Да, это не по программе, но так жизненно!

                2019 г.

                = = = = = = = = = =