Желаю тебе достаточно

Дмитрий Аркадин
               
С наступлением Нового  Года  человеку свойственно   оглянуться   на ушедший. Вспомнить  какие-нибудь   приятные  моменты  своей жизни  или напротив вспомнить о   досадных ошибках, о проявленном   равнодушии к кому  бы  то  ни  было. Да  мало ли  о чем? Мне же  хочется вспомнить    насколько    я   однажды  оказался    невнимателен  к  своему хорошему  знакомому, насколько небрежно и  легкомысленно    отнесся  я  к  его   пожеланию, к его  просьбе.  Это  было уже   давно, но   воспоминание  о своём   обещанном,    но невыполненном слове, терзают  мою  душу до сих  пор. Я  встретил его  на    ступенях  приемного покоя    больницы, название  которой   говорить не обязательно. Последний  раз  мы  виделись  когда  были в гостях у  общих  знакомых. Общие  знакомые  это все  те, кто   учился  со  мною    в  ульпане, то есть в школе,где  репатрианты  осваивают  иврит. Как   Павел   обрадовался новой  встрече!Он  буквально  затанцевал вокруг меня  широко   улыбаясь, пожимая  руки и  заглядывая   мне  в глаза.
      -Ты  не представляешь, как я рад нашей встрече!Телефона  твоего не знаю, адреса не знаю!Зато помню до сих пор, как  ты  писал  на всех на нас   эпиграммы  и   стихи! Я  их  все  храню! Некоторые помню наизусть! У тебя  получалось не  хуже   Игоря   Губермана!
Павел не  давал мне открыть рот. – А  ты   знаешь, что я  пошел  дальше  тебя! У  меня    недавно  вышла книга  моих  стихов! Смешного в них  мало,  это   серьёзная  лирика! Все  кто  читают  говорят,  что я  талант!  Как  хорошо, что я  тебя встретил! 
        - Поздравляю  тебя, Павлуша! Когда  ты мне  её  подаришь,  я готов   купить ее  у  тебя! С  удовольствием  буду её  читать!- с  трудом  втиснул  я  пару  фраз  в  нескончаемый  поток слов  Павла.
           - Послушай,  завтра меня кладут  в   больницу!  А! Ерунда! Ничего серьезного!Бок   побаливает!  Помнишь,  как  у  Льва   Хоботова  из  «Покровских  ворот!».Запиши  мой мобильный, заодно  отделение  больницы, где я  буду  писать стихи и  ждать  тебя чтобы  подписать с великой  радостью  тебе свою книгу  стихов! Обязательно позвони, не  забудь! И не  забудь  навестить поэта с авоськой апельсин!  Помнишь, как это  было в  СССР! -  улыбка не  сходила с его    красивого лица!
Я  послушно всё  записал, обнял его, крепко пожал  руку,пожелал    отменного здоровья и   пообещал непременно  навестить  его  как-нибудь.
            -Ни  в коем  случае!  Ни  как-нибудь! А  завтра, послезавтра!Я  тебя  прошу!- завопил он на всю  улицу.- Умоляю  в  самое  ближайшее время! Если  бы  ты  знал,как мне не  терпится  почитать  тебе,чтобы  ты  слушал  мои стихи  с    книгой  в  руках! 
             -Хорошо,хорошо! Я постараюсь   завтра! Но мало ли  всякие непредвиденные  дела! Работа и все  такое прочее!- крикнул я   садясь  машину.
             -Очень     прошу  приедь,  не  забудь,- отъезжая услышал  я    его последние  слова. Они    действительно оказались последними. Я  не   приехал  к Павлу  ни  на следующий день,ни   позже. Через   неделю,  это  была пятница,  я  был  свободен,   позвонил ему  и  мне  сообщили,  что Павел  умер.
                *     *     *
 Эту   зарисовку  из   жизни  я  случайно  прочёл в  интернете.
Однажды я находился в аэропорту и стал свидетелем сцены прощания отца с дочерью. Объявили посадку на ее рейс, и я услышал, как она сказала отцу: «Папочка, наша с тобой жизнь — это было более чем достаточно. Твоя любовь это именно то, чего мне всегда не хватало. И я тебе желаю достаточно». Они поцеловались, и она ушла. Он подошел к окну, где сидел я. Я видел, что ему необходимо заплакать. Я не хотел вмешиваться, но он сам обратился ко мне: «Вы когда-нибудь прощались, зная, что это навсегда?""Да», — ответил я. — «Простите, что вмешиваюсь, но почему Вы говорите, что это навсегда?», — спросил я."Я стар, а она живет очень далеко. Я реально смотрю на вещи и понимаю, что следующий раз она прилетит сюда только на мои похороны"."Когда вы прощались, я слышал, как она сказала Вам «я желаю тебе достаточно». Можно спросить у Вас, что это значит? «Он улыбнулся. «Это пожелание, которое передается из поколения в поколение. Мои родители говорили его всем». Он замер за секунду и, подняв голову вверх, словно припоминая, улыбнулся еще раз. «Когда мы говорим «я желаю тебе достаточно», мы желаем человеку, чтобы в его жизни было достаточно хороших вещей, которые бы поддерживали его». Он повернулся ко мне и прочитал, словно стихотворение по памяти: Я желаю тебе достаточно солнца, чтобы твои дела были яркими. Я желаю тебе достаточно дождя, чтобы научиться ценить солнце. Я желаю тебе достаточно счастья, чтобы твой дух жил. Я желаю тебе достаточно боли, чтобы маленькие радости казались больше. Я желаю тебе достаточно денег, чтобы сбылась твоя мечта. Я желаю тебе достаточно потерь, чтобы научиться ценить все, что у тебя есть. Я желаю, чтобы в твоей жизни было достаточно «здравствуй», чтобы они поддержали тебя, несмотря на «прощай навсегда». Oн заплакал и удалился…