Иона. Смотритель

Влад Ислав
Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2020/01/10/850

Памятью сердца - венком незабудок
Я окружила твой милый портрет.
Днем утоляет и лечит рассудок,
Вечером - нет…

Марина Цветаева,
«Памятью сердца»

На площади Святого Андрея в Эдинбурге 30 ноября 191. года жители города чествовали покровителя Шотландии, в честь которого и была названа площадь. Мужчины гордо носили килты и играли на волынках, женщины кружили в танцах под традиционные музыкальные мотивы, звучавшие отовсюду. Артисты и фокусники демонстрировали незаурядные способности в своём ремесле многочисленным зрителям, коробейники торговали различными сувенирами. В этот день все забывали и откладывали свои насущные дела и всецело отдавались атмосфере праздника.

Молодой лейтенант флота Её Величества Ирвин Фланаган в этот день прибыл на побывку в родной город. Путь к дому пролегал через площадь Святого Андрея, на которой проходили главные празднества. То и дело Ирвина старались подхватить в танце местные барышни, зазывалы приглашали его принять участие в аттракционах и состязаниях, коробейники предлагали лучший на свете товар.

И вдруг в этом волнующемся море людской суеты Фланаган увидел девушку, рисовавшую портрет сына местного буржуа. Вокруг девушки царило безмятежное спокойствие. Он остановился невдалеке и не мог оторвать взгляд от неё, словно заворожённый неведомой силой.

Она внимательно всматривалась в рисунок и делала преисполненные нежности движения карандашом, в то же время, не лишённые решительности. Её русые волосы были заплетены в длинную косу, невероятной красоты черты лица, изящный стан пленили Ирвина так, что он не находил в себе сил сойти с места, на котором стоял.   

Решительность в такие минуты куда-то уходит, уступая место смятению. Фланагану понадобилось время, чтобы набраться смелости и подойти к прекрасной незнакомке.

- Доброго дня, Вы пишите портреты? – лейтенанту казалось, что произнёс слова он тихо и громче добавил. - Не могли бы Вы написать и мой портрет?

- Доброго, но Вам придётся ожидать, пока я не закончу работу, - не отрываясь от работы, произнесла она.

Ирвин взглянул на незаконченный портрет мальчишки.

- Прошу Вас, - девушка прервала на мгновение работу и взглянула на Ирвина, - не смотрите, мне тяжело сосредоточиться, когда кто-то смотрит, - она снова вернулась к работе.

Ирвин отошёл от мольберта и оказался рядом с буржуа, которого уже старость касалась лёгкой сединой на висках. Соседство это обоим пришлось не по душе: Фланагану хотелось скорее получить внимание прекрасной художницы, а буржуа его седые виски казались ещё седее, подчеркиваемые молодостью лейтенанта.

Площадь, праздник, желание оказаться скорее дома перестали существовать для Ирвина, который, не отрываясь, вот уже около часа смотрел на незнакомку, усердно работавшую над портретом мальчишки. Бедняга, ему становилось всё труднее усидеть на месте, и он, то и дело, поглядывал в сторону лавки со сладостями. А так же в другую сторону, где фокусник исполнял трюки с кольцами и попугаями.

«В его возрасте веришь в чудеса, даже такие, которые творит этот фокусник. Ведь мальчишка ещё не знает, что кольца сделаны не из цельного металла, а попугай в конце номера появляется всегда другой, как две капли воды похожий на раздавленного в металлических прутьях сложенной клетки своего сородича. И это ли волшебство? Нет, это плутовство! Настоящее волшебство», - Фланаган перевёл взгляд с фокусника на девушку, - «вот оно передо мной!»

- А сейчас смертельный номер с пистолетом! – фокусник пытался перекричать толпу. Этот номер был гвоздём его программы. И многие зрители ждали именно его.

Мальчик не мог оставаться равнодушным к перспективе не увидеть смертельный номер. Что же он расскажет друзьям? Мальчишка посмотрел на отца печальным взглядом, а потом на импровизированную сцену, где вот-вот должно было начаться представление.

- Папа, - обращение к отцу было столь жалостно, словно фокусник должен был погибнуть в конце номера, - пожалуйста, давай посмотрим на этот трюк с пистолетом! – мальчишка спрыгнул со стула и уже тряс почтенного буржуа за штанину.

- Но мисс Вейр ещё не закончила портрет, - тут уже буржуа взглянул на девушку с мольбой в глазах об удовлетворении просьбы сына.

- Можете идти, - она выглянула из-за мольберта. - Портрет практически готов, Вы можете забрать его после представления.

Ирвин был рад такой перспективе, он был даже готов поймать две пули, только бы быстрее остаться с мисс Вейр как натурщик и портретист.

Фокусник в это время демонстрировал всем настоящую пулю, затем опускал её в дуло пистолета с помощью специального шомпола, на конце которого был закреплён магнит. Вынимая шомпол из дула, иллюзионист оставлял пулю в шомполе, затем незаметно клал её в руку и демонстрировал после выстрела как пойманную.

Рядом с Фланаганом творилось волшебство, но вокруг не было ни одного волшебника.

В парадном мундире молодой лейтенант подошёл к тому месту, где должен был располагаться натурщик. Девушка наносила последние штрихи на портрет сына буржуа.

- Присаживайтесь, - лёгкой грациозной походкой мисс Вейр порхнула к Фланагану, - смотрите на сцену за моей спиной. Там вот-вот начнётся представление, - лёгкими прикосновениями рук она задала лицу Ирвина нужную позицию, - и не двигайтесь!

Некоторое время мисс Вейр уделила портрету мальчика. Когда работа была выполнена, она отложила рисунок на столик.

Ирвину было хотелось начать разговор, но слова, которые бы он посчитал подходящими, куда-то запропастились. Фланаган сидел неподвижно, словно гранитный монумент. Девушка была сосредоточена на портрете, а он смотрел на неё, жалея, что мольберт с подрамником скрывают за собой красоту мисс Вейр. Когда она запечатлевала детали его внешности, чтобы перенести их на бумагу, он отводил взгляд, смутившись, но давая себе клятву, что в следующий такой раз непременно посмотрит в глаза прекрасной художнице.

По прошествии получаса вернулся буржуа с мальчиком. Увидев портрет, седовласый мужчина одобрительно покачал головой, расплатился и был таков.

Наступил вечер, а мисс Вейр всё писала портрет Ирвина. Иногда она сердито сдвигала брови и исправляла только что сделанные наброски, иногда взгляд был полон неуёмной энергии, и работа кипела. Она была прекрасна.

За всё это время молодой лейтенант не проронил ни слова, за что был зол на себя. Он чувствовал, что в сердце проснулось то самое волшебство, завладевшее мыслями и чувствами, но не мог выразить его. Не думать о девушке было уже невозможно.

- Подойдите ближе, - обратилась юная художница к нему, отступив от мольберта на три шага, - взгляните, я не уверена, что справилась.

Ирвин стал рядом с ней и взглянул на портрет. Сходство было поразительное: словно перед ним был не портрет, а зеркало.

На заднем плане слева был изображён маяк на скалистом острове, а справа – румб и компас, указывавший направление на северо-запад.

- Ваша жизнь связана с морем, и я добавила эти детали к портрету, - взгляды молодых людей встретились.

- Это невероятно! Превосходно! Какое сходство! Прошу Вас, оставьте свою подпись на портрете, - лейтенант потянулся за карандашом.

- Это лишнее, да и кто я такая, чтобы…

- Он написан мастером! Я настаиваю, - Ирвин взял карандаш с крошечного столика и протянул девушке.

Справа в нижнем углу появилась запись:

Иона Вейр 191. Эдинбург
Портрет лейтенанта флота Её Величества …

- Ирвин Фланаган, меня зовут Ирвин Фланаган - после этих слов Иона дописала имя молодого лейтенанта.

… Ирвина Фланагана

Лейтенант обратил внимание на цифры, записанные на обороте, но не стал справляться об их значении.

58, 17, 16, 7, 35, 16

Затем портрет был аккуратно упакован в газетную бумагу.

- Я не возьму с вас плату. Эта работа была для меня в удовольствие, - Иона начала собираться. - Совестно брать деньги за удовольствие.
 
- Мне доставляло не меньшее удовольствие быть натурщиком для Вас и созерцать красоту завершённой картины, но взгляните, который час, - Ирвин указал на огромные часы Церкви Святого Андрея. - Вы уделили мне время, время, отведённое на благородный труд.
 
Больших усилий стоило молодому лейтенанту убедить Иону взять честно заработанные деньги.

- Позвольте, я Вас провожу, - Фланаган, не дожидаясь ответа девушки, взял треножный мольберт, этюдник и столик, - негоже барышне одной поздно возвращаться домой, да к тому же с такой тяжелой ношей.

- Вовсе она и не тяжела, - ответила Иона. - Оставьте благие намерения и не беспокойтесь обо мне. К тому же Вы наверняка в краткосрочном увольнении, родные, уверена, заждались, - она сделала жест в направлении местоположения дома Ирвина.
       
- Иона, прогулка с Вами мне будет в удовольствие, - и они вместе зашагали по площади, на которой своим чередом продолжался знаменательный праздник.

Иона Вейр снимала комнату в недорогом пансионате в часе ходьбы от площади. Прохладный вечер снял китель с плеч Фланагана и надел его на хрупкие плечи Ионы, а дорога к дому девушки поведала им друг о друге.

Двадцатисемилетний лейтенант Британского флота Ирвин Фланаган утром должен быть отбыть на службу. Эскадра в эти дни стояла на рейде в Ньюкасле, вот он и решился навестить своих родных в Эдинбурге, прибыв в город всего на один вечер и ночь.

Иона была родом с Гебридских островов. Каждый год на праздник Святого Андрея она приезжала в Эдинбург и целый день писала портреты. Девушка с раннего детства проявляла большие способности в рисовании, но её семья жила бедно и не могла позволить ей брать уроки у мастеров для юного дарования или посещать художественную школу. Потому ей приходилось учиться под присмотром уличных художников. В пятнадцать лет Иона впервые получила за свой труд плату, написав портрет того самого буржуа.

Проживала Иона в Стонуэе в «Черном доме». Адрес навсегда отпечатался в памяти Ирвина. Он обещал написать.

Девушка, войдя в дом, тут же прильнула к окну и провожала взглядом молодого лейтенанта, шаг за шагом облачавшегося в вечерний туман Эдинбурга.

Продолжение: http://www.proza.ru/2020/01/10/1050