Простите Бога

Александр Гольбин
Сегодня, мне, врачу-психоневрологу в амбулаторной практике, как и всем, кто проводит каждый день на работе и озабочен десятком насущных проблем, не до высоких философских проблем. А как я любил застолья в нашей прошлой жизни, с непременными философскими разговорами и спорами! Сейчас же, то ли от усталости, то ли от старости, я чураюсь вопросов о том, есть ли на свете чудеса, неотвратима ли судьба или мы сами её творим. Тем более, избегаю я каких-либо споров о религии, тем паче, что все больше людей вокруг меня вдруг стали воинственно религиозными.  Все эти застольные беседы моих интеллектуальных друзей кажутся мне абстрактными, способом уйти от реальности, и, если хотите, наивными. И уж точно к моей повседневности не имеющими никакого отношения. Так оно и было. До тех пор, пока в один, не слишком удачный день, человеческая трагедия и роль Бога в нашей жизни не предстали передо мной как конкретная профессиональная проблема. Случай, о котором я вам поведаю, растянулся на несколько лет. Поначалу он показался мне профессионально банальным, ну, скажем, как грыжа для хирурга.  Итак, пожилые родители привели своего сына в возрасте 17 лет с жалобами на головные боли, ночную бессонницу и дневную сонливость, гиперактивность, упрямство, неуправляемое поведение.  Скажите на милость, много ли вы знаете родителей семнадцатилетних, которые бы не предъявляли подобных жалоб? Я же говорю вам – случай заурядный. Ну, правда, когда я немного покопался, выявилась одна проблемка, из-за которой парень сам согласился прийти к «психу». Дело в том, что он вдруг начал мочиться по ночам. Представьте себе – каково это парню в семнадцать лет вдруг обнаружить, что он мочится во сне?! Какой стыд! Какие там ночёвки у кого-то, поездки куда-то! От девчонок шарахается. Не дай Бог, прознают – засмеют. Хоть вешайся. – Кстати, доктор, – выдавил он из себя, когда мы остались с глазу на глаз, – депрессон у меня жуткий. Как вечер, так у меня и мандраж. Боюсь идти спать. Боюсь проснуться мокрым. Однажды, пришлось заночевать у друга, так я не спал всю ночь. Себя кусал, чтобы не заснуть. Мыслишки появляются иногда о том, что лучше бы я не просыпался. Жить не хочется... Потом с родителями поговорил – тоже, вроде, ничего примечательного. Парень как парень. Добрый ко всем, ласковый к родителям. Шалопай, правда. Да и то сказать, чем молодёжи у нас в деревне заниматься? Вот он и бесится. Мы приехали из другого штата. Это недалеко, часа четыре отсюда. Лес, озёра. У нас ферма небольшая. Всё свободное время работаем при церкви. Верующие ли мы? Раньше, по правде, были не то чтобы очень... Вот Бог нас и наказал. Умер наш сын, Ричард. Умер внезапно – за два дня до дня рождения – ему исполнилось бы двенадцать. Вечером был здоров, а утром не проснулся. Тем вечером отругал я его за то, что заигрался он в свой баскетбол и к школе на завтра не успел приготовить задание. А когда он утром не проснулся, застряло у меня в голове, что это изза меня он умер. Не ругал бы я его тогда, может быть и был бы сейчас он живой... В церкви мне сказали, что наказание это мне за все мои грехи прошлые...  Очень уж горестно было. А тут соседкина родственница, девчонка шестнадцати лет, родила мальчика. Мы его и усыновили. Назвали Павлом в честь святого. Он как две капли похож на нашего Ричарда. Вот теперь и боюсь ругать его.

Когда ему оставался месяц до двенадцатого дня рождения, он вдруг заболел. Высокая температура, несколько дней бредил. В госпитале сказали, что это менингит. Мы чуть с ума не сошли. Думали, опять Бог на нас за что-то рассердился. Молились денно и нощно, и вся церковь с нами. И – Бог помог! Выжил наш сынок! Теперь мы без Бога ни на шаг. Мы знаем, ОН – с нами. Церковь теперь – наш дом, и община наша очень дружная.         Сын наш ходит с нами в церковь по воскресеньям, но в голове у него ерунда полная. Рисует всякие фигурки, да толку мало. А тут вдруг напасть такая – детской болезнью заболел – спать боится... К вам наши родственники приезжали – вы им помогли, может, и нам поможете... А приезжать мы будем столько, сколько потребуется. Нам приходилось добираться намного дальше до разных лекарей... Сочетание ночного мочеиспускания во сне с депрессией оказалось крепким орешком. Как в старину говорили: «...да не скоро дело делается!». Ведь никто не знает, от чего это вдруг у взрослого человека возникают спазмы мочевого пузыря во сне. Днём-то этот орган ведёт себя вполне прилично. Как взрослый. А ночью ведёт себя, как ребёнок. И все анализы нормальные, как насмешка и издёвка над нами, докторами. Такая вот головоломка.  Но мы все-таки её разгадали – оказывается, программа сна в мозгу нарушилась именно во время менингита. Ну, вроде, как «переключатель» стадий сна застрял в одной позиции. Вот организм и придумал запустить импульсы от спазма пузыря, чтобы «переключатель» в мозгу переключался. Точно так же, как на морозе поток крови от рук переключается к голове, чтобы мозг не замёрз.  Но я вам всё это рассказываю не для обсуждения медицинской проблемы – мы-то с ней разобрались и, в конечном итоге, наша взяла! А суть в  том, что мне приходилось много раз встречаться с этой семьёй, и даже ночные исследования проводить в клинике. Со временем, подружились мы с парнем и сблизились с родителями. Жена моя, познакомившись с ними, говорила: «Какие приятные и тёплые люди! Таких Бог любит!» А уж сколько вкусностей они приносили нам каждый раз!  Парнишка оказался славный и очень способный. Рисовал очень хорошо. Однажды он увидел где-то выставку стеклянных изделий и загорелся идеей стать стеклодувом. Родители думали, что парень дурью мается и бросит, как всё до сих пор. Оказалось, это было серьёзно. Да так серьёзно, что через год он открыл свой собственный стеклодувный бизнес. Откуда только богатая фантазия взялась! Он выдувал, не глядя ни на какие рисунки, всё – от цветных игрушек до статуэток и цветных напольных ваз! Даже кое-что у него художественные галереи стали покупать. Как-то он выдул уменьшенную копию мотоцикла, переливающегося всеми цветами радуги... Деньги появились у парня. Даже помощника себе нанял.  Радости родителей не было границ. Все проблемы по медицинской части как рукой сняло. Подумать только – скоро 21 год парню, а о нём уже весь город говорит! И денег стало столько, что старики подумывали не только о ремонте в своём старом доме, но и о хорошем пожертвовании на церковь. За всё хорошее, что Бог дал. Лечение практически было закончено, лекарства сняты, и мы наметили заключительную встречу через месяц, чтобы ознаменовать полным излечением его двадцать первый день рождения. По секрету, Павел поделился со мной планами купить мотоцикл и показал вырезки из журналов.   – Хочу Харлея! Это – высший пилотаж! Дорогущий, правда, но я займу, – шептал он мне, чтобы никто не услышал.

– А родители знают? – Нет, это будет сюрприз. Да и не хочу я, чтобы все деньги ушли в церковь. И так они отдают туда последнее. – Павел нахмурился. – Что-то уж очень большой, твой Харлей, – засомневался я. – Мне кажется, он хорош для крупных мужиков, а ты больше похож на балеруна. Уж если решил, возьми небольшой. Да пройди какой-нибудь тренинг – мотоцикл, говорят, это не машина...   – Ну вот, и вы туда же! Все вы, старики, одинаковые! – отмахнулся он и ушёл. Когда я узнал, что было потом, мне показалось, что такое может быть только в дурном фильме. В назначенный день семья не появилась, и на телефонные звонки никто не отвечал, что было совсем не похоже на них. Только через пару месяцев родители неожиданно срочно попросили принять их. Когда они явились одни, без сына, когда я увидел их заплаканные и взволнованные лица, стало ясно, что случилось нечто непоправимое. Запинаясь и перебивая друг друга, они рассказали, что за два дня до дня рождения, в воскресенье, они вышли из церкви после утренней службы и увидели Павла, сидящего на новом мотоцикле. Заметив, что на него смотрят, Павел нажал на газ и лихо проехал по паркингу, подняв переднее колесо мотоцикла. В двух метрах от родителей  он врезался в столб и... упал замертво на глазах у всех. Приехавшая неотложная помощь констатировала «смерть на месте происшествия». Ужас родителей был неописуем!.. Рассказывая, отец возбуждённо и громко говорил.  – Это ещё не все проклятия на нашу голову! Когда мы хоронили его, священник знаете, что сказал? Что сейчас не время для печали и слёз. Сейчас надо радоваться, что Бог прибрал нашего сына к себе из этого мира горя и печали. Что он был избран Богом! Его душа сейчас в счастливом месте, где нет горя и печали. Да возблагодарим Бога!.. Вы представляете?! Благодарить Бога за то, что он забрал у нас сына!!! Нельзя ли было избрать другого, менее благочестивого?! А ведь мы всё делали для этого самого Бога! Всё отдавали Ему – и душу, и деньги. Так Он нам отплатил! Обманщик! Почему, почему Бог посылает горе именно тем, кто Его любит и отдает Ему душу. За что???  Бога либо нет, либо Он ничего не может. Тогда, зачем Он нужен? Я сожгу эту церковь!!! Старушка при этом молилась, тихо плача, испуганно оглядывалась. Она всё время дёргала мужа за рукав, пытаясь остановить его крамольные выкрики. А потом спросила, искательно заглядывая мне в глаза:  – Почему именно нам суждено страдать? На нас указал сатана – это не могло быть случайностью! Ричард умер  внезапно за два дня до того, как ему было бы 12 лет. И Павел тоже умер мгновенно, на глазах у всех, и тоже за два дня до своего 21-го дня рождения! Те же цифры: 12, 21= 6 – это знамение от сатаны! Значит, мы мало молились и заслужили наказание. А что я мог сказать бедным родителям, потерявшим двух сыновей при странных обстоятельствах? Ни утешить, ни объяснить, что, как и почему я не мог. Я вдруг осознал, что страдания от потери близкого многократно обостряются и усиливаются именно потому, что ситуация не имеет никакого смысла.  Неопределённость, необъяснимость и внезапность трагедии травмирует не меньше, а может и больше, чем зловещая определенность смерти предсказуемой. Одна семья, две трагедии, и вот, две противоположных реакции на неё: отец, разгневанный на Бога и готовый сжечь Его храм, и мать, впавшая в ещё большую религиозность.   

А действительно, почему страдают и умирают хорошие, порядочные, отдающие всего себя Богу, люди? Почему всемогущий Бог не защитит от внезапной смерти Своих самых верных и преданных Ему людей? Почему ОН допускает войны, погромы, ужасные болезни? Почему не остановит, не предотвратит и даже не предупредит об опасности? Если ОН не делает это, то почему? Значит, ОН – не всемогущий? А может, Бога вообще нет? Так есть Он или нет? И, если есть, всемогущий Он или нет?   Этот вопрос, действительно, основной для верующих в дни трагедии. Мало того, что они потеряли самого близкого человека. Из-под ног уходит почва, они теряют веру в смысл жизни. Столь чтимый и любимый Бог, любящий Отец, их предал! Какой ответ на их крик души дают духовные деятели? И что можем сказать мы, врачи, представляющие науку? У постели больного или погибшего мы, врачи и священнослужители, вместе смотрим в глаза родным и друг другу. Здесь не место дискуссиям – здесь нам надо быть «в связке».  Но для самого себя я решил узнать, как же многовековой опыт богослужителей отвечает на вопросы отца погибшего Павла. Я стал задавать вопросы капелланам в госпиталях, священникам разных уровней и представителям разных религий. Я даже пытался вникнуть в теологическую литературу, пока не запутался окончательно.  Тогда я обратился к книгам людей, самих переживших трагедии, чтобы понять их восприятие судьбы и роли Бога. Среди таких книг на меня большое впечатление произвела книга Гарольда Кушнера «Когда с хорошими людьми случаются плохие вещи». Попытка систематизировать ответы дала мне следующие варианты:  ; Бог всемогущ и, если вы праведник, вы расцветёте плодами радости. (Псалом 92:68). ; Бог – это любящий Отец, который может наказать. Бог, как и все отцы, наказывает своих детей. Они поймут и будут ЕМУ благодарны, когда вырастут. (Псалом 92:1316). ; Бог вас испытывает на стойкость. Бог вознаградит вас в конце. ; Вы заслужили наказание. ; Бог даёт вам урок. ОН учит через страдание. Ищи смысл в своём страдании. (Но если ребёнок погиб, он уже никогда не поймёт «урока».) ; Ваше страдание имеет какую-то высшую функцию для Бога в его Вселенском устройстве мира. (Должен случиться Холокост, чтобы пришёл Мессия). Жизнь несправедлива. Что плохо для вас, хорошо для кого-то другого или для Будущего. (Понятно, откуда взялась идея «светлого будущего».) ; Несчастье – это особая привилегия для тебя. Радуйся, что именно тебя Бог выбрал для страданий. ; Бог не пошлет вам больше испытаний, чем вы можете вынести. Если вы не выдерживаете, значит, вы недостаточно верите и любите ЕГО. Наиболее глубокое и полное отражение парадокса о всемогущем, милосердном и любящем  Боге и бесчисленных человеческих страданиях дано в Книге Иова («The Book of Job»), которая вошла в Библию. Около 25 столетий назад кто-то написал эту прекрасную притчу, о которой спорят до сих пор. В кратком варианте, суть её такова. Жил был человек по имени Иов. Он был необыкновенным человеком по своей доброте, уму и любви к Богу. Всё делал для людей, не жалея себя. Был прекрасным семьянином и воспитал своих детей в такой же любви к Богу. Однажды, сатана пришёл к Богу и говорит: «Иов тебя любит, потому что Ты ему дал всё. А вот отбери у него это всё, и он Тебя разлюбит. Спорим!» Рассердился Бог, что сатана засомневался в Его могуществе, и... принял пари. И разорил Он Иова, и наслал на него страшные болезни и боль. И убил Он его жену и детей. И, всё равно, Иов не перестал верить и любить Бога. Друзья его жалели и восхищались его благородством и верностью Всевышнему. И Бог отблагодарил Иова сполна – многократно вернул ему богатство, дал новую семью и хороших детей. Можно было бы на этом закончить – хэппи-энд! Но благочестивый Иов вдруг возроптал. Он ведь действительно любил Бога, был праведником и ни в чём не провинился. И задал вопрос, который задают все эти тысячелетия – ЗА ЧТО? Внимание – сейчас случится то, что будет повторяться в реальной  жизни много тысяч раз. Возник спор – кто же прав? Если прав всемогущий и любящий Бог, значит, Иов должен быть в чём-то виноват, раз его наказали. Если Иов – праведник, значит, Бог не очень-то всемогущ и наказывает праведников ни за что. Что же делать друзьям Иова? И, как и в жизни, друзья взяли сторону Всевышнего. – Ты не можешь сомневаться в Боге, – сказали они хором.  Возмущенные друзья  вмиг превратились во врагов и объединились против Иова.    – Значит, что-то в тебе есть плохое! Ты что-то утаиваешь. Бог – он всё видит. Мы давно подозревали, что ты – негодяй!  (Вот откуда возник принцип: вини жертву – он и сегодня в действии!). Итак, Иов требует суда! Это нам понятно, нам-то не привыкать – мы и сейчас судимся по любому поводу и без. Но, в отличие от сегодняшних дней, тогдашний судебный закон был Божеский, простой и чёткий: Если ты обвиняешь кого-то в преступлении, ты должен появиться и доказать свои обвинения, даже, если ты – Бог. И, представьте, сам Бог явился и предстал перед судом, потому что не мог отменить свой собственный закон. (Это наши «боги» перед судом не появляются!). – ЗА ЧТО? – спросил Иов. – Ты и так знаешь, что я Тебя считаю всемогущим. Ты погубил мою жену, моих детей просто для того, чтобы доказать что-то сатане. Ты принёс нам страдания ради пари!! Ответь! И Бог, разгневавшись, отвечал простому смертному: – Я сотворил небо. Я сотворил землю. Я сотворил тебя. Я... Да как ты смеешь спрашивать с Меня?      И сник Иов, и сказал Богу: – Прости, что посмел спрашивать Тебя о таких мелочах, как я... Не знаю как вам, а как по мне – уклонился Бог от прямого ответа. Вместо прямого ответа, начал бить себя в грудь, вспоминать прошлые заслуги и запутывать ситуацию. Может, поэтому нынешние адвокаты и не боятся Бога, поскольку делают то же самое. Мне понравилось заключение книги Гарольда Кушнера, раввина и отца, потерявшего сына. После долгих теологических сопоставлений с жизненными ситуациями, он заключает: «Я верю в Бога. Но иначе, чем тогда, когда я был студентом теологии. Сейчас я понимаю ЕГО пределы. Бог не может изменить законы природы и эволюции человеческой натуры, или изменить человеческие моральные критерии. Я не считаю больше, что Бог ответственен за несчастья и болезни, аварии и катастрофы, потому что я ничего не приобрету, обвиняя ЕГО. Бог – не причина катастроф, но источник поддержки, дающий веру и силы встать, отключиться от себя и делать что-то полезное другим».

Я должен признать, что все религии, когда речь идёт не о разделе мира, а о страдании конкретных людей, объединяются в идее Бога как источника внутренней силы. Кушнер приводит как пример историю Мартина Грея, пережившего Холокост, Варшавское гетто, и написавшего книгу: «Для тех, кого я любил». В ней рассказывается, как после Холокоста, он пытался восстановить жизнь. Женился по любви, имел хороших детей и успешный бизнес. Жизнь, казалось бы, возместила ему за все муки концлагерей. Однажды, внезапно, он потерял всё – и бизнес, и жену, и детей – при пожаре на юге Франции, где он жил. Он чуть не умер от горя, и все ожидали его конца, советовали судить всех подряд. Вместо этого, он посвятил остаток жизни предотвращению лесных пожаров. Он объяснил это тем, что жизнь должна быть для чего-то. Об этом же писал знаменитый австрийский психиатр Виктор Э. Франкл, переживший пять лет концентрационных лагерей, включая Освенцим и Майданек. Его книга «Человек в поисках смысла» является настольным учебником по выживаемости и поиску смысла жизни.  А религия нужна! Она объединяет большие массы людей, даёт ощущение принадлежности к какой-то группе, где ты – свой среди своих. Кстати, через несколько лет, я опять встретил моих знакомых. Оказалось, что отец Павла снова стал ходить в церковь, объясняя это тем, что «там все свои, люди, с которыми я был вместе столько лет. Я простил Бога». Мне вспомнился изумительный рассказ Гарри Гольдина. Будучи маленьким мальчиком, он спросил отца: «Если ты не веришь в Бога, зачем ты постоянно ходишь в синагогу?». На что отец ответил: «Мой друг, Гарфинкель, ходит в синагогу разговаривать с Богом. Я же хожу в синагогу разговаривать с Гарфинкелем». Я понял, что даже самые верующие и мудрые теологи признают: Бог не отвечает за наши несчастья, но помогает нам выйти из них. Он объединяет нас во время горя и даёт силу выжить и жить. Простите Бога. Он, действительно, не всё может. Но Он может благословить, помочь простить себя, других и природу.  Как писал мой друг Виктор Каган, врач-психолог и замечательный поэт:               

Я показал бы тебе брод,
Довёл бы за руку до рая,
Но я лишь Бог – не кукловод.
Я не даю – благословляю...

Приму молитву, не мольбу.
Оступишься – пошлю прощенье.
Благословляю на судьбу –
В тебе самом твоё спасенье...
 
Природа изобрела человека. Бог – величайшее изобретение человечества. Человек изобрёл Бога, чтобы ОН давал ему утешение и надежду. Бог – самый великий психотерапевт. Медицина подтверждает, что верующие излечиваются быстрее. Я научился теперь всегда спрашивать пациента о его Боге и поддерживать его веру как лечебный фактор.

И ещё я понял из научных книжек, что наша судьба – это комбинация бесчисленных природных и человеческих факторов – от солнечных бурь до политики. От генетики до головных болей. И в каждую минуту какой-то фактор вылезает решающим переключателем чего-то в вашем теле, скачком в ваших мыслях и как результат каким-то вашим поступком.   Этот маленький поступок, сделанный вами САМИМИ, может быть вашим спасением или погибелью. Хотели свободы – вот она! Она дана вам самой Природой. И чем дальше вы умеете видеть – в людях, в бизнесе, в здоровье – тем чаще вы сможете быть в нужное время, в правильном месте, и в добром здравии. А от случайностей нам с вами не уйти. Это не дождь, от которого можно спрятаться.  А Бог – Он есть. Он в сердце у каждого. Кто-то называет его Верой, для кого-то Он – Надежда, ещё для кого-то – Любовь. А для меня Бог – это Жизнь! При всем при этом, жалко мне Бога. Ведь столько тысяч лет все Его бесконечно о чём-то просят. Семь миллиардов людей, а скоро, говорят, будет девять. И каждому надо что-то дать. Дай это, дай то. И всё равно все недовольны. Устал старичок. А я Ему говорю – мне ничего от Тебя не надо.  Просто, будь рядом. И, чтобы подтвердить, что именно мне не давать, я послал Ему письмо в виде молитвы:
 
Не дай мне, Бог, быть слабым среди сильных,
Не дай мне быть среди камней могильных,
И инвалидом стать не дай. Не покидай меня, мой Бог, не дай несчастий.
Я отплачу Тебе –  я буду СЧАСТЛИВ!