Заплутавший искатель пробуждения

Марина Тигра
 За состояние окончательного пробуждения люди часто ошибочно принимают состояние психического подъёма, сопровождающееся принятием окружающего мира и восхищением его структурированной красотой. Это состояние является следствием накопления доброй кармы( не путать с Благой кармой), приближающее сознание к миру Сансарических Богов, окружённых удовольствиями мира форм. В состоянии психического подъёма очень сильно возбуждается творческий потенциал, через который хочется давать всем советы и кричать на весь мир: « как мне хорошо!», «Как я всё и всех -- Люблю!», но это не имеет ничего общего с пробуждением состояния Будды. Это явление временное, хоть и может длиться несколько лет подряд, пока не истратится накопленный потенциал, как деньги на счету или не проявятся старые или новые порочные накопления кармы. Такое состояние требует постоянной подпитки в качестве созерцания трансляции возвышенного творчества или слушателей собственных изречений, а так же проявления дружелюбия, доброжелательности, милосердия и благотворительности. Если существо, достигшее этого состояния считает, что достиг наивысшей точки Духовного развития, то возникает Гордыня, способствующая обнародованию, а по сути -- хвастовству своим полученным состоянием. Думая, что своими рассказами о полученном блаженстве, он приведёт в это состояние, которое называет просветлением, кого-то ещё, он лишь вызывает у слушателей состояние зависти и желания получить такие-же состояния. Но, в действительности, он не в состоянии дать каждому желающему правильный и действенный совет. Такой  человек провозглашает себя Гуру, не достигнув, по сути, того, чему собирается учить других. Так возникают лжеГуру, обещающие того, чего не достигли сами. Чем раньше они поймут своё заблуждение, тем лучше для них и окружающих их существ.
  Мнимое пробуждение должно стать крепким фундаментом для дальнейшей йогической работы над пятнами помрачения ума. Только тогда это состояние подъёма может сослужить полезную службу для Духовного продвижения. Это самый благоприятный период обратиться к реализованным Гуру за помощью. Каков-же Реализованный Йогин?
Сутта 112 Маджхима Никая проливает некоторый свет на состояние Будды -- Пробуджения или Просветления. Предлагаю ознакомится всем интересующимся этим вопросом.

Маджхима Никая 112
Шесть вопросов
Адаптированная версия сутты МН 112
"Однажды Учитель обратился к монахам с такими словами:
«Монахи, если некий монах делает заявление о том, что он достиг окончательного освобождения, не нужно ни принимать его слова сразу, ни отвергать их. Необходимо задать ему ряд вопросов, чтобы он мог проверить себя.
Вопрос 1
Нужно спросить его, каким образом он воспринимает видимое, слышимое, ощущаемое и познаваемое?
Если он действительно достиг окончательного освобождения, смысл его ответа (при условии, что он правдив) должен состоять в том, что всё видимое, слышимое, ощущаемое и познаваемое он воспринимает без влечения, без отторжения, с умом независимым, отсоединённым, свободным.
Если его ответ будет таков, порадуйтесь этому, и задайте следующий вопрос.
Вопрос 2
Следующий вопрос касается пяти классов явлений опыта, искажённых личностностью* – формы, переживания, распознавания, активности и сознания. Как он воспринимает их?
Смысл его ответа должен состоять в том, что он видит: ни форма, ни переживание, ни распознавание, ни активность, ни сознание не имеют “я” и никак с ним не связаны, всё это непостоянно и не несёт удовлетворения. Видя всё таким образом, он освободился от влечения и цепляния к этим совокупностям, и от каких бы то ни было концепций и мнений по отношению к ним, и тогда понял, что его ум освобождён.
Вопрос 3
Следующий вопрос касается великих элементов** — земли, воды, огня, воздуха, пространства, сознания – каким образом он воспринимает их?
Смысл его ответа должен состоять в том, что он стал относиться к любому элементу, как к не-личностному, лишённому какого бы то ни было «я». Видя всё таким образом, он освободился от влечения и цепляния к элементам, и от каких бы то ни было концепций и мнений по отношению к ним, и тогда понял, что его ум освобождён.
Вопросы 4 и 5
Следующие вопросы касаются шести органов восприятия – глаза, уши, нос, язык, тело и ум, и шести типов воспринимаемых явлений – зримые формы, звуки, запахи, вкусы, телесные ощущения, и умственные объекты. Каким образом он воспринимает всё это?
Смысл его ответа должен состоять в том, что с полным угасанием желания, страсти, наслаждения, влечения и цепляния, а также каких бы то ни было концепций и мнений по отношению к шести внутренним и шести внешним сферам, он понял, что его ум освобождён.
Вопрос 6
Следующий вопрос должен быть таким: каким образом он увидел, что личностный взгляд перестал воспроизводиться в нём в каких бы то ни было аспектах, даже потенциально?
Смысл его ответа должен быть таким. Раньше он был невежественным мирянином. Затем он услышал Учение Татхагаты и обрёл устремление к освобождению. И тогда он покинул мирскую жизнь, оставив богатство, большое или малое, родственников, многочисленных или немногочисленных. Он отказался от убийства, от воровства, от сексуальных отношений, от лжи, от речи, вносящей раздоры между людьми, от сплетен и злословия, от грубой речи, от пустой болтовни.
Он отказался от нанесения вреда растениям, он стал питаться один раз в день утром. Он воздерживается от развлечений и украшений, он не принимает золота, денег, припасов, женщин, рабов и рабынь, скот, полей и хозяйства. Он не принимает на себя роль посыльного. Он воздерживается от купли-продажи, от операций с весами, металлами, валютой; от взяточничества, обмана и мошенничества; от нанесения вреда кому-либо. Он носит лишь самую простую монашескую одежду и имеет лишь минимум необходимого.
Также он стал практиковать сдерживание органов чувств: воспринимая видимую форму, звук, запах, вкус, телесное ощущение или умственный объект, он не цепляется за их особенности и черты, которые могли бы, если не практиковать сдержанность по отношению к ним, спровоцировать появление и укоренение нездоровых состояний, таких как жажда и волнение. Практикуя такую сдержанность органов чувств, этот человек стал ощущать внутреннюю чистоту.
Также он стал практиковать полную внимательность. Он сохраняет внимательность когда идёт, смотрит куда-либо, двигает конечностями, носит одежду, ест и пьёт, испражняется, стоит, сидит, засыпает и просыпается, говорит и молчит.
Далее, в уединённом месте, он стал практиковать медитацию. Он садится, выпрямив спину и установив осознавание перед собой. Он устраняет пять помех: алчность к миру, недоброжелательность и злость, апатию и сонливость, неугомонность и беспокойство, сомнения.
Оставив эти пять помех, он входит в первую джхану. Это происходит, когда он в достаточной степени освободился от мыслей о чувственных удовольствиях и прочих нездоровых состояний. Первая джхана сопровождается внутренней речью, связанной с объектом медитации, а также – радостью и ощущением физического довольства, которые образуются из-за свободы от помрачённых состояний.
Далее, его внутренняя речь затихает, и он входит во вторую джхану и находится в ней, ощущая уверенность и единение ума, во внутреннем безмолвии, чувствуя радость и довольство, рождённые свободой от помрачений.
Далее, радость стихает, остаётся лишь спокойствие и довольство, осознанность и внимательность, и таким образом он входит в третью джхану и находится в ней. Третью джхану называют “приятной обителью”.
После этого уходит даже ощущение физического довольства. Исчезают все положительные и отрицательные эмоции, приятные и болезненные телесные ощущения, остаётся лишь глубокое спокойствие и чистейшая осознанность. Так он входит в четвёртую джхану и находится в ней.
Далее, направив этот совершенно ясный, чистый, гибкий, послушный и спокойный ум на вспоминание прошлых жизней, он обрёл это знание. Он увидел множество своих прошлых жизней весьма подробно.
Кроме того, он направил свой ум на знание о том, как живут и перерождаются другие существа в соответствии с их деяниями. Он увидел множество существ и миров, и то, как и при каких обстоятельствах те или иные существа перерождаются в тех или иных мирах.
Далее он направил свой ум на понимание природы помрачений и того, как они прекращаются. Он непосредственно познал, что такое страдание, что такое помрачение, как оно возникает, как оно прекращается, и что нужно делать, чтобы быть способным его прекратить.
Когда он познал и увидел всё это, его ум полностью освободился от помрачения вовлечённости, от помрачения неведения. Он понял, что больше никогда не совершит помрачённых действий, что цель его практики достигнута и он больше никогда не окажется в состоянии вовлечённости.
И после этого, монахи, можно порадоваться, что у вас есть такой товарищ по святой жизни»."
—————————————
* То есть скхандхи, «пять груд, искажённых цеплянием».
** Речь идёт о базовых качествах опыта. Земля, вода, огонь, воздух и пространство – это качества физического опыта (плотность и инертность, текучесть, тепло, вибрации и собственно пространство, соответственно), а сознание – качество ментального опыта.
 Материал сутты взят из интернета с буддийского сайта.