Зимний спор

Владимир Кормильцев
Поздней осенью многие птицы улетают на юг. Так у них принято, у птиц. С одной стороны, это удобно: не надо покупать зимнюю одежду и обувь, заклеивать в доме окна и запасаться дровами для печки.  Прилетаешь куда-нибудь в Африку, а там – вечное лето, без морозов и  снега, круглый год свежие ягоды  и червяки на любой вкус. Курорт, а не жизнь!
 
Но, с другой стороны, до заморских стран – путь неблизкий… А если вдруг настигнет в пути  дождь, или, к примеру, ураган?
 
Тяжело и боязно покидать насиженные места. Потому и спорили птицы  накануне зимы: то ли собираться за рубеж, пока  лётная погода, то ли оставаться дома.

– Авось, как нибудь перезимуем! – чирикал Воробей, бодро прыгая возле мусорной урны. Он часто склёвывал с земли какие-то съедобные крошки. Клюв его был набит едой, поэтому речь звучала невнятно.

Птицы, сидя на ветках, смотрели на воробья свысока.

– Жалкий побирушка! – презрительно фыркнула Ворона. – Такой найдёт себе пропитание  в любой мусорной куче. Мне, например, даже стыдно было бы лететь с ним в одной стае…
– Граждане пернатые, попрошу не отвлекаться! –  недовольно каркнул Чёрный Ворон, сидевший на дереве выше всех. – Напоминаю о цели нашего собрания: мы должны договориться, куда в этом году полетим зимовать…
– И полетим ли вообще! – добавила смешливая Галка, сидевшая вместе с сёстрами на соседнем дереве. Семейство галок было самым многочисленным, и вели они себя бесцеремонно: переговаривались и  хлопали крыльями, перелетая с ветки на ветку. Галки дружно поддержали родственницу:

– Правда, правда! Ещё неизвестно, нужно ли в этом году улетать! В газетах пишут, что зима будет тёплая, а снег, возможно, вообще не выпадет … Учёные открыли, что климат  на земле меняется, и скоро начнётся глобальное потепление! Представляете – в наших краях станет жарко, словно в Африке!
– Крррасота! – усмехнулась Ворона. – В какой же газете вы такое читали? Не иначе,  в прошлогодней, которую на помойке нашли … Нечего верить  всяким сплетням!

Сизокрылый Голубь, который   сидел в стороне, воркуя с подругой Голубицей, тоже вступил в разговор:

– Уж если куда лететь, то не в эту скучную жаркую Африку. Я, например, предпочитаю отдыхать в Европе. Там везде  дворцы, замки, памятники… Есть, где культурно посидеть.
– Ах, дорогой, ты, как всегда прав! – нежно проворковала Голубица, прижимаясь к Голубю плечом. – А какие вкусные крошки рассыпают там туристы на площадях… В этом году  мы обязательно полетим в Европу.  Я опять хочу в Париж!

На самом деле ни Голубь, ни Голубица никогда не покидали  родного города. Но поболтать о том, как прекрасно живётся за границей, они любили, и другие голуби всегда слушали эти рассказы, разинув клювы от удивления. Кстати, на этом птичьем собрании голубей было много, так же, как серых ворон, воробьёв и галок. Все кричали наперебой:

– Летим на юг!
– Нет, лучше на запад!
– А восток, а север? – не унимались те, которым, наверное, было всё равно, о чём  кричать, лишь бы поспорить.
 – Вот и летите на все четыре стороны! – кричали другие. – А нам и здесь хорошо. К тому же, в этом году, возможно,  зимы не будет вообще, не зря ведь пишут в газетах… Ой! Что это?!.

Только сейчас, оглядевшись вокруг, птицы заметили, что зима уже наступила. Под деревьями лежал снег, намело сугробы. И видно было, как по снежной целине идёт кто-то, в красной шапке и ярком наряде.

– Дед Мороз! – испуганно чирикнул Воробей. – Братцы, а ведь уже Новый год на носу! Как быстро он пришёл, мы и не заметили…
– Каррраул! – закричала Ворона. – Проболтали, проспорили! 
– Может быть, попросим Деда Мороза, чтобы он нас перенёс в тёплые страны? – робко предложила Голубица. – Ведь он волшебник, он всё может…
– Где ж вы видели Деда Мороза, граждане пернатые? – горько вздохнул старый Ворон. – Посмотрите внимательнее!

И  птицы разглядели, что по снежным сугробам  шагает не сказочный Дед Мороз в красной шубе и шапке, а большой  Петух.

–  Ко-ко-ко…кому тут нужен Дед Мороз? Как раз к нему иду, могу что-нибудь передать! –  гордо произнёс  Петух.
– Ой, а вы его лично знаете? – изумилась Галка.
– Ко-ко-ко…конечно же! Я ведь не простой петух, я – символ нового года, по восточному календарю. Можно сказать, сказочная птица.
– Петя-петушок, золотой гребешок! – закричали галки. – Сделай милость, спаси от холода, от голода! Замолви словечко Дедушке Морозу, чтобы отправил нас в жаркие страны!

Красный  Петух усмехнулся и, гордо подбоченясь, заявил:

– Мы, петухи, тоже умеем творить чудеса! Без нашего «кукареку» даже солнце на небо не всходит и новый день не начинается. А если очень постараться, я могу для вас и прошедшие дни вернуть. Те дни,  когда зима ещё не наступила. Вот  тогда вы и полетите зимовать сами, в положенный срок. Ну как, согласны?
– Согласны! – дружно закричали птицы. – Но как же ты вернёшь нас в прошлое?
– Да очень просто, –  усмехнулся Петух. – Главное – правильно прокукарекать.

И Петух громко, протяжно закричал:

– У-у-у-Ке-Ра-Ку-у-ук!

То есть, обычное, петушиное «ку-ка-ре-ку!», только – задом наперёд.

И свершилось чудо! Не успели птицы глазом моргнуть – а снег под деревьями исчез,  и кое-где на ветках появились жёлтые осенние листья.

– Граждане пернатые! – закричал Ворон. – Попрошу внимания! Предлагаю лететь зимовать, и  побыстрее, пока  не подули холодные ветры!
– А куда полетим? Мы же так и не решили…  – вновь начала болтливая Галка, но Ворон  перебил её:

– Отставить  разговоры! Кто куда полетит, по пути разберёмся. Когда приходят нелёгкие времена, главное – не сидеть на месте и не спорить без конца, а двигаться вперёд! Слушай мою команду! Всем – на взлёт!

Огромная птичья стая, набирая высоту,  поднималась в небо. Нужно было успеть до наступления холодов улететь в далёкие страны, где можно благополучно пережить зиму. Но потом, с наступлением весны, они должны были обязательно вернуться в родные края – вить гнёзда, выводить птенцов и учить их летать.

Так уж у них, у птиц, заведено.