Тоннель под Амуром

Ольга Суслова
 Моё студенческое время пришлось на 70-е годы, когда в нашем Крае не было локомотивов с электрической тягой. В депо стояли старенькие паровозы, шипящие, как раскаленный самовар, а рядом располагались горделивые тепловозы, питающиеся соляркой. При выходе из депо, они смолили чёрной копотью, дрожа всей обшивкой.
Я училась в Хабаровске и жила у своей любимой бабушки, а мои родители в рабочем посёлке Приамурский. Расстояние до города, по прямой, составляло 14 километров.

Амур отрезал посёлок от города своим широким руслом, подарив левый берег переселенцам. А соединял берега Алексеевский однопутный железнодорожный мост, протяжённостью почти в три версты. Добросовестный паром, соблюдая режим, ходил через 4 часа, но был расположен в 7км от посёлка, что было крайне неудобно для пассажиров.
Население Управление железной дороги расписанием пригородных поездов не баловало, а к вечеру, они в регламент не входили. Но, находчивая сельская молодёжь, чтобы добраться до города, быстро нашла выход – стала использовать товарники, которые часто заглядывали в тоннель.
А сооружение это было необычное.
                Интересно то, что тоннель под Амуром однопутный – его протяжённость составляет 7198 метров по Транссибирской магистрали. Он длиннее моста и тянется не параллельно, а наискось, под руслом. Объект был построен в 1937—1941 годах, чтобы не пользоваться связкой в Манчжурии. Тоннель служит для дублирования моста через Амур, и является единственным подводным сооружением на железных дорогах России. Его начало находится в 4-х км от станции Приамурской. В своё время, он считался секретным объектом. Статус секретности объект лишился в 1964 году, и его стали использовать только для движения грузовых составов в нечётном направлении.   
                В те, не столь далёкие времена моей юности, в товарных составах было немало вагонов с открытыми тамбурами типа «хоппер». Они служили для перевозки сыпучих грузов: угля, руды и т.д. Но, имели место и деревянные крытые вагоны, и цистерны. Обычно составы были сборные. Мне посчастливилось проехать, именно, открытым способом в тоннели – один раз! Эту поездку я запомнила на всю жизнь, от которой получила массу эмоций, или как сейчас говорят – адреналин.

С однокурсницей Натальей мы часто навещали моих родителей, особенно в весенне-летнее время. Ей не только нравился поселок с красивым озером и бурной протокой, но и местные парни, с одним из них она познакомилась. Как-то раз Наталья задержалась на свидании и мы, конечно, опоздали на вечерний пригородный поезд. Последний паром ушёл. Мы не знали, что делать, ведь назавтра должны состояться годовые экзамены, да ещё в 8 часов утра. Ранним поездом мы бы не успели и пропуск, конечно, грозил неприятностями.

– Не горюйте, девчата, доберётесь товарняком! – стал успокаивать нас Николай.

От его слов мне стало как-то не по себе, такое путешествие пугало, оно было мне незнакомо и казалось опасным.

– А вдруг придётся ехать в тоннели под водой ? – спросила со страхом я.

– Ладно, с вами поеду, доставлю вас целыми и невредимыми.

Наталья же, волнуясь больше за жениха, чем за нас, подняв свои голубые  глазки на высокого Колю, спросила:

– Тебе ведь утром на завод, не опоздаешь?

– Не переживай, так же и вернусь.
Я глядела на неё в упор и удивлялась – совсем затуманил ей мозги Николай, беспокойство предстоящей поездки лицо её не выражало. Мне ничего не оставалось, как идти за ними.

И вот мы подходим к станции. Семафор  оказался открытым. Нам повезло – на главном пути стоял товарняк с мощным, судорожно вздрагивающим и гудящим локомотивом. Вверх, с его зелёной головы, валила черная копоть, вперемежку с искрами.  Передняя часть состава состояла из 3-х «хопперов» и двух дощатых вагона, за которыми тянулись бесконечные пустые платформы, с опущенными бортами. Мы направились к закрытым вагонам, один имел чуть скошенный тамбур, но – это было спасением!

– Девчата, влезайте по одному, карета подана, другого состава может и не быть. В это время почти все идут на проход! – громко скомандовал Николай, подсаживая нас на ступеньки.

И только мы взобрались в тамбур, как поезд тронулся. В тамбуре оказалось откидное сиденье, что нас обрадовало, но навесная крыша над головой отсутствовала, да ещё наш вагон был прицеплен за «хоппер», что не понравилось Коле – позже выяснилось, почему.

На душе стало легко – пропуск экзамена не грозил. Внутреннее напряжение быстро растаяло. С радостью мы обозревали убегающие назад дома и сады. Наши мысли были далеко, я даже напевала что-то весёлое из оперетты. И тут, как гром среди ясного неба – мы заметили, что состав перешёл на путь, ведущий к тоннелю. Настроение вмиг упало – мы оказались в капкане!
Через несколько минут показалось жерло этого чудовища, не замедлил и сигнальный свист тепловоза, от которого появились на теле мурашки. От страха мы прижались с Натальей друг к другу. Лицо Николая отражало ироническую улыбку – ему было нипочём. И вот состав стал въезжать в бесконечную чёрную кишку, спускаясь под землю, как под горку сани. Наше необычное путешествие началось под Амуром. Я представила миллионы тонн воды над головой, которые давили сверху, голова отказывалась принимать эту информацию.

Стук колёс усиливался с каждой минутой, стало невероятно шумно и ужасно ветрено! Мы затряслись от холода, закрывая уши руками, тоненькие ветровки нас не спасали. Николай снял куртку и накинул на нас. По бокам тоннеля мелькали внутренние ниши и фонари, ярко освещающие узкое пространство. Вагоны трясло и болтало. Иногда струйка холодной воды брызгала на нас сверху, затекая за шиворот. Было видно, как тянулись ручейки по обочине тоннеля. 

   Набирая скорость, локомотив выдавливал торжествующий рёв, выпуская адский дым с красными искрами, которые горстями падали на нас, помимо этого, вслед копоти, летел пепел и что-то сыпучее из «хоппера». В зубах скрипел песок. Мы дышали грязным воздухом, в горле пересохло и хотелось пить.  А ведь надо было ехать 15 – 17 минут. Наталья и я вцепились с обеих сторон за Колины локти, нам даже почудилось, что он стал намного ниже ростом.

Время в пути казалось бесконечным, да и будто оно остановилось. Наконец, впереди показался маленьким пятном свет. Он проникал в тоннель со скоростью локомотива. Все глубоко вздохнули, водно-подземные испытания остались позади, товарняк выкарабкался из страшного логова. Лучи солнца брызнули в лицо яркой вспышкой.  Блаженство свободы  почувствовала каждая клеточка организма
Посмотрев друг на друга, мы закатились смехом – наши лица были закопчённые, как у трубочиста, за ушами и на шее  тянулись грязные полоски, а волосы изменили окрас и торчали в стороны.

– Да, девчата, вам только в Цирк! – смеялся от души  «черномазый»  Коля.

– На себя посмотри! – вырвалось у меня.

– Это не важно, отмоемся, главное, чтобы товарняк остановился на первом Хабаровске и не провёз до второго.

Надо сказать, всё-таки судьба благоволила нам, состав остановился на станции первого Хабаровска. Мы спокойно спрыгнули на платформу. Коля еле успел на товарняк, направляющийся в обратном направлении. На вокзале мы смыли первую грязь, правда казённого мыла не хватило на ветровки. До бабушки я добралась засветло, солнце ещё дарило последние лучи уходящему дню. Закрыв за собой входную дверь, я шмыгнула  в ванную комнату, чтобы бабуля не заметила на мне остатки сажи.