Меняется, не меняясь

Галина Айзенштадт
  Когда в минувшем году Александр Лукашенко проводил в Москве переговоры с Владимиром Путиным о дальнейшей интеграции Беларуси и России, оппозиционер и христианский писатель Павел Северинец  созвал на антиинтеграционную акцию своих единомышленников и всех, кто готов отстаивать  независимость страны.
  Хотя проведение акции не было согласовано с властями, проводить её никто не мешал, а информационная служба белорусского президента назвала её мероприятием в поддержку Лукашенко..
  Но незадолго до Нового года Северинца посадили на 15 суток и присудили ему большой штраф, а недавно вновь судили и добавили ещё 30 суток, так как до первой "посадки" он успел организовать ещё несколько подобных акций.
  Суды идут и над другими участниками этих акций, и, похоже, казна соберёт по их завершение неплохой урожай.
  Формально всех судят за участие в несанкционированных акциях.
  Но как же тогда это согласуется с "помощью" Лукашенко?
  Так же, как с позицией Лукашенко в отношении России. Он то готов расшаркаться перед ней, надеясь что-то получить взамен, то обвиняет её в всех грехах, в очередной раз угрожая  "разводом".
  И так продолжается все годы его правления в Беларуси.
  Акции оппозиции, может, и могли бы стать каким-то козырем в переговорах с Россией(вот, мол, видите, народ бунтует против создания более тесного союза с Россией), не будь они малочисленны. Даже на ту, расценённую как "поддержку" Лукашенко, пришло не более семисот человек.
  Для создания более внушительной "картинки", организаторы акций придумали ловкий ход. Они устроили в центре Минска на проспекте Независимости цепь - от Главпочтамта до площади Победы. Это два квартала, посредине них - станция метро, куда входят и выходят толпы людей, рядом театр и сквер, Дом офицеров а на другой стороне проспекта - большой универмаг и масса разных магазинов и прочих объектов.
  Народа движется много, толпа бурлит, попробуй разбери, кто действительно пришёл протестовать, если у человека нет в руках плаката, или просто остановился поглазеть на протестующих, или случайно с ними смешался.
  Когда Северинец отправился отбывать пятнадцать суток, другие оппозиционеры  смогли собрать на последующие акции лишь несколько десятков человек.
  На последней, незадолго до Нового года, и того меньше. Они стояли со странными плакатами:"Забрау дзяцей са школы"(хотя день был воскресный, и в школе занятий не было), "Я увогуле за пивам пайшоу"я вообще за пивом шёл).
  Видимо, организаторы этой акции хотели показать, что люди даже личные дела отложили, чтобы "отстаивать" независимость страны.
  "На фоне переговоров в Беларуси вдруг проснулись "свядомые"("сознательные", в данном контексте, белорусском, слово употреблено с подковыркой) и закричали о потере суверенитета. По их мнению, надо было давно отказаться от тесных отношений с Россией. Если бы мы эти шаги сделали, мы бы с вами здесь не находились. Россия - это не просто огромная страна, дружественный нам народ,... это наш общий рынок. Мы всё перелопачивали и перерабатывали на этом пространстве. И что может случиться и случится,- посмотрите на соседнюю Украину...Кому-то очень хочется, чтобы столкнулись два народа. Тогда всё - крест на нас",-уже в нынешнем году заявил Александр Лукашенко.
  Но он же успел заявить и о другом,- о том, что Россия хочет продавать нефть Беларуси по мировым ценам, и он дал команду - искать других поставщиков, и что за газ Беларусь платит дороже Германии.
  В общем, он в своём привычном репертуаре. Как  оппозиция - в своём.
  И каждая сторона видит только себя в роли защитника суверенитета Беларуси. Лукашенко к тому же называет себя единственным и главным её гарантом и ни с кем не желает делиться этой ролью.
  И каждый говорит от имени народа и за него.
  На самом деле, что думает народ в большинстве своём по поводу интеграции с Россией, никто не знает. Хотя, несомненно, и Лукашенко и оппозиция догадываются, что результат может оказаться не тот, который им хотелось бы иметь.
  Не потому ли и отвергается идея референдума? Дескать, всё уже было сказано в 1991 году, когда Беларусь стала независимым государством.
  Кстати, в нынешних антироссийских акциях  участвовали и с пол-десятка оппозиционеров, которые участвовали в тех горячих событиях девяностых годов.
  Это уже люди, говоря по-белорусски, "сталага веку"("солидного возраста"), но суд и их "осчастливил" крупными штрафами.
  Лукашенко всех их знает лично, а с некоторыми он вместе работал в Верховном Совете БССР.
  Время идёт, всё вокруг меняется, и Беларусь меняется. И … остаётся прежней.
  Ведь ею правит всё тот же Александр Лукашенко.