Особая жестокость религиозных войн

Татьяна Морозова 7
Спустя семьдесят лет после сталинградского ада история повторилась новыми смертельными фарсами. Такое происходит, если  уроки прошлого игнорируются, возможные конфликты не предупреждаются,  и не создаются прочные преграды к повторению безумного уничтожения человеческих жизней.  Религиозные войны, как правило, всегда отличались особой жестокостью и длительным идеологическим противостоянием. Предупреждение конфликтов конфессий или пресечение их на ранней стадии помогло бы сохранить и многие человеческие жизни, и стабильность не только в отдельных регионах, но и во всём мире. Как вечный укор человеческой цивилизации останутся заснятые кадры с женскими и детскими окровавленными телами, безвинно загубленными и зверски растерзанными в безбожной бойне в начале второго десятилетия двадцать первого века.

Иногда воюющих разделяли один-два этажа в полуразрушенном здании, иногда - всего несколько метров в развалинах строений, заботливо возведённых когда-то строителями и тупо уничтоженных безумной военной силой. Из продырявленных отверстий в стенах комнат,  разрисованных в мирное время родителями для своих детей, торчали смертоносные дула пулемётов. Возле искорёженных домов дымились подбитые танки, а на крышах зданий и верхних этажах  человеконенавистнический вандализм выбирал очередную жертву для убийства - там притаились снайперы.
 
Это не картина Сталинграда 1942-го года, что иногда приходит на ум читателю. Вандалы, взрывавшие жилые дома и древние мечети, прибыли из соседних государств, мирно и благополучно сосуществовавших до недавнего времени. Спустя семьдесят лет после битвы на Волге  уличные бои шли в полуразрушенных городах Сирии, и здесь безжалостно убивали друг друга арабы, говорящие на одном языке и исповедующие, в большинстве своём, одну религию. Агрессоры не претендовали, как гитлеровцы, на  расширение жизненного  пространства – они стремились  насилием захватить власть и установить свой руководящий диктат, не считаясь с потерями и желаниями населения. Фанатизм обесценивает жизни, раздувает ненависть и не уважает права, признавая приоритет только своих интересов и способствуя проявлению звериной жестокости.

Уже давно назрела острая необходимость проведения под эгидой ООН межконфессиональных аналитических сессий с выработкой мер, предупреждающих и пресекающих появление человеконенавистнических религиозных сект и опасных противостояний, что способствовало бы установлению более прочного  и гуманного мира. Однако пока что международные организации стараются изо всех сил лишь загасить огонь, раздуваемый аморальными кругами, преследующими свои  хищнические интересы. Это про них написал выдающийся американский социолог Питирим Сорокин в середине двадцатого столетия: «Не считаясь с миллионами человеческих жизней, потерянных напрасно в мировых войнах и прочих военных конфликтах и революциях, умерших от голода и эпидемий, несмотря на гигантскую растрату природных ресурсов и национального богатства, эти слепые пастыри слепого человеческого стада не дали людям ни прочного мира, ни реальной безопасности, ни истинной свободы».

Пастыри эти, рекламирующие на словах демократические ценности и свободу, не создали «справедливого, гармоничного и общественного устройства. Вместо этого они высвободили гибельные силы – ненависть, массовые убийства, всеобщее помешательство, тиранию, - и поставили человечество на грань апокалиптического самоуничтожения». Самым страшным наказанием для этих «владык» был бы арест всех их счетов за поощрение международного терроризма и преступлений против человечности. Проповедникам и проповедницам зла не подают руки в приличном цивилизованном обществе, но этого мало для прекращения их преступной деятельности. Лишение счетов – самого действенного их могущества - стало бы отрезвляющим примером для остальных «пастырей» - состоятельных, но аморальных личностей, не интересующихся, как правило, исследованиями социологов в области влияния войн и кровавых революций на ментальность, социальную мобильность, нравственность людей, на институт семьи, веру, на политику и экономику.
 
 Начавшись с политической борьбы за отмену ограничений и увеличение свобод, конфликт в Сирии всё больше приобретал религиозную направленность, напоминая о восьмилетней Ирано-Иракской  войне восьмидесятых годов двадцатого столетия. Тогда агрессия Ирака, начавшаяся в сентябре 1980-го года с территориальных приграничных притязаний, унесла по некоторым данным спустя восемь лет около миллиона человеческих жизней и не только обескровила экономику этих стран, но и привела к религиозной нетерпимости.

  Как чудовищно быстро может развиваться и привести к Апокалипсису любой территориальный конфликт, вовлекая огромные силы,  наглядно продемонстрировал советский режиссёр-аниматор  Гарри Бардин в своём поучающем мультфильме, созданном  в 1983-ем году в разгар кровопролитного противостояния двух  ближневосточных государств. По его сюжету пустячная ссора, возникшая из-за приграничного конфликта, перешла в бескомпромиссное взаимное уничтожение огнём, в котором сгорели обе стороны.  Однако Ираку и Ирану понадобились ещё пять лет, чтобы признать бесполезным продолжение обоюдной бойни и согласиться с резолюцией № 598 Совета Безопасности ООН  от 20 июля 1987 года.
 
* * *

Две религии - христианство и ислам, мирно уживавшиеся долгие годы, в настоящее время переживают трудные кризисные времена и внутри конфессий, и вокруг них из-за активизации деятельности различных агрессивных религиозных течений, на что не отреагировала своевременно ООН. Религиозный конфликт между традиционными конфессиями и террористическими сектами может привести к непредсказуемым последствиям при вовлечении в него государств с огромными арсеналами вооружения.  В Сирии уже сейчас на стороне оппозиции воюют радикальные сунниты с Ближнего Востока и Северной Африки, а на стороне правительственных войск в боях участвует исламские фундаменталисты ливанского шиитского движения "Хезболлах".

Сталинградский ад оставил после себя горы трупов и полностью разрушенный обстрелами город. Террористы и сирийская армия точно также разрушали города взрывами с воздуха и земли, не заботясь  о сохранении человеческих жизней и исторических памятников. И стоят, как укор примитивному человеческому насилию, уникальные древние мечети с пробитыми куполами и подорванные дома, в которых совсем недавно сирийцы радовались каждому новому дню и благодарили Аллаха за мирное небо и благополучную жизнь. Войны ведут к особой жестокости и варварству, разрушая моральные устои и превращая людей в преступников.
 
Откровенно лживая информация, подаваемая для создания негативных настроений в мировом сообществе, удивляет цинизмом. Только её авторам, должно быть, понятно, с какой целью правительственные войска убивают младенцев и каким оружием малыши могли до смерти напугать сирийских солдат.  Хадис пятый ислама гласит – религия есть искренность,  проявление внимания сердца ко всем, к кому оно испытывает добрые и искренние чувства: и «по отношению к Аллаху, и к Его Книге, и к Его посланнику, и к руководителям мусульман и к простым мусульманам». «Мусульманином является лишь тот, кто не причиняет вреда другим мусульманам своим языком и своими руками».
 
Французский социолог Гюстав Ле Бон, основатель социальной психологии, пришёл к выводу, что слепые толпы, готовые к самоуничтожению, не безумны по сути и не преступны.  Мужская милитаристская этика узаконена провозглашением единого, беспощадного и грозного Бога-Отца с древних времён, узаконена, как образ жизни. И хотя уже в древности люди клеймили тиранию и авторитарность вождей, основой мужского поведения были наказание за непослушание, дисциплина, культ силы и слава победителям – «горе побеждённым».

Государственные деятели и влиятельные личности научились манипулировать и управлять толпами, однако слепому стаду не дано предвидеть жуткие последствия вооружённого противостояния, и, проклиная своих пастырей, бредут по дорогам толпы беженцев, спасая свои жизни от безумств военного насилия…