Портреты Антонелло да Мессина

Алина Алексеева-Маркезин
Антонелло да Мессина. «Портрет старика (Тривульцио де Милано?)»,1476г 36см, 28см Туринский городской музей древнего искусства .

    АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА(Antonello da Messina)(1429,1431-1476)-крупнейший итальянский живописец Раннего Возрождения, один из самых выдающихся портретистов своего времени.

     Антонелло родился в городе Мессина на Сицилии между 1429 и 1431 г. Начальное обучение проходил в провинциальной школе, далекой от художественных центров Италии, где главными ориентирами являлись мастера Южной Франции, Каталонии и Нидерландов.

  Он обучался в неапольской мастерской живописца Николо Колантонио. Работавший ранее при дворе лотарингского герцога Рене д`Анжу Колантонио был хорошо знаком с французским и фламандским искусством. В его работах особенно очевидно прослеживается влияние нидерландской живописи, в частности, работ Ван Эйка. Важно, таким образом, отметить, что в мастерской неаполитанского художника ученики и подмастерья усваивали традиции разных школ живописи.

   Существует гипотеза, основывающаяся на сведениях Вазари, что между 1452-1455 гг. да Мессина совершил путешествие в Нидерланды, где мог наблюдать работу различных художников в мастерских. Так или иначе, влияние нидерландской живописи на творчество итальянского мастера очевидно. В.Н. Гращенков, в частности, отмечает, что «фотографирование в рентгеновских и инфракрасных лучах показало, что портреты Яна ван Эйка и Антонелло обладают полной или почти полной идентичностью техники исполнения».

 С 1456 г. проживал в Мессине, где держал мастерскую вместе с Паоло ди Чиакьо. Вместе они работали над исполнением заказов на религиозную тематику. В 1460-е гг. перебрался в Калабрию.

 В книге «Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения» В.Н. Гращенков отмечает: «Антонелло да Мессина – первый итальянский мастер станкового портрета в строгом смысле этого понятия… Однажды выработанная формула портретной композиции остается… неизменной, не изменяется существенно и самый идеал человека, с которым сопоставляется живая модель».

   Эта формула, перенятая из нидерландской традиции, состояла из изображения человека на темном фоне, в анфас или на ;. Примечательно, что переосмысление жанра портрета да Мессиной выражено в небольшой, но важной детали – его модели часто изображались слегка улыбающимися.

   В 1475-1476 гг. проживал в Венеции, где оказался под влиянием творчества таких выдающихся мастеров эпохи как Джованни Беллини и Пьеро дела Франческа.

    Антонелло да Мессина создал ряд произведений, являющихся образцом трехчетвертного погрудного портрета, на десятилетия определившего основной путь развития венецианского портрета (вдобавок, он покорил венецианцев, научив их писать масляными красками).

   Он является в строгом смысле слова первым итальянским мастером станкового портрета. Он никогда не писал фресок со скрытыми портретами и донаторов в алтарных картинах. Сохранилось около 10 достоверных его портретов, но в развитии станковой портретной живописи Раннего Ренессанса он занимает очень важное место.

     Антонелло всегда пишет модель погрудно, с парапетом, всегда в головном уборе и взглядом прямо на зрителя. Он не пишет руки и не изображает аксессуаров. Благодаря парапету на переднем плане и перспективной раме портретный бюст, чуть отодвинутый в глубину, приобретает пространственность.

    Точка зрения чуть снизу придает изображению оттенок монументальности. На «каменном» парапете всегда изображена смятая бумажка, «прикрепленная» каплей сургуча, с надписью «Антонелло Мессинец меня написал» и датой.

   Иллюзия трехмерности усиливается мягкой световоздушной средой. Лицо обращено навстречу падающему слева свету, его тонко моделируют прозрачные тени, которые постепенно сгущаются к краям картины и становятся совсем непроницаемыми на заднем плане.

   Взгляд моделей Антонелло очень выразителен, он прорывается через отчужденность и психологическую замкнутость образа, чуть скошен в сторону, противоположную повороту головы и оттого кажется напряженным.

    Антонелло не использует композиционные ухищрения нидерландцев, следуя удачно найденной формуле портрета и повторяя её из раза в раз — даже с одним типом одежды: простой курткой со стоячим воротником. Предельно упростив композицию портрета, он достиг необыкновенной ясности и сконцентрированности изобразительных средств.
   
    Любопытно, что ни в одном портрете Антонелло, видимо, изображавшем южноитальянских баронов и венецианских патрициев нет избыточной роскоши одежды, которая позволила бы догадаться об их положении. Все эти образы подчеркнуто демократичны. Художник демонстрирует их человеческую, личную уникальность, а не сословную исключительность.
   
   В 1476 г. художник вернулся в Мессину, где внезапно скончался в 1479 г.  Незаконченные произведения были завершены его сыном Джакобелло, которому отошла мастерская выдающегося живописца.