Что наша жизнь без дружбы? Глава шестая

Александр Жгутов
 Фото и открытки периода 1963-67 годов.

Отставные офицеры  навсегда в строю.
                Глава шестая

«Между пиджаков гражданских китель затерялся,
Запылилось, потускнело золото погон,…
…Хорошо, что есть друзья, и живы честь и вера,
Отставные офицеры навсегда в строю…»      
Слова из песни «Отставные офицеры»

    В конце июля 1962 года  заболела моя мать,  я вынужден был срочно уехать на родину в Вологодскую область.
22 июля 1962 года на душанбинский железнодорожный вокзал   провожать  меня пришли Юрка Фомин со своей сестрой Аллой и Джахангир. Алла плакала, Юрке мой отъезд был по фигу, Джахангир пребывал в полной печали. Мы с ним прощались, по-братски обнимаясь, а когда поезд тронулся, Джахангир бежал рядом с вагоном и махал-махал руками, что-то кричал.  Он так бы и бежал  до самой Москвы, но жаль, перрон закончился.
    «Мы все спешим за чудесами».  Ищем синицу за далёкими  морями,  а находим рядом,  в своей  деревне. Возвратившись в родные вологодские края, в ноябре 1962 года я встретил свою суженую судьбой «Гутиеру  для «человека-амфибии».
 В  августе 1969 году мы с Риммой Васильевной стали  супругами, а в августе 2019 года в Москве, в компании  Джахангира,  его жены Матлюбы и их внука Имрона, отметили золотой юбилей нашей совместной жизни.
     С сентября 1962 года  с Джахом  продолжалась дружеская переписка. До моего призыва в армию он писал мне в деревню,  потом  мы переписывались во время срочной службы  в армии.
  Он писал и мне, и моей маме в деревню. Ей эти письма и открытки от Джахангира очень грели душу. И после её смерти я продолжаю хранить их как реликвии семьи.

 Я демобилизовался из армии в сентябре 1966 года, а он ещё продолжал служить под Самаркандом.  Я написал ему  о времени, когда буду проезжать  через Самарканд, и мы с ним встретились на вокзале,  пять минут общались и радовались встрече.  Эта дружеская  встреча на вокзале и сейчас  слезится от песка с его гимнастерки и солдатской панамы. Он был такой же, как и  тогда, на Душанбинском вокзале,  почему-то грустный.
   Всё это нас сближало и  роднило. Мы с Джахангиром   фактически  побратались, наша  дружба  стала для нас   понятием пожизненно  круглосуточным.
 В 1967-1975 годах мы встречались неоднократно в Душанбе.   Весной 1969 года, при очередной встрече в Душанбе, он  проводил меня в  душанбинском аэропорту  на Памир, к месту моей службы в Мургабе, на границе СССР с Китаем.
    Спустя несколько лет мы встретились  с ним уже в моей в квартире на улице Айни, в доме, где, в 1962 году, он тоже проживал у своей сестры и её мужа Холбобо Шариповича.

  В годы разрушения СССР и гражданской смуты в азиатских республиках, на какое – то время мы утратили письменную связь друг с другом, но не дружбу.
  Дружат между собой не государства, а люди, не зависимо от национальности и места жительства.  А государства должны поддерживать добрососедские отношения и тесные экономические и культурные связи, чем способствовать дружбе между людьми и народами. Тогда народам этих стран не придется бросать свои дома и становиться беженцами и переселенцами или "гастарбайтерами".      
  Встретиться вновь нам помогло время и вера в то, что мы живы и помним друг о друге.
   Если человек  чего-то  сильно  захочет, то никто ему не в силах будет помешать  в свершении задуманного.

   В сентябре 2010 года я, мой сын Алексей и мать его Римма Васильевна поехали в гости Таджикистан. Во время одной из поездок  по Душанбе я познакомился с таксистом Дододжаном, который ранее работал в МВД Республики.
Постоянно пытался  найти затерявшийся  след  Джахангира. Я спинным мозгом чувствовал, что он жив.  У Дододжана я спросил,   знает ли он известного в Таджикистане Холбобо Шарипова.   Дододжан  пояснил,  что знал Холбобо и его жену, но они  умерли, а вот их дочь жива и здорова.
В полном волнении я спросил его, а  не известно ли что-либо ему о судьбе моего друга Джахангира.
 Ответ Дододжана  разлился бальзамом по душе: - Джахангир жив, здоров, уважаемый человек в Узбекистане,  полковник, живет в Ташкенте.
 -Как мне его найти?
Додождан пообещал узнать телефон через  племянницу Джахангира.
Уже вечером того же дня  он мне позвонил и дал телефон Гульчехры.
 Связаться с ней пор телефону мне удалось только после возвращения из Душанбе,  24 сентября 2010 года.
 Она мне сразу же дала телефон Джахангира, а через две минуты я   услышал его бодрый, энергичный командирский голос.
Джахаангир  от моего неожиданного звонка ошалел:
 –«Это ты. Сашка!? Ну, ты и молодчик…, три миллиона мать! Это были его коронные выражения  нашей заводской поры.
    Вот так  мы опять нашли друг для друга, а с осени 2012 года регулярно встречаемся в Ташкенте, в Вологде, в Москве.  Наши жены- Матлюба и Римма и сыновья подружились  и все мы общаемся и радуемся , что судьба нам преподнесла такой бесценный дар.  Я очень рад тому , что рядом с Джахангиром многие годы находится его друг и соратник Николай Степанович, с которым я познакомился и подружился в 2012 году.  Николай –   энциклопедист и умница, любознательный и искренний человек, с добрым сердцем и открытой для друзей душой, поэтому  я спокоен за Джахангира.
    Нас с  Джахангиром связывало всегда  то, что мы в молодости жили и искренне дружили.
Мы с ним  были совсем не белыми и пушистыми, но пройдя через все, отмеренные нам службой и жизнью, испытания, чести своей не замарали, дружеских чувств  друг к другу не утратили  и сейчас  живём, а не «доживаем».
 Дойдя свой  жизненный путь почти до горизонта, мы с  Джахангиром, став полковниками,  осознали,  что пока  живы, смерти нет, а когда она нам улыбнётся, тогда  не будет нас.  Идущие за нами сыграют  нам  марш «Прощание славянки».
Английский писатель Бернард Шоу, до 94 лет сохранивший  бодрость духа и чувство юмора, мудро сказал :
 - «Нет старости для людей с живой душой и разумом, вбирающих жизнь всеми пятью чувствами.»
 А если, вы узнать о нас побольше захотите , то найдете на сайте Проза.ру в сборнике  «Песком времени наш путь земной пылит»


       Александр Жгутов.
    Вологда-Москва-Вологда.
 август 2019- 7 января 2020 года.