Что наша жизнь без дружбы? Глава пятая

Александр Жгутов
Вологодские зори целуются у дружеского костра.


Теперь мы друзья-товарищи- Одноклассники точка ру…



                Глава пятая.


    «…Помню школьный звонок из прошлого

Словно я посмотрел кино
Вспоминается все хорошее
То, что было не так давно…»

 
     В  мае 1962 года всем нам - десятиклассникам, около десятка токарей- фрезеровщиков,  дали отпуска для сдачи экзаменов.   На следующий день после нашего ухода на экзамены, по механическому цеху как Мамай прошёл.
У станков остались только ветераны, которых чему-то учить -только портить.
     Все мы успешно сдали выпускные экзамены. На выпускном  вечере, который проходил в Клубе железнодорожников, где мы учились в дневные смены, нам  аттестаты зрелости только показали, а приходить за ними предложили через день-два после выпускного вечера.
    Кто-то,   самый наглый из выпускников, поддерживая общий гул несогласия,   стоя в «боевой» готовности у праздничного стола,  осмелился спросить  директора школы Чернозёмова:
-А почему Вы не хотите выдать нам аттестаты сейчас?
    Директор, прищурив свой единственный, потерянный на войне, глаз, как Кутузов,  внёс ясность в этот вопрос:
 -А что вы, милейший, будете делать со своим    государственным документом, если мы вам сейчас  их выдадим на руки?
- Как за столом сидеть будете?
 -Куда денете, когда на Комсомольском озере освежаться к утру вздумаете?
 -Каждый год спасатели  на озере по десятку возбужденных выпускников вылавливают, и штук по «ять-осемь» размокших аттестатов на берегу просушивают.
   - Если нет вопросов,  то всех вас, товарищи, прошу к столу.
    Праздник  с взаимными поздравлениями, со слезами радости и школьными песнями продолжался до полуночи. Потом мы  всем классом, пошли по ночному Душанбе. По пути к нам присоединялись выпускники из других школ.  Первая  наша остановка была у фонтана около Театра оперы и балета, потом  мы, стайками, ближе к утру, оказались у Комсомольского озера.
     Было удивительно, но в  огромной толпе выпускников, мы умудрялись по голосам издалека  узнавать своих  одноклассников из других школ.  Я встретил Юрку Фомина, Вадима Прянишникова с табачной фабрики, Таню Криворучко с завода «Трактородеталь» и ещё кого-то из  5-й вечерней школы, но  при этом в толпе потерял Валерку и Джахангира.  С ними  мы уже встретились днем, когда с Юркой Фоминым  приехали на Варзобское озеро.
                ***
      Через несколько дней с аттестатами в руках  мы пришли в кадры завода с заявлениями об увольнении, в связи с поступлением в Вузы.
     Знали бы вы, как нас умоляли в кадрах, от имени директора, не покидать стены родного завода, остаться в рядах лучших токарей-фрезеровщиков. Обещали каждому по Почетной грамоте и «досрачное» повышенные разрядов.
И только  с учётом нашего твёрдого оправдания, что мы рады бы, но нам ни жить, ни быть надобно уже с первого сентября стать претендентами на должности инженеров, морских волков-офицеров высоких рангов, а у кого есть папы юристы,  то хотя бы, на должности простых   дипломатов  или скрипачей- артистов.   
  Из моих друзей, поступил университет  только Юрка Фомин. Я в военкомате не прошёл медицинскую комиссию по зрению. Так разбились мои морские мечты о дверь военкомата.  Прав оказался Джахангир, не дождался меня капитан Немо на своей подводной лодке в песках Каракумов.
  На юридический факультет документы не приняли, так как возрастом не дорос.   Фомин предложил мне вместе с ним поступать  на геологический факультет, но я благополучно  завалил экзамен по физике и был отпущен на свободу.
      Джахангир  планировал учиться в политехническом институте, но так как у ворот  в Храм науки выступил в роли "Д'артаньяна",  вступившись  за честь абитуриентки,   был вынужден откланяться и отбыть из Душанбе на вечное поселение в Узбекистан.   Как в песне поётся , «…не сложилось у песни начало…», а  на поверку для нас с Джахангиром  оказались наши судьбы как песня, «в единую слиты».
     Валерий Ерёмин,  ушёл работать на номерной завод, потом переехал работать в Денау, но в результате вернулся в Душанбе,  окончил политехнический институт, женился, у него родилась дочь.  У Валерия у первого появилась машина «Запорожец».  В 1972 году я встретился ним в Душанбе,  и он меня прокатил на своем «ушастом» аппарате.

http://www.proza.ru/2020/01/10/1771