Что наша жизнь без дружбы? глава первая

Александр Жгутов
         

Что наша жизнь без дружбы -  ничто.

              Посвящаю светлой памяти
         матери Джахангира- САОДАТ и моей- ЕЛИЗАВЕТЫ.
         

                Предисловие как увертюра

 В Душанбе мы  оставили  свои Души…
…До сих пор  там  нас ищет Душа.
 (Перефразировано мною их стихов Ли Лианы.)

     Сердца сотен тысяч душанбинцев, вынужденно, в 90-х годах прошлого столетия, покинувших Таджикистан,  согревает  память о Душанбе, где они родились, учились и любили.  И в этом нам теперь помогает  сайт «Одноклассники»,  фоторепортеры и летописцы- биографы  Гафур Шерматов,  Андриано –Душанбинец и «друзья одноклассники»- душанбинцы.
     Вчера  в ленте событий  Гафур выставил фотографию 1956 года « Колонна работников завода «Таджиктекстильмаш» на  первомайской демонстрации идет по площади Ленина»
Несколько дней назад  в серии фотографий сегодняшнего дня Андриано-Душанбинца, возвратившегося в родные края, мы увидели; улицу Шапкина, Айни, переходной мост около вокзала к Клубу железнодорожников, район Водонасосной и много других  дворов нашего детства.
    В эти рождественские ночи я, как в новогоднюю сказку, погрузился  в свои воспоминания, чёрно-белые  фотографии и старые письма другу и от друга.
               
 
   Заводская проходная –  наш путь к  офицерским звёздам.   
                Глава первая
               
«…Из альбомов улыбнется нежно молодость,
И окажется, душа еще жива…»
Михаил Шуфутинский - Душа болит

«…Ничто на земле не проходит бесследно,
И юность ушедшая всё же бессмертна….»
Николай Добронравов.





     Моё послевоенное деревенское детство, наравне с  парнями довоенной поры,   быстро срасталось с отрочеством и тяжёлым колхозным трудом, вперемежку с высоким слогом  русского материализма.   Уже после первого-второго класса,  для нас летом  вместо пионерских лагерей, был колхозный, трудовой. Мы, пацаны, верхом на лошадях,  вывозили на одноколых телегах навоз на поля из  конюшен и коровников.  Вместе со взрослыми от зари и до заката работали на сенокосе; косили, сгребали сено в валки  на конных греблях, «укрепляли организм, набирали мужицкую силу».
     Стремление быстрее вырасти и вырваться из нищеты, было  главным нашим  движущим фактором, и моим  заветным желанием стать морским офицером. Вычитанные в книжках  истории о  приключениях в дальних странах и подвигах мореплавателей и военных со страшной силой манили меня в неизведанные дали.
  После окончания восьмого класса, почувствовав силушку в руках и умишко в голове, я объявил матери:
-  Я уже большой вырос; видишь, гирей двухпудовой играю как мячиком, на турнике кручёный- верчёный, топором играючи дерево в лесу в обхват свалить умею. Стыдно мне на твоей шее сидеть. Поеду в город , буду работать и учиться вечером.
 
 Все возражения  мамы купировал:   - Ты же бабушку в деревне оставила, а сама  девчонкой  уехала в Ленинград. Там, на заводе  работала на токарном станке, в вечерней школе училась, а  ещё в няньках сидеть успевала.

  На этом для неё вопрос был  закрыт, а для меня приоткрылась дверь в новый для меня городской мир.
 Так закончился режим моего строго содержания под родительским контролем. Теперь всю ответственность за свою жизнь, слова и поступки я возложил на себя, которую несу и по сей день.
      В июле 1960 года  с чемоданом и котомкой за плечами,я ушёл из вологодской лесной деревушки навстречу своей судьбе.
С одной стороны от дороги колосилась поспевающая рожь, а с другой, кланялось, как бы прощаясь со мной, голубое поле льна.
     Не успело ещё солнце склониться к закату как паровоз, распушив над полями свою дымную гриву, умчал меня в азиатские дали.

    Мой дядюшка Михаил Иванович Жгутов, как отец родной,  принял в свою  семью.
    С первого августа 1960 года  Сталинабад стал городом  моей отроческой юности.  Я поступил в ПТУ №1    и одновременно  в девятый класс вечерней школы рабочей молодёжи №5, что напротив  киностудии «Таджикфильм» и телевышки. Мне в  училище назначили стипендию в 18 рублей (хрущевскими мелкими рублями), из которых я большую часть отдавал дядюшке на пропитание, с осознанием, что не чужой хлеб ем.
   За год учёбы обрёл школьных друзей Юрку Фомина,  Юру Чекмачёва и ещё с десяток приятелей по школе и училищу.  С вологодского деревенского говора перешёл на  городской, сталинабадский лад с таджикским акцентом. Узнал, где,  на «Бродвее»-улице Ленина, «Пятак» для вечернего сбора (тусовок). Усвоил, что такое танцы-шманцы  на танцплощадке в парке Дома Офицеров и синяки после драк под танго «Маленький цветок».  Меня это всё устраивало, не хватало только одного - друга,  который, ни в жизнь не выдаст,  не подведёт.
 
 В августе  1961 года, после окончания  училища,   меня «этапировали» работать в механический цех   завода «Таджиктекстильмаш» токарем 3-го разряда.  Завод занимал большую территорию и располагался  в километре от железнодорожного вокзала  на улице Шапкина.
  О том, что Тимофей Шапкин был донским казаком и трижды Георгиевским кавалером , командиром  7-й отдельной Туркестанской бригады, основавшим в Душанбе ипподром и конезаводы, мне стало известно гораздо позже..
    А пока…,  как только состоялось моё появление  перед начальником цеха, он сразу же закрепил за мной,  никем ещё не поломанный, токарный  станок К-62. Проверил мои навыки крутить рукоятки подач  правой и левой руками одновременно, закреплять деталь в патроне,  и    способность выточить  болт, нарезать на нём и гайке резьбу М-10.
Тут же мне выдали заготовки, чертежи деталей и я, не отходя от станка, начал свой «ударный труд « в борьбе за наше «светлое будущее».

      Ещё до обеденного перерыва  я, в своём рвении в  стахановцы,  умудрился благополучно сломать отрезной резец. Так как таких резцов в инструменталке  не оказалось, мне  пообещали выдать после обеда.
     Чтобы не терять бездарно  время  я, без «экскурсовода» и поводыря,  учинил познавательно-разведывательную прогулку  по всей обширной   территории завода и узнал, что он состоит из множества цехов; двух механических, инструментального, кузнечного, литейного, гальванического,  механосборочного и ещё нескольких   производств.    А самое главное, для своей же пользы, нашёл, что, кроме заводской проходной, есть ещё  несколько оптимально удобных   выходов «в люди».  Чем я уже вскоре активно пользовался. Например, через дыры в заборе за пять минут можно оказаться  около здания  МВД  на улице Куйбышева, или на пересечении  улиц  Айни и Островского.  Таким образом, я мог меньше чем за полчаса  добежать до своего дома №19 на улице Лахути.

     В обеденный перерыв в заводской столовой я обратил внимание на смуглого коренастого паренька в клетчатой рубашке- ковбойке  и в  чёрном берете.
    Он  белозубо улыбнулся и  приветливо кивнул  мне.

     После перерыва  я увидел  его работающим на фрезерном станке; стоит, смотрит по сторонам, а станок сам по себе из заготовки  деталь-шестерёнку выдалбливает.   Вот,  думаю, повезло  этому «Че Геваре»,  а тут тебе не пёр@нуть, не вздохнуть и  не разогнуться;  патрон на шпинделе как бешеный вертится, стружка каленая из- под резца вьется и цепляется, только и гляди- глаза береги.
    Спустя много лет Джахангир (он же ЧеГевара»), став моим пожизненным другом, оказывается,  даже с завистью смотрел, как патрон крутится в любую сторону  на допустимой и даже недопустимой скорости, как деталь из ржавой заготовки серебристым болтом становится, разноцветная стружка,  новогодним серпантином вьётся.  На его взгляд со стороны, романтика, просто высший  класс, а не трудовые будни.
     На самом деле было всё не так просто. Как-то я, закрепив деталь, забыл из патрона вытащить зажимной ключ  и врубил скорость. Ключ уперся в станину, патрон  свинтился со шпинделя и с шумом, как снаряд,  полетел по главному пролёту цеха.   Это была, наверное, первая, и полагаю последняя, проба запуска  «НЛО»  с «космодрома «Таджиктекстильмаш» через  механический цех  в направлении   «Созвездия Гончих Псов».
    Меня  чуть не пронесло, но напугало многих. Все свидетели этого  происшествия , как результат сугубо  разгильдяйского фактора,   «хвалили» меня по-рабочему открыто,  из души в душу  дня три, до следующего ЧП в цехе.


http://www.proza.ru/2020/01/10/1755