06. Юговосток. Пенза. Мейерхольд

Tumanchik
Поздно вечером приехали в Пензу и поселились в центре города, в гостинице «Россия».
На утро пошли смотреть Пензу.
Ближе всего к гостинице был музей театрального искусства им. Мейерхольда. Честно говоря, сейчас я уже не помню, какое он произвел на меня впечатление. Поэтому выписываю сведения из интернета.
Дом Мейерхольда в Пензе был открыт в качестве музея 24 февраля 1984 г. и стал первым мемориалом всемирно известного театрального деятеля не только в России, но и за рубежом. У входа в музей памятник Мейрхольду в виде статуи уходящего человека. Семья Мейерхольд жила в этом доме до 1898 года. Открытие мемориала (тогда «Музея Театра») совпало со знаменательной датой - 110 лет со дня рождения режиссёра (1874).
Особую роль в становлении музея сыграла внучка Мейерхольда – Мария Алексеевна Валентей. Она безвозмездно передала в его фонды мемориальные вещи Мастера и членов его семьи. Она курировала все значимые мероприятия, связанные с мемориальными датами, привозила в Пензу известных деятелей театра, организовывала их творческие встречи с пензенской публикой. Благодаря Марии Алексеевне пензенский мемориал «взяли под свое крыло» Секретари СТД РФ Владимир Урин и Валерий Фокин, ставший впоследствии председателем комиссии по творческому наследию Мейерхольда.
Хранилище Музея содержит около 10.000 единиц основного фонда, располагает уникальными, не опубликованными документами, рукописями, фотоархивом. В ноябре 1999 года  на территории Музея был открыт первый в мире памятник Всеволоду Мейерхольду (автор Ю. Ткаченко, г. Пенза). На базе Музея в Пензе в 1989 году проводилась первая в мире международная научно-практическая конференция, посвященная115-й годовщине со дня рождения Мастера. В ней принимали участие представители 14 стран мира: США, Великобритании, Франции, Японии, Польши и др. Среди имен выдающихся деятелей мировой культуры, сотрудничавших с музеем и являющихся его друзьями такие, как: Ежи Кёниг, Эдвард Браун, Беатрис Пикон-Валлен, Марджори Гувер, Франческо Малковатти, Альма Лоу, Олег Табаков, Сергей Юрский, Михаил Швыдкой и многие другие.
В 2003 году (в аккурат к нашему приезду) решением Правительства Пензенской области музей был реорганизован в Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда, и, согласно Уставу, на существующей базе возник государственный драматический «Театр Доктора Дапертутто» (Дапертутто – это псевдоним Мейерхольда, взятый из сказок Гофмана), так как приоритетным направлением деятельности Дома стали постановка и прокат театральных спектаклей. А также – показ музейной экспозиции « Жизнь и творчество Вс. Мейерхольда» (экспозиция 1999 г.) В 2014 году, к 140-летию со дня рождения Мастера, была создана новая экспозиция «Мейерхольд. Хроники». Наряду с информацией о наиболее ярких творческих победах Мейерхольда, в мемориальном зале (где сохранились панели потолка и стен) экспозиция полностью посвящена пензенскому периоду его жизни. Это из http://dommeyerholda.ru/index.php/o-dome-i-mastere/muzej
Теперь о самом Мейерхольде (тоже из инета https://oblsport-penza.ru/penza/merhold.html):
Мейерхольд Всеволод (Карл) Эмильевич (28.01.1874, Пенза – 2. 02 1940, Москва) – режиссер и актер, народный артист Республики (1923). Из купеческой семьи Мейергольдов. При крещении по лютеранскому обычаю получил три имени – Карл Теодор Казимир. Увлечение родителей театром, музыкой, ранние впечатления от балаганов, народных представлений, участие в детских домашних спектаклях сыграли важную роль в формировании художественных вкусов будущего режиссера. Интерес к театру окреп во время учебы Мейерхольда во 2-й мужской гимназии, полный курс которой он закончил в 1895 году. Здесь Мейерхольд был непременным участником любительских спектаклей, с успехом сыграв Кутейкина в «Недоросле» Д.И.Фонвизина в 1892 году. В пензенском драматическом кружке под руководством Д.С.Волкова Мейерхольд выступал под псевдонимом Ухтомский, так как гимназистам запрещалось даже присутствовать на вечерних спектаклях. В спектакле «Горе от ума» (1892) он не только исполнил роль Репетилова, но и являлся помощником режиссера.
Сложные отношения с семьей приводят к тому, что после окончания гимназии Карл принимает православие и в честь писателя Гаршина выбирает имя Всеволод. Тогда же при отказе от германского гражданства в русский паспорт вписывается измененная фамилия Мейерхольд. Отъезд на учебу в Московский университет не прерывает его отношений с Пензой. 17 апреля 1896 года он венчается в с О.М.Мунт в пензенском Кафедральном соборе. Любимец пензенской публики, как именовали его газеты, выступал на сцене Народного театра во время летних каникул 1896-98 гг. Покинув университет, Мейерхольд поступает учиться в музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, которое заканчивает в 1898 году. В том же году Мейерхольд поступает в труппу Московского художественного театра, где сыграл 18 ролей. С 1902 года становится во главе «Товарищества новой драмы». Летом 1904 года созданный им театр гастролировал в Пензе. Это был последний приезд Мейерхольда в родной город.
С 1902 по 1905 годы Мейерхольд осуществил постановку 170 спектаклей. В это время началось формирование художественной программы режиссера, связанной с поэтикой символизма, с принципами и стилистикой условного театра. Наиболее полно эта стилистика воплотилась в Петербургском театре имени В.Ф.Комиссаржевской, где с 1906 года Мейерхольд стал главным режиссером. В 1908 году Мейерхольд приглашается в состав режиссуры петербургских императорских театров, в которых проработал 10 лет. Шедевром этого периода стал «Маскарад» М.Ю.Лермонтова. С 1908 года Мейерхольд ведет театрально-педагогическую работу в своей студии.
После революции 1917 года, которую Мейерхольд приветствует, выдвинув идею «Театрального Октября», активно участвует в работе Театрального отдела Народного комиссариата просвещения. В 1918 году вступает в РКП(б). В 1921 году организует Высшие режиссерские мастерские. В 1922 году на базе мастерских был создан Государственный институт театрального искусства (ГИТИС), при котором существовал театр ГИТИСа. В 1923 году он был официально переименован в Театр имени Всеволода Мейерхольда (ТИМ), с 1926 – Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда.
В 1915 году Мейерхольд снял как режиссер кинофильм «Портрет Дориана Грея» по роману О.Уальда, где сыграл роль лорда Генри. В 1928 году на экраны вышел фильм «Белый орел», в котором Мейерхольд исполнил роль сенатора. Свои искания Мейерхольд осуществлял и в музыкальном театре, ставя спектакли в Мариинском и Ленинградском малом оперном театрах.
В 1934 году спектакль «Дама с камелиями», главную роль в котором играла Райх, посмотрел Сталин, и спектакль ему не понравился. Критика обрушилась на Мейерхольда с обвинениями в эстетстве. Зинаида Райх написала в письме Сталину, что Сталин не разбирается в искусстве. К тому времени здоровье Райх было сильно подорвано – сказались последствия тифа, перенесенного в 1920 году (якобы, тиф влияет на мозги?). Пока Мейерхольд был рядом, она хоть как-то контролировала себе.
ГосТИМ был закрыт приказом Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР от 7 января 1938 года «О ликвидации Театра им. Вс. Мейерхольда», опубликованным на следующий день в «Правде». Изданию приказа предшествовала публикация в «Правде» в декабре 1937 года статьи председателя Комитета по делам искусств П. М. Керженцева «Чужой театр», в которой Мейерхольд, помимо прочего, обвинялся в том, что создал в своём театре «антиобщественную атмосферу, подхалимство, зажим самокритики, самовлюблённость» (наверняка, какой-нибудь обиженный накатал донос). На риторический вопрос, которым заканчивалась статья, — нужен ли такой театр советскому искусству и советским зрителям, — тотчас были организованы «отклики» с требованием закрыть театр. В приказе от 7 января утверждалось, что театр «окончательно скатился на чуждые советскому искусству позиции и стал чужим для советского зрителя». С одной стороны, «в угоду левацкому трюкачеству и формалистическим вывертам, даже классические произведения русской драматургии давались в театре в искаженном, антихудожественном виде», в качестве примера приводились поставленные много лет назад «Ревизор», «Горе уму» и «Смерть Тарелкина». С другой стороны, недобрым словом поминались «Самоубийца» Н. Эрдмана, «Окно в деревню» и «Командарм 2», как дающие «извращённое, клеветническое представление о советской действительности, пропитанное двусмысленностью или даже прямым антисоветским злопыхательством». В приказе утверждалось, что в последние годы из репертуара театра совершенно исчезли советские пьесы, драматурги от театра Мейерхольда отвернулись, а лучшие актёры его покинули; и наконец, «к 20-летию Октябрьской революции театр им. Мейерхольда не только не подготовил ни одной постановки, но сделал политически враждебную попытку поставить пьесу Габриловича („Одна жизнь“), антисоветски извращающую известное художественное произведение Н. Островского „Как закалялась сталь“». Это из Википедии.
Однако, причиной ареста и последующего расстрела Мейерхольда была не критика работы театра. На странице http://vikent.ru/enc/5786/ приводится вполне справедливая, на мой взгляд, гипотеза о том, почему он был арестован: «Вполне допустимо предположение, что основанием для резкой смены отношения Сталина к Мейерхольду, унижения мастера в Кремле и истинной причиной его ареста послужило злосчастное письмо Райх, приведшее Сталина в ярость. Зная отношение мастера к 3.Н. Райх, можно предположить, что он её не «сдал», чем только усугубил свою вину в глазах кремлёвского адресата, - значит, и он, Мейерхольд, считает так же». Но есть сведения, что после ареста он сдал всех, про кого его пытали (https://maxpark.com/community/129/content/3284671). Разбирая жизнь и творчество Константина Заболоцкого (https://proza.ru/2017/02/17/1302), я пришел к выводу: «Те, кто подписывал любые показания, обычно кончали расстрелом, а те, кто как Заболоцкий, упорно молчали, часто избегали смерти. Я считаю, что изуверы НКВД, видимо, физически уставали «обрабатывать» таких упёртых и переводили их в разряд ссыльных. У них ведь была «разнарядка» не всех арестованных подводить под расстрел.»
20.06.39 года Всеволод Мейерхольд был арестован, а в ночь со 2 на 3 февраля 1940 года был расстрелян в Бутырской тюрьме в Москве. 26.11.1956 года был признан незаконно репрессированным и посмертно реабилитирован Военной Коллегией Верховного суда СССР. В 1984 году в Пензе открыт музей сценического искусства имени В.Э.Мейерхольда. В 1999 году на его территории установлен первый в мире памятник режиссеру.
Дальше мы пошли (или поехали?) по проспекту Володарского к большой картиной галерее и музею одной картины. Их мы заранее наметили посетить.
Основу Пензенской областной картинной галереи имени К. А. Савицкого составила коллекция картин, пожертвованная городу пензенским губернатором Н. Д. Селиверстовым. С января 1892 года коллекция, получившая название картинной галереи Селиверстова, была выставлена для широкого обозрения в Швецовской школе (ремесленной школе Ф. Е. Швецова). А «в октябре того же года, — как писали „Пензенские ведомости“, — в помещении картинной галереи Селиверстова была открыта выставка Товарищества передвижников, на которой экспонировались „Взятие снежного городка“ В. И. Сурикова, „Всюду жизнь“ Н. А. Ярошенко, „Грешница“ В. Д. Поленова, „Страдная пора“ Г. Г. Мясоедова и пр.»
В 1894—1897 году при содействии П. П. Семёнова-Тян-Шанского на завещанные Селиверстовым городу деньги (свыше 500.000 рублей) в центре Пензы было выстроено здание по проекту архитектора А. П. Максимова для размещения рисовальной школы, которое имело целью образование живописцев, скульпторов и рисовальщиков для художественных и художественно-промышленных производств. Ввиду этого оно состояло из училища и музея, в котором сосредоточиваются образцы по художеству и художественно-промышленному производству и другим предметам для наглядно-образовательных целей.
В первом отчёте училища в 1898 году сообщалось, что собрание состояло из 224 художественных произведений (картин, гравюр, акварелей и рисунков), разделённых на три отдела: первый — оригиналы и копии с картин старых мастеров голландской, фламандской и итальянской школ; второй — произведения прочих иностранных художников; третий — специально русский отдел. Первым директором училища и музея стал К. А. Савицкий, рекомендованный членами совета Академии художеств. Будучи преподавателем Московского училища живописи, ваянря и зодчества, Савицкий опасался административной работы — в письме И. И. Шишкину он сообщал: «Я много думал и взвешивал, вникал в устав Пензенской школы, много раз перечитывал многосложные обязанности директора — жестоко ответственное положение». Тем не менее в мае 1897 года он прибыл в Пензу. По его инициативе было разрешено совместное обучение юношей и девушек, устроены мастерские для художников-преподавателей. Из Москвы Савицким были приглашены живописцы П. И. Коровин, Н. К. Грандковский, скульптор К. А. Клодт, а также К. М. Жуков и О. М. Кайзер. Около 20 картин было подарено известными художниками. В поездках по Пензенской губернии вместе с хранителем музея В. М. Терёхиным Савицкий добывал экспонаты прикладного искусства и предметы религиозного культа мордвы. Российская Императорская Академия передала в дар музею много ценных экспонатов. К 1902 году в музее насчитывалось уже 450 художественных произведений. Особенно крупные поступления были от генерала А. А. Боголюбова: в 1906 году он подарил 44 картины, старинное оружие, посуду и предметы прикладного искусства, а в 1911—1912 годах по его завещанию в музей поступило 192 единицы живописи, акварелей и рисунков. К 1917 году число художественных произведений составляло почти 1000 единиц.
В 1927 году музей был отделён от училища и присоединён к краеведческому музею, при котором в качестве художественного отдела существовал 10 лет. Управление по делам искусств в 1937 году приняло решение об образовании Пензенской областной картинной галереи. В 1955 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР областной картинной галерее и Пензенскому художественному училищу было присвоено имя К. А. Савицкого.
Основная коллекция галереи находится в корпусе № 1 — здании Пензенского отделения Крестьянского поземельного банка, построенном в 1910—1912 гг. (арх. А. И. фон Гоген). Копией постройки является здание Черниговской областной библиотеки имени В. Г. Короленко. Другая часть коллекции находится в корпусе № 2 — здании Губернаторского дома, построенном в 1790-х годах. Корпуса галереи расположены рядом друг с другом (адрес корпуса № 1 — ул. Советская, 3, адрес корпуса № 2 — ул. Советская, 5). Коллекция галереи состоит из произведений искусства XVII—XXI вв. и насчитывает свыше 12 тысяч единиц хранения. Широко представлено западноевропейское, русское и советское искусство, а также произведения крупных пензенских художников.
Наибольшую ценность представляет собрание произведений голландских художников XVII века (Схалкен, Остаде, Тенирс Младший и др.), французских художников XVII—XIX вв. (Куртуа, Миньяр, Лакмар (фр.)русск. и др.), немецких художников (Винтерхальтер и др.), а также русских авторов XVIII—XX веков (Рокотов, Левицкий, Макаров, Верещагин, Литовченко, Флавицкий, Айвазовский, Боголюбов, Саврасов, Васильев, Шишкин, Ендогуров, Репин, Харламов, Маковский, Милорадович, Савицкий, Иванов, Врубель, Беклемишев, Песков, Горюшкин-Сорокопудов, Лентулов, Поленов и др.), советских художников (Фальк, Петров-Водкин, Самохвалов, Кириллова и др.). Есть раздел, посвященный русским народным промыслам и игрушкам.
Когда я это писал в 2019 году мне почему-то вспомнилась только авторская копия картины Флавинского «Княжна Тараканова». Оригинал с детства запомнился при посещении Третьяковки. На ней воспроизводится легенда о смерти этой самозванки в 1777 году во время наводнения в Питере. На самом деле она умерла двумя годами раньше. Интересно, что в нашей видеосъемке этой картины нет. Возможно, «вспомнилась» мне эта картина по видеоэкскурсии по галерее в Инете. Сравнение нашего фильма с этим видео показывает, что на том месте, где сейчас висит «Княжна», тогда, в 2003 году висела другая картина.  Картины Савицкого, основателя и многолетнего директора галереи, в основном жанровые, с базаров, дорог, не впечатляют. Да и голландцы тоже. Но по нашей видеозаписи мне понравилось много других картин. Очень красивое здание и, вообще, интерьеры выставки. Стоит посетить. И рекомендую посмотреть видеоматериалы по галерее: https://www.youtube.com/watch?v=Fvr0rjVxomA.
Практически напротив – музей одной картины. Там в это время демонстрировалась «Осень» Левитана. Кроме собственно картины рассказывали об истории ее создания. Оказывается, Поленов для картины «Христос и грешница» писал Христа с Левитана. Тоже интересно. Картины практически каждый год меняются.
Проехались по Пензе. Книжный развал. Скорее всего, мы в галереи не ходили пешком, а ехали с вещами, потому что сразу после обеда тронулись в сторону города Наровчат – родины Куприна.

Если Вас, неизвестный читатель,  заинтересовало это произведение, то, пожалуйста, напишите пару слов atumanov46@mail.ru