Сказка про Бедную Церковную Мышь 1-6 отредактирова

Олиа Стельмах
Сказка
БЕДНАЯ ЦЕРКОВНАЯ МЫШЬ И ДРУГИЕ
Сказочные истории
Пролог
Обычно сказка начинается со слов «в некотором царстве, в некоторым государстве» или «жили-были»
Героиня наших сказочных историй живет в столице Эстонии, в городе Таллинн. Это игрушка из валяльной шерсти – мышь, маленькая, спокойно помещающаяся в кулаке обычной женской руки.
Её нашел среди коробок с книгами двенадцатилетний мальчик по имени Тоомас.
В одной из церковных комнат, среди коробок с книгами.
Тоомас был удивлен своей находке, так как точно помнил, что летом, когда он помогал в сборе книг для зимних праздников, ни в одной коробке не было игрушек. А тут мышь, да ещё и не одна! Их было две: одна, современная и внешне напоминала мышь Рокфора из мультфильма «Коты Аристократы», вторая была из старой валяльной шерсти, и издавала запах подвала, что было само по себе очень странным, так как книги собирались в период жарких дней и находились в сухом помещении.
Тоомас решил взять мышей себе и, доставая их из коробки, обнаружил, что и книги в ней не были церковными. Точнее, наоборот, они были слишком церковными, написанными на старом эстонском языке, на (кажется) французском, немецком и еще каких-то языках. И от книг, как и от старой мыши исходил один запах – запах старых подвалов. Тоомас знал его, так как одним из его любимых занятий на каникулах было исследование старых домов, точнее, их развалин.
Когда Тоомас принес свою находку домой, предварительно спросив на то разрешения у «стражника книг», он решил тщательно рассмотреть старую игрушку. Каково же было его удивление, когда он увидел, что «платье» на игрушке имеет вышивку с именем – Teodora и датой 1229.

Тоомас поставил Теодору на полку и стал разбирать книги.
О, да! Под большой книгой лежал тот самый Рокфор. 
«Как удивительно похожа эта игрушка на героя мультфильма «Коты аристократы» !?!» - подумал Тоомас. Он решил обязательно пересмотреть мульт и сравнить его героя-мышь и игрушку из коробки. 
Рокфор, пусть имя второй мыши так и останется, разместился рядом с Теодорой, благо на полке было много свободного места. Тоомас рассматривал старинные книги, но мысль о мультфильме так занимала его, что он решил сначала посмотреть историю о котах аристократах, а уж потом, без лишних размышлений, разобрать книги. Он вновь сложил их в коробку и поставил ее под стол.
Мальчик включил компьютер, нашел сайт с мультфильмом и удобно расположившись в кресле, стал смотреть веселую историю о кошке и ее детях, живших в доме Мадам.

Неожиданно зазвонил телефон, Тоомас остановил трансляцию и ответил.
Это звонила его подруга из летнего христианского лагеря Яаника Дебора.
- Привет Тоомас! Чем занимаешься? Если ты свободен сегодня вечером, то приглашаю тебя к нам на ужин. Приехала моя русская бабушка и вечером будет салат «оливье» и пирог с курицей. Ну как? – быстро, не дав Тоомасу вставить ни словечка, проговорила Яаника Дебора.
- Дебра, - девочке нравилось, когда ее называли вторым именем, и именно так – Дебра, как её звали родители, - тут такое дело, я начал смотреть …
- Смотреть? Пустяки, посмотришь завтра. Или посмотрим у меня. Новый фильм?
- Нет, не фильм, мультик.
- Мультик? Ты впал в детство? – рассмеялась Дебра.
- Нет! Ты не даёшь мне сказать! Я нашел в церкви коробку со старыми книгами и в ней две мыши …
- Мыши? Фу!!
- Не живые!!!! Это игрушки! Одна датирована 1229-ым годом! А вторая, кажется современная, очень напоминает мне мьша из мультфильма про котов аристократов. Помнишь такой?
- Конечно помню. И?
- И!! Вот я нахожу очень странным, что среди старых книг, которых, между прочим, летом не было, лежат эти две игрушки. И, кстати, первая, я точно уверен, старинная. Она пахнет подвалом…
- Подвалом? Точно?
- Да.
- Пожалуйста, принеси их с собой и одну книгу, на твой выбор! Жду, точнее ждём тебя на ужин в 18 часов!

Как всегда, Яаника Дебора не оставила Тоомасу выбора. Он просто должен прийти, так как она ждёт.
Мальчик и девочка познакомились в христианском лагере, куда Яанику Дебору отправила ее эстонская бабушка. Яаника Дебора отличалась от всех девочек умением говорить сразу на трех языках – эстонском, русском и французском. Она сама себя переводила и отвечала каждому на его языке – русским на русском, эстонцам на эстонском, и просто так говорила на французском. «Для практики», - отмечала она.
Тоомас сразу заметил её рыжие вьющиеся волосы и тёмно-карие глаза, такие живые и блестящие.
Девочка, конечно, так же заметила, что он смотрел на неё и не стала жеманиться, а подошла первая и, протянув руку, представилась:
- Дебра. Называй меня именно так. Мы будем друзьями. Я так решила. Пошли, покажу тебе какие тут развалины! Там так пахнет сыростью!
- Мне не нравится запах сырости, - попытался остановить Дебру Тоомас, возможно он хотел оправдать свое нежелание идти в развалины.
- Ты не понимаешь!! Запах подвалов, развалин – это запах истории! Пошли! Ты не пожалеешь!
И всё. В их компании Дебра стала и была предводителем. Они убегали с занятий и исследовали близ лежащие рощи на предмет старых лазов или просто корней сгнивших деревьев. У Дебры всегда была «припасена» история про «Вон смотри какой огромный камень» или «Ого какой пень! А ты знаешь, что это дерево раньше» …
Но, когда они возвращались в лагерь, Яаника Дебора становилась обычной девочкой, она вставала за спину Тоомаса и ему приходилось что-то лепетать в их оправдание.
- Ты настоящий рыцарь! Ты заступился за представительницу прекрасного пола! Тебя обязательно наградят! – смеялась потом Дебра.

Всё это вспомнил Тоомас, собирая сумку – книга, та, что лежала сверху, мыши - он каждую положил в отдельную коробочку и, подарок с девятисвечником, который он сам мастерил всю осень.
Скоро еврейский праздник Ханука и Тоомас решил поздравить семью Яаники Деборы. Он никак не мог понять, как в этой семье могли уживаться такие разные люди, как они умудрялись соединять, как ему казалось, несоединимые праздники. На самом деле он об этом ничего не знал. Дебра на его вопросы, летом, отвечала всегда одинаково – «Придёт время, узнаешь»
А осенью она уехала, по обмену школьников, во Францию. И вот теперь, его пригласили на ужин. Тоомас шел с надеждой получить ответы на свои вопросы.

- Странно, - размышлял вслух Тоомас, пока шёл в гости. - Зачем ужин с «оливье» и «куриным пирогом»? Что в них особенного? В кафе всё это всегда можно купить, да и в магазинах… Не понимаю …




Теодора услышала слово «оливье» и как будто очнулась от глубокого сна.

«Оливье, -  подумала мышь, - когда-то я слышала это слово. Оно кажется таким вкусным. Ой?! А где это я? В гробу? Меня похоронили? Но я ведь и не умирала! Я ведь игрушка! Эй!! Выпустите меня!! Я знаю много историй!»






 Сказочная История Первая

Жила была Бедная Церковная Мышь.
И как мы уже знаем, она была игрушка. В сказках игрушки оживают, разговаривают, едят и много разных интересных дел.
Очень долго, после того как её смастерила одна монахиня и мышь прожила с ней много лет, у мыши были периоды, когда она находилась неизвестно где. Но, иногда, её находили и в такие времена, Мышь пыталась обжиться там, где ей было подходящее место.
Всякий раз, когда Мышь решала пожить в реальности времени, у неё случались голодные обмороки. Не каждый раз, но довольно часто.

Однажды, во время очередного голодного обморока пришла ей в голову мысль.
СТРАННАЯ, очень странная мысль.

Надо сказать, что Мышь жила в церкви, где её нашёл мальчик, почти с самого начала её построения. Эта Бедная Церковная Мышь никак не могла понять, зачем или, когда красная дублёнка и красная шапочка появились у ёлочки с подарками во время службы.
А ещё Мышь не понимала зачем ёлочка появлялась в церкви.

Мышь ничего об этом не знала, но радовалась.
В праздничные зимние холодные ночи в Церковь приходило много народа. Все с собой приносили хлеб, сушёные ягоды. Всё это крошилось, крошки падали на пол. И когда люди расходились, Мышь могла поживиться остатками, да еще  унести их в тайник.

Мышь наша была смышлёной, не даром она родилась и выросла в монастыре, среди книг, а потом долго жила в церковных хранилищах.

Вопросы о ёлочке и красном одеянии с давних пор беспокоили её мышиный ум, так что она как-то раз порылась в книгах.  И даже нашла некоторые объяснения, но толком ничего не смогла понять.

Куча вопросов возникала в её голове. Потом наступали времена, когда мышь надолго уходила в своё игрушечное забытье. И, в очередной раз очнувшись, вновь пыталась найти ответы.
Так с ней произошло и в эти зимние дни. Мышь очень хотела есть, но на ёлке не было ничего, что могло бы стать для неё съестным.
А возле ёлки стояла игрушка, в красном кафтане, с белой оторочкой. В руках этой игрушки был мешок. Мышь попыталась развязать его и полакомиться, но мешок оказался цельным куском какого-то мягкого материала. «Вот опять что-то новое и непонятное» - подумала Мышь ей даже есть расхотелось. – «Об этой странности ни в одной книге не написано»
Она снова попыталась поискать объяснения в книгах, но …
За долгие годы бестолковой жизни среди старых книг, церковной мебели, Мышь забыла многое, и к её сожалению, французский язык. То есть, разговаривать она могла, но не читать, как прежде! А она помнила, что её подруга-монахиня часто именно в этой книге на французском языке находила для себя ответы.

Бедная Церковная Мышь обратилась к своему другу, живущему во Франции, в доме аристократки Мадам, за дополнительными переводами текстов.
Как они познакомились?
Это ведь не просто сказка! Это современная сказка!
И в нашей сказке много реальной действительности.
Люди часто забывают свои телефоны в церкви. Некоторые не только не выключают их на время службы, но и умудряются смотреть какие-нибудь видео программы.
«Хорошо, когда есть удивительные технологические возможности, и люди забывают свои мобильные телефоны на церковных скамейках» - всякий раз радовалась Мышь, находя забытый телефон. Именно через телефон она и увидела Рокфора и познакомилась с ним! Да-да-да!

Французский Мышь Рокфор озадачился вопросами Теодоры и обещал при первой же возможности прибыть в Таллинн.

В ожидании друга, Теодора иногда рассматривала журналы, так же оставленные на скамейках церкви. В было огромное множество картинок.
И вдруг! Мышь поняла, что у сказок есть подлинные исторические персонажи!
Это открытие взволновало Мышь так сильно, что она несколько дней не прибегала ко входу в церковь, где всегда можно было собрать крохи еды, которые сыпались из рук прихожан.
"Интересно", - думала в такие моменты мышь, - "почему именно по воскресеньям так много крошек?"
Слишком много вопросов для маленькой шерстяной головы Бедной Церковной Мыши. Да!


Сказочная История вторая

«Ого как светло, - испугалась Мышь и зажмурила глаза. Но услышав своё имя открыла их. – Какая милая девочка!»

- Так тебя Зовут Теодорой? Теодора – очень интересное имя для мыши, - Яаника Дебора поднесла Мышь к лицу, вдохнула воздух. И сказала:
- Да она явно хранилась в каком-то … подземелье! Не в подвале, а в подземелье. И … Да. Точно! От неё пахнет дымом костра.

Девочка поставила Мышь на полку в прихожей и открыла вторую коробочку. «Точно Рокфор из мультика! - Девочка повернула голову в сторону комнат и позвала: «Шмуль, иди сюда! Я познакомлю тебя с моим другом Тоомасом и с Мышью по имени Теодора!»

- Шмуль? – спросил, подняв голову вверх, Тоомас. Он никак не мог развязать шнурок на ботинке. Нервничал.

- Шмуль, познакомься, это Тоомас. Тоомас – это Шмуль, мой брат близнец.
Тоомас смотрел и не верил своим глазам. Рядом с Деброй стоял её двойник, разве что волосы были короче.
- И да, Тоомас, от Теодоры действительно пахнет костром, возможно, она пережила какое-нибудь пожарище! Вот было бы здорово узнать об этом! Пошли в библиотеку!

Дебра отдала коробку и Рокфора в руки брата, взяла Теодору и направилась вглубь квартиры. Мальчики молча пошли за ней. Тоомас прихватил с собой сумку.

- Бабушка и родители скоро вернутся, а мы пока рассмотрим твои находки… Та-ак? Это что за книга? О, она на французском!?! … На странном французском! – Дебра села у стола и стала разглядывать страницы книги, держа Мышь в правой руке.

- Тоомас, садись на диван, я сейчас принесу чай. Дебра уже не с нами. Минут так на десять она погрузится в изучение. Мы успеем познакомиться, без её команд, - сказал Шмуль, показывая Тоомасу рукой на диван в противоположном углу комнаты.
- Я всё слышу, - сказала Дебра и, положив Мышь рядом с книгой, взяла лупу и стала рассматривать тексты на страницах французской книги.

Тоомас увидел журнал с предсказаниями на следующий год, взял его в руки, полистал и спросил у Шмуля:
- Вы верите в это?
- Мы - нет. Это привезла наша бабушка из России. Она не то, чтобы верит во всё это, но любит почитать. Сказала, что купила этот журнал на вокзале, пока ждала поезд. Уверяла отца, что про него всё сбылось в этом году и ему обязательно нужно прочесть предсказания на следующий год, чтобы подготовиться.
- Папа не стал спорить с ней, - добавила Дебора, не отрывая свой взгляд от книги, - сказал, что выбросит после её отъезда. Мы стараемся бабушку не расстраивать, она так и не смогла привыкнуть, что мы всей семьей стали жить по библейским правилам. Но, у неё есть время для этого!



«По библейским правилам» - отреагировала Теодора. – «Это я уже слышала. Да! Точно!»
Мышь не успела вспомнить где и когда она слышала фразу «библейские правила».


В комнату почти вбежала маленькая женщина, лет так восьмидесяти и окликнула детей:
- Самуил, Яаника Дебора к столу! А что за мальчик у нас в гостях?
- Бабушка, не называй меня Самуилом!
- Бабушка, сколько можно тебя просить, зови меня Деброй!
- Добрый вечер. Я – Тоомас, я друг Дебры.
- Ну и отлично, идите к столу, - еще раз пригласила бабушка и так же стремительно убежала.
- Это наша бабушка из России. Она мама нашего папы, почти мама.
- Как это?
- Придёт время – узнаешь. Пошли!
Дети вышли из комнаты, прикрыв за собой дверь.



«Яаника!» - мышь поднялась и осмотрелась вокруг. Она увидела лежащего на коробке Рокфора. Сама коробка лежала в углу дивана.
- Рокфор! Дети ушли!
- Да, я это понял! – Мышь из Франции спрыгнул с коробки и пробежал по краю дивана.
- Прыгай сюда, на стол! Книга открыта на очень интересном месте. Я кое-какие слова смогла узнать! Точнее буквы!

Рокфор прыгнул с дивана на пол, пробежал по ковру и запрыгнул на стол. Приподнял лупу и пододвинул её так, чтобы можно было разглядеть рисунок самой бумаги книги.
- Да это ведь работа самого печатника Фурнье! И если я не ошибаюсь, то книга выпущена в 1737 году. Именно тогда бумага имела такой извилистый рисунок, – восхитился Рокфор.
- Тише, не пищи! Нас услышат!
- Ты забыла, что мы сказочные герои? Нас никто не может услышать.
- Могут. Если поверят в сказочные чудеса!
- Ты слышала? В этой семье не верят в чудеса! Они живут по библейским правилам.
- Библейские правила не отменяют чудеса, а утверждают их!
- Но не про то, как игрушки разговаривают, - начал спор Рокфор.
- Не спорь! Ты слышал, как девочку назвала её бабушка?
- Да. Я же не глухой! Яаника Дебора. Что такого в её имени?
- Я забыла, что ты ничего не знаешь! Это предсказание моей первой хозяйки, почти мамы. И оно сбылось!



Теодора погрузилась в воспоминания.

Тёмная келья. Молодая женщина стоит на коленях и молится. Её взгляд устремлён в небо, которое видно из окна. Она молится, но мысли её далеки от самой молитвы. Она вспоминает своё детство. Детство на хуторе. Тогда её мама и папа, братья и сёстры были живы. Тогда она была счастлива. И ей не было одиноко.

Монахиня, незаметно для себя, теребила часть накидки, скручивая её вокруг пальца и раскручивая, периодически отрывая кусочки ткани. В какой-то момент этих кусочков оказалось так много, что не заметить их стало невозможным. Ими был усыпан пол рядом с коленями молящейся.

- Надо их куда-нибудь спрятать. Так много?
Монахиня собрала кусочки и стала их интенсивно мять.
- Вот это комочек получился! Сразу и не поймёшь, что это просто шерсть. Прямо как мышь живая! Точно! Я сделаю мышь. И буду с ней разговаривать. Надо же с кем-нибудь разговаривать чтобы не сойти с ума! Чтобы не забыть кто я!

И женщина, продолжая мять шерсть, смачивая её свой слюной, стала разговаривать с комочком шерсти, рассказывая ей о себе. Постепенно комочек свалялся в нечто похожее на единое тельце с выпуклой частью, с одной стороны.



- Да, я захвачу твою сумку! - громко говорила за дверью Дебра.

Рокфор спрыгнул со стола, но не успел добежать до дивана. Дверь открылась и в комнату вошла девочка.



Сказочная История Третья

Дебра вошла в гостиную, где, пока её не было, каких-то пять минут, сидящие за столом разгорячились.
И не папа, который принял стопку ракии, а бабушка и Тоомас.

Тоомас был так увлечён своим монологом, что не заметил, как юшкой испачкал свой джемпер. Он размахивал ложкой в такт своим словам и цитировал наизусть сведения из словаря:

- А я Вам, уважаемая бабушка (она настояла, чтобы и Тоомас звал её бабушкой), точно говорю, что  гурман - это ценитель и любитель тонких изысканных блюд, то есть любитель обильно и вкусно поесть. А вот человек, разбирающийся в тонкостях изысканной пищи, называется гурмЭ.

- Батюшки-святы, - отвечала бабушка, - так это же одно и то же! Что любитель, что разбирающийся!


- Давайте вернёмся к нашей теме! - пригласила всех Дебра.
И она была права. Она знала, что если Тоомаса не остановить, то он начнет доказывать свою правоту электронными словарями.

- Вот наши новые "питомцы" - Теодора и Рокфор. Мыши.
- Ой, а вы знаете, что следующий год - это год ...
- Мама, пожалуйста, перестань. Очень тебя прошу, - обратился к бабушке папа Дебры и Шмуля.
- Подумаешь! - ответила бабушка, - весной наступит год паука по славянскому календарю!

Быстро выпалила информацию бабушка, папа успел только ахнуть, но промолчал.

Мама близнецов обратилась к бабушке:
- Софья Николаевна, а как поживает Ваш кот? С кем Вы его оставили? Я так и не спросила Вас о нём.
- Спасибо, милочка. Я его оставила у соседки. Надеюсь Барсик не скучает. Надеюсь, что он не сильно скучает.

- Папа, посмотри на Теодору, - обратилась Дебра к отцу, - она в платье или в накидке. Это так странно.
- Что странного? В том, что мастер или мастерица надели на неё платье? Это талант! Талант сделать такую удивительно похожую на настоящую мышь. И талант одеть её в наряд!

Папа поднёс мышь ближе к свету от лампы, при этом встав и протянув руку над столом.

- Фу! Рувим, ты же над едой эту крысу держишь! - возмутилась бабушка.
- Тут от еды остались только крошки от твоего пирога с курицей, да юшка от супа. Вот наша мышь, я повторяю - мышь, - их и доест! - весело ответил папа.

Шмуль пробурчал:
- Рубен

 ...

Близнецы вышли вместе с Тоомасом на улицу.

- А знаешь по какой причине у нас принято провожать гостей? - спросил Шмуль Тоомаса.
- Ну, я думаю, что по причине уважения к ним. Спасибо.
- Э, нет. Тут ты ошибся, дружище. Не насчёт уважения, конечно. А на счёт причины, - рассмеялся Шмуль.
- Остряк! - заступилась за своего друга Дебра и слегка толкнула брата локтем.
- А мне интересно! Скажи, - нахохлился Тоомас.
- Чтобы убедиться, что гости точно ушли! - рассмеялся Шмуль.

Тоомас округлил глаза, слегка приоткрыл рот и замер. Потом, через пару секунд, спросил:
- А в чём юмор?
- Вот зачем ты? Шмуль! Ты что тайно глотнул ракию? - Дебра повернулась к Тоомасу и продолжила, - Понимаешь, мы считаемся у некоторых народов очень жадными или скупыми. Это всё предрассудки. И реакция нашего народа дала ответный удар им.

- Кому? Народам?
- Нет, предрассудкам.
- Понял. И у нас есть свои анекдоты про нас самих.
- Вот вот!

- Ой, что-то у меня в животе сильно урчит! - почти крикнул Шмуль, - и кажется начинает болеть!
- Нечего было столько кусков пирога в себя запихивать! Как с голодного края приехал!
- Так я хотел бабушке приятное сделать!
- Ну теперь и наслаждайся результатом своих трудов!

...

Взрослые убрали со стола всё, кроме фруктов.

Да! На столе остались Мыши!

- Рокфор! Ты слышал? Они спорили о разнице между любителем и ценителем!
- Ты, Теодора, как их бабушка! Любитель и ценитель - это гурман. А разбирающийся в тонкостях, то есть, понимающий, например, что с чем не стоит смешивать, это гурмэ.
- Кстати, мой желудок, скорее всего и гурман и гурмэ. Мне все крошки были вкусны. Я успела кое-что слопать, пока взрослые люди туда и сюда ходили, убирая со стола. Вкусно! Но вот теперь у меня что-то скрипит внутри! И даже режет!
- Это пирог не подружился с капельками ракии.
- Я не пила ракию! А что такое эта ракия?
- Это виноградный спирт. Конечно ты его не пила! Но, я заметил, крошки, которые ты слопала, лежали в капле ракии! Вот они у тебя внутри теперь и беседуют!
- Как? Они ведь крошки!
- Ты ведь разговариваешь? Хотя и не живая! Мы ведь сказка в сказке! Вот и еда беседует!


...

- Послушайте, Ракия, Вы не умеете себя вести в общественном месте! Нельзя же так расширять свой имидж по всей местности! Того и глядишь, всё превратите в жижу!
- Хм. Уж и не знаю как к вам всем обратиться. Уважаемое смешение салата и кусочков курицы в тесте, вам пора понять - скоро мы все тут превратимся в жижу. Это ведь желудок!
И понеслось!
...

Тоомас подходил к своему дому, когда вспомнил, что так и не отдал девятисвечник.
 Он так и не узнал толком в чём была особенность ужина. И когда наступит Ханука так же не спросил.
«Всё у этих евреев не так, - подумал Тоомас и тут же испугался своей мысли. - Вот они предрассудки о которых говорила Дебра! Завтра же позвоню и спрошу у неё».

...


Тоомас заболел.
Как он умудрился простудиться он и сам не знал. У него поднялась высокая температура и в какой-то момент, во сне, как потом сказала мама, он бредил.
Тоомас звал Теодору, стремился спасти её из огня и обещал Дебре сохранить тайну. А ещё мальчик говорил какие-то французские слова.

Тоомасу разрешили выходить на улицу лишь тридцать первого декабря. А до этого дня у него был постельный режим.
 Всё это время он пытался дозвониться до Дебры. Но Дебра не отвечала.
И тогда он решил пойти к ней домой, сразу как-только выздоровеет.

Конечно, родители его ни за что не отпустили бы! По этой причине Тоомас, посидев с ними за ужином, сказал, что очень хочет спать и ушел в свою комнату.

Да, Тоомас понимал, что обманул родителей, но любопытство и желание расспросить Дебру были так велики, что он не смог справиться с нахлынувшими чувствами и украдкой вышел из дома, когда родители и гости сели за праздничный стол.

...

В окнах горел свет. Значит дома у Дебры кто-то был. Он позвонил в домофон и стал ждать.

- Да? – это был голос Шмуля.
- Привет Щмуль. Я к вам без приглашения. Это Тоомас.
- Заходи дружище!

 Уже в коридоре квартиры Тоомас рассказал о своей болезни, узнал, что Дебра потеряла свой телефон, когда провожала вместе с братом, Тоомаса.

Все были рады тому, что Тоомас пришел в гости.

- Тебя родители отпустили на всю ночь? – спросила Тоомаса мама Дебры.
- Да, - опять соврал Тоомас.

Уже в библиотечной комнате он сказал близнецам, что его родители не знают где он, точнее, думают, что он спит в своей комнате.

- Тоомас! Это плохо! Нужно позвонить твоим родителям и сказать им что ты у нас! Вдруг твоя мама зайдёт в твою комнату, а тебя там нет! Представляешь, как она испугается!?! Давай, звони им и скажи правду! Ты ведь христианин!

- Я еще пока не христианин. Я был в лагере первый раз, как и ты. Мои родители христиане, а я пока еще не крестился.

- Разве от крещения зависит то, кем ты являешься? – спросил Шмуль.

- Так мальчики. Сначала звоним родителям, а потом вопросы и ответы, - скомандовала Дебра.


Пришлось подчиниться.
Тоомас позвонил отцу и всё ему рассказал.
На удивление, родители разрешили Тоомасу остаться в гостях, но попросили к телефону отца близнецов.


...


Итак, на часах почти одиннадцать вечера, а в доме Розенталей не накрыт стол, даже нет ни каких приготовлений!

- Вы не празднуете Новый год?
- Не то чтобы не празднуем. Мы не так это делаем.
- А как?
- Ты пришёл, когда мы уже закончили ужинать. Во время ужина мы поблагодарили Творца, за то, что Он был с нами в этом календарном году и попросили у Него благословения на приходящий календарный год. Мы принимаем Божий взгляд на время: день начинается сразу после захода солнца. А значит и календарный год.
- То есть … То есть по-вашему, новый год уже наступил?

 Рубен привлек к себе Тоомаса, приобнял его и предложил:
- Раз уж ты интересуешься, мы тебе расскажем. Идем в гостиную. Почитаем Писание и будем пить чай.

На часах было 23:00.

...


Конечно Тоомас читал Первую книгу Библии и уж тем более первую главу.
Но никогда не обращал внимание на фразу "и был вечер и было утро".

А ещё оказывается Бог назвал субботу святой.

- А почему тогда все верующие ходят в церковь по воскресеньям? - спросил Тоомас.

В это время в окно что-то стукнуло и все одновременно вышли из-за стола и подбежали к окну.

Под окнами стояли родители Тоомаса.
Они жестами приглашали выйти к ним.

А еще на улице шёл снег.

Огромные снежинки медленно опускались на землю, на ветки деревьев, на пушистые лапы сосен.

- Как красиво!?! - мечтательно и восхищенно произнесла Дебра.
- Давайте оденемся и выйдем на улицу, - предложил папа.


- Скоро будет салют, давайте отправимся все вместе на Ратушную площадь! - предложили родители Тоомаса.

- А давайте, - за всех ответил Рубен.


Дружной компанией они шли по улочкам Старого Города и улыбались всем, кто проходил мимо них.

"Как странно, - думал Тоомас, - сегодня все улыбаются друг другу, такие радостные. А через пару дней всё станет обычным, серым. И люди вновь будут друг другу чужими. Неужели только раз в году человек позволяет себе быть добрым и верить в чудо?"

- Неужели только раз в году человек позволяет себе быть добрым и верить в чудо? - незаметно для себя произнёс Тоомас.

- Нет, мой юный друг, - произнес Рубен, - человек может позволить себе такую роскошь каждый день. Но для этого ему нужна смелость!  А смелость даёт Бог!



Сказочная История Четвёртая

Тоомас очень переживал из-за того, что в сказочную ночь ему пришлось обманывать.
Он очень хотел исправиться, но не знал как.
Мальчик сидел у компьютера и искал слова, которые бы помогли ему сделать правильные усилия над собой и стать честным всегда и везде.

"Ассертивность (англ. Assertiveness – «настаивать на своем») - поведение, сочетающее внутреннюю силу и вежливость к окружающим. Это способность в ситуации внешнего давления корректно отстаивать свои интересы и свою линию поведения, спокойно говорить «нет» тому, что вас не устраивает и продолжать в социально приемлемой форме эффективно настаивать на своих правах" - прочитал Тоомас.

- Да. Написать можно что угодно. А вот как всё это делать? Прямо какая-то "амбивалентность". Ой? Откуда я знаю это слово?

Тоомас быстро набрал "амбивалентность", нашёл и прочитал вслух:

- Волевая амбивалентность человека обнаруживается в бесконечных метаниях между полярными решениями, в невозможности совершить между ними выбор. Нередко это приводит к отстранению от совершения того или иного деяния по принятию решения.

"Хм. Как же мудрено написано! Это не для ума мальчика двенадцати лет" - подумал Тоомас и решил больше не мучить себя.

Он решил досмотреть мультфильм про котов аристократов, чтобы отвлечься от беспокоившей его совести.


Просмотр мультфильма только усугубил состояние мальчика. Он сопереживал котятам. увидев мышь Рокфора, вспомнил о книгах в коробках, о Теодоре и расплакался.
Тоомас плакал и не понимал, почему ему так больно и плохо. Он и раньше обманывал, но не страдал так, как сейчас.
Заливаясь слезами, испытывая стыд за свои поступки и жалость к себе одновременно, он выключил компьютер.

 Поискал глазами на полке и увидев Библию, ещё больше расплакался.

Преодолев робость, он открыл книгу и прочитал:

" ... Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ... "

 И это уже не было сказкой. Это было письмо ему, маленькому мальчику из вечности.

Тоомас приложил книгу к груди и произнес:

- Иисус, я верю!

И вновь расплакался. Но это уже были совершенно другие слёзы. Это были слёзы очищения.


...


Теодора заглянула в открытую книгу на столе в библиотечной комнате и прочла "катарсис".

Мышь почесала затылок и обратилась к другу:

- Рокфор, что такое "катарсис"?

- Это очищение через сильно переживание.

- Кажется я знаю, что сейчас происходит! – воскликнула Теодора, - Наш мальчик по имени Тоомас знакомится со Христом!



хххххххххххххххххххх

БЕДНАЯ ЦЕРКОВНАЯ МЫШЬ и другие

Главные герои сказочных рассказов:

Бедная Церковная Мышь - БЦМ - Теодора

Друг Теодоры - Мышь из Франции, герой мультфильма "Коты Аристократы" - Рокфор

Новые хозяева Теодоры и Рокфора:

Мальчик двенадцати лет из эстонской христианской семьи по имени Тоомас. Конечно, ему будет исполняться и тринадцать лет и четырнадцать и пятнадцать ...

Близнецы - мальчик и девочка, почти двенадцати лет. Это дети из еврейской семьи. Яаника Дебора и Самуил, точнее Шмуэль, Шмуль, а уж если станем внимательными к его просьбам, то, в конце концов, будем называть его Сэмом. Сэм - бесстрашный и добрый пират. Он не грабит и не убивает, не берет в плен. Так может быть он и не пират вовсе???




В "Инстаграм" меня пригласили на писательский марафон.

А у меня уже была заготовка - Бедная Церковная Мышь.

Общими усилиями Мышь получила имя Теодора и друга из Франции по имени Рокфор.

Да, тот самый Рокфор из мультфильма "Коты Аристократы" )))

Написаны уже четыре Сказочные Истории

 и на этом дело не остановится))

Наша Мышь обрела новых хозяев - это подростки, у которых много увлечений, поисков и бурлящих эмоций.

Быть "тинэйджером" трудно - нужно поступать так, как уже научили и помнишь, а всё внутри сопротивляется и хочется сбежать...

Как справляются ребята со своими перепадами настроения?
Как они узнают историю Мыши и историю своей страны?
Они много чего узнают!!
И не только про Эстонию.
И не только историю.

Ребята иначе посмотрят на приготовление пищи, на праздники и их соблюдение.
Играя, они будут "разбивать мифы" и восстанавливать традиции.
Присоединяйтесь!!

Сказка
"Бедная Церковная Мышь и другие"
 Уже написано четыре истории))
продолжение следует ....

ххх


Сказочная История Пятая

Тоомас проснулся от того, что у него затекла спина. Он лежал на ковре в обнимку с Библией.

- Да! Иисус, Ты мой Спаситель! Я помню! Я хочу рассказать о Тебе своим друзьям! – воскликнул Тоомас и побежал на кухню.

Он услышал разговор родителей и захотел поделиться с ними своим переживанием.

- Папа, мама! Я сегодня ночью принял Христа в своё сердце!
- Интересно! Расскажи как это произошло? – и радостно и удивлённо спросил папа, а мама от радости «пустила слезу».

- Ну, когда мы вернулись с Ратушной Площади, я пошёл в свою комнату. В моей голове всё время крутились части разговора с отцом близнецов. Я никак не мог избавиться от них, мне было не по себе и я решил посмотреть мультфильм. Но мне стало еще хуже. Я не понимал, что происходит со мной. Я …, я плакал. Ты всегда говорил, что Иисус может мне помочь. И я решил это проверить. Нашел свою Библию, отрыл её и прочитал, что Бог так любит, что подарил нам Своего Сына.
Я опять заплакал. Я плакал и плакал, но уже не от смятения, а от внутренней радости. Я почувствовал, что Бог любит меня. И потом я произнёс молитву, которую в церкви предлагают тем, кто хочет покаяться. И тогда Сам Иисус обнял меня и …, и я уснул.

- Слава Господу! Ты теперь христианин!
- Но ведь я не крестился!
- Крещение является подтверждением того, что ты веришь в Иисуса Христа и хочешь всю жизнь быть Его учеником. Когда ты точно это поймёшь и захочешь, тогда ты свой выбор подкрепишь актом полного водного погружения.  Тебе нужно будет ходить в воскресную школу. Там всё тебе расскажут, объяснят и подготовят к крещению.

- Можно, после завтрака я пойду в гости к близнецам? Я хочу поделиться с ними своей верой.
- Если тебя приглашали.
- Нет, не приглашали. Но у меня есть номер Шмуля. Я сейчас позвоню ему!





- Ну, дружище, заходи! Какая у тебя замечательная весть? Родителей и Дебры нет дома, но они скоро придут. Дебре покупают новый телефонный аппарат.
- Можно я не буду рассказывать пока они не придут? Я хочу всем вам рассказать.
- Как хочешь! Это ведь твоя история. Пошли в гостиную, у нас там морс, конфеты, фрукты.





Рокфор читал открытую страницу в книге, что-то бубня себе под нос, то вскрикивая, то издавая звук печали.

- Ну что там написано, Рокфор? Что ты всё время пыхтишь и ничего не говоришь? – интересовалась Теодора.
- Понимаешь, Теодора, это не тот французский.
- Как это не тот? Что бывает несколько французских?
- Это какой-то…, какой-то странный, старинный французский! Я читаю и даже понимаю многие слова, но общий смысл теряется. Какие-то «францисканцы» и «доминиканцы», «пожары», «исповеди» …

- Я знаю эти слова! Я с ними рождалась! Погоди-ка! Надо вспомнить!
- Даже если ты что-то и вспомнишь, это не поможет мне понять то, что здесь написано! Тем более я не могу перевернуть страницу, на ней лежит эта тяжелейшая лупа. Её можно сдвинуть, но обратно мы даже вдвоём её на книгу не затащим. Придётся ждать. Рано или поздно девочка начнёт читать, и мы сможем посмотреть другие страницы. И может быть поймём о чём тут написано.

- Да, да, да…, как-то задумчиво ответила Теодора, - я начинаю вспоминать.





Яаника, монахиня, переписывала тексты с французского и латыни на эстонский язык. Чтобы не чувствовать одиночества, она все свои мысли по поводу прочитанного рассказывала своей подруге Мыши.

- Вот представь, Мышь, испанец, был проездом по Франции. Взял и остался в ней жить! И устроил евангельские служения. Точнее, борьбу с ересью. Так странно мне всё это. Одни и другие – христиане. А не понимают друг друга. И это было совсем недавно и у нас!

Кстати, про нас писал еще древний Тацит! Правда это были не совсем мы, скорее всего он описал первые древние поселения на всей территории морского побережья. Тогда всех нас называли эстии, всех жителей на берегу моря, недалеко от Вислы и дальше севернее и восточнее. Эти народы поклонялись «праматери богов». Язычники, что с них спросишь.

Удивительные исторические данные описывает Тацит: "... отличительный знак своего культа эстии носят на себе. Это изображения вепрей; они им заменяют оружие и оберегают чтящих богиню даже в гуще врагов. Меч у них — редкость; употребляют же они чаще всего дреколье. Хлеба и другие плоды земные выращивают они усерднее, чем принято у германцев с присущей им нерадивостью. Больше того, они обшаривают и море и на берегу, и на отмелях единственные из всех собирают янтарь, который сами они называют глезом. У них самих он никак не используется; собирают они его в натуральном виде, доставляют нашим купцам таким же необработанным и, к своему удивлению, получают за него цену …"

Конечно, римляне и сами тогда были язычниками, поклонялись они тем же богам, что и греки, только имена этим богам дали свои. Представляешь, Мышь, люди всегда переименовывают всё, что встречается им на пути.
Вот возьми меня! Моё настоящее имя – Яаника. А как меня назвали после очередного крещения? Александри! Защитница человечества! Да, я молюсь за людей, но от этого я не перестала быть Яаникой! Знаешь сколько раз меня крестили? Два раза! Первый раз в год моего рождения. В 1229 году.

В 1219 году на наши земли пришли крестоносцы. Вместе с королём Валдемаром Вторым пришли и католические священники, среди них был епископ Эстонский Теодорик.
И всех христианизировали.
И всю мою семью.
А когда я родилась, получила имя Яаника при крещении.  Кажется, оно означает «благодатный Бог». Мне кажется, что имя очень красивое.

В том году в Ревель пришли доминиканцы и основали свой монастырь в Верхнем Городе. Мы туда ходили всей семьёй. Но, из-за постоянных распрей между датскими и германскими рыцарями доминиканцы ушли. Рыцари постоянно что-то делили – земли, территории города, людей, власть.

Потом, спустя много лет доминиканцы вернулись и вновь обосновались в Верхнем Городе. Мне было семнадцать лет. Я тогда уже была одна. Всех моих родных убили из-за этих распрей между рыцарями. Мои родные оказались не там, где нужно. А я осталась дома с новорождённой дочкой брата. Его жена умерла при родах. Кому как не мне сидеть с малышкой? Она не была еще крещена и её нельзя было выносить из дома. Так мы с ней остались живы. Но девочка не выжила без материнского молока, умерла без церковного крещения. Я её покрестила сама, когда поняла, что ей не жить. Не знаю, правильно ли я сделала. Как думаешь? Мышь?
Кстати, а давай я тебе дам имя? И тебя сделаю христианской мышью? Я назову тебя Теодорой 1229! Почему 1229? Потому что я родилась в этом году. В году, когда доминиканцы пришли в наш город. А Теодорой в честь епископа Эстонского Теодорика!

Пришло время молитвы.
Монахиня положила Теодору под шерстяное одеяло и встала на колени, направив свой взор к небесам.





Дебра внесла книгу, принесённую Тоомасом и положив её на стол, многозначительно подняла указательный палец левой руки.

- Вот что я поняла из прочитанного. Это история про то, как пришли первые христиане на эстонскую землю. Христианизация не была мирной. Увы! Датские и немецкие, ой, германские рыцари всё время делили право управления страной. Погибло много людей, как в самом Ревеле, так и в округах города. Доминиканцы, которые основали свой монастырь покинули своё место в Вышгороде и вернулись туда лишь в 1246 году. Потом, в 1260 году, они спустились в Нижний Город и стали там строить церковь, вокруг которой, в последствии вырос монастырь. Монахи монастыря выучили эстонский язык, местные молодые парни вступали в орден доминиканцев и, постепенно, монастырь стал средоточием эстонской культуры, обогащая эстонскую словесность, переводами с латыни и других языков! Представляете? Наиинтереснейшее открытие!!!

- Подумаешь, открытие! Это не открытие, это узнавание истории через перевод текста. И всё! Да и где гарантия, что это не подделка? Откуда эта книга у тебя появилась? А, Тоомас? – с ноткой недоверия обратился к сестре и другу Шмуль.

- Я нашёл коробку с книгами и мышами в помещении для хранения книг. Летом этой коробки там точно не было. Я знаю это, потому что помогал проветривать помещение и просушивать на солнце всё содержимое хранилища. И помогал всё обратно заносить. Мы вместе со «стражником книг» записывали каждую книгу и помечали коробки. Этой там не было!

- Ага!! Значит её кто-то подложил! Это просто артефакт!
- Ну, допустим это артефакт! – почти согласилась Дебра.
- Допустим? – возмутился Шмуль.
- Именно, допустим! Разве тебе не интересно узнать кто и когда это написал? И кто и когда подложил в хранилище книг? Ты ведь «пират» - искатель счастья, тот, кто совершает попытки!

- Как пират? – изумился Тоомас. – Пиратство запрещено международным правом!
- Эх, дружище! Я не тот пират. Я древний. Искатель счастья!
Слово «пират» заимствовано в XVII веке из французского pirate, из латыни pirata  и  из греческого ;;;;;;;;, из ;;;;;;  «искать счастья»[3] + -;;;, из греческого ;;;;; «попытка». 
В обиход оно вошло примерно в IV-III веках до новой эры. До этого в Восточном Средиземноморье пользовались словом из древнегреческого языка ;;;;;; или ;;;;;; «разбойник», известным ещё Гомеру.
- Ого!! Ты знаешь древнегреческий?
- Нет, засмеялся Шмуль, - я интересуюсь искателями счастья. Пойдём в мою комнату, я покажу тебе свой Парусник!




Сказочная История Шестая

- Стоп, стоп, стоп! - почти приказала Дебра и с упрёком сказала брату, - твой парусник никуда не денется, А Тоомас хотел рассказать нам интересную историю.

Дебра села в кресло у окна, пригласив рукой брата и друга присесть.
- Тоомас, что ты хотел нам рассказать?
- Ой, так сразу. Да, конечно, хотел. Хочу… Сейчас.

Тоомас почувствовала волнение, он вдруг подумал, что друзья могут его не понять или того хуже, высмеять. Но, собравшись духом, выпалил:
- Я ночью принял Христа в своё сердце!

В комнате повисла тишина.
Шмуль сидел и смотрел на Тоомаса с удивлением и даже с некоторым восторгом.
А Дебра. Дебра испуганно моргала.

- Как это "принял"? - почти шёпотом спросила девочка.
- Я пригласил Его в своё сердце.
- Но как? Он же умер.
- Умер, конечно. Но потом Бог Отец воскресил Его из мёртвых.
- Зачем воскресил? Чтобы опять умирать? Не понимаю, - озадачилась Дебра.


Ещё бы! Она привыкла к тому, что знает больше других. А тут такая информация прошла мимо неё!

- А я слышал эту историю! - вдруг сказал Шмуль, - помнишь бабушка рассказывала?
- Которая? - машинально спросила Дебра.
- Да обе, на самом деле. И мамина и папина. На Пасху ...
- Ну да, точно, припоминаю. Но это ведь христианский праздник. У нас Песах. Это сказка для христиан, - почти с облегчением вымолвила Дебра.

 - Подождите! - воскликнул Тоомас, закрыв обеими руками свою голову. Он сидел на стуле, зажмурив глаза и затаив дыхание. Потом вымолвил:
- Это НЕ сказка! Я Его знаю! Он Сам мне открылся. Он - Живой. Это точно! Если вам это не нравится, ..., если вы не захотите со мной дружить после моего признания, я пойму и уйду. Мне жаль потерять дружбу с вами, но от Христа я не отрекусь, - со слезами в голосе произнёс Тоомас и открыл глаза.

- Мы не будем тебя "побивать камнями" и не перестанем с тобой дружить! - почти одновременно произнесли близнецы, - наши бабушки христианки!
- То, что ты сейчас сказал очень отличается от того, что рассказывали наши бабушки! - сказал Шмуль и подойдя к другу, положил руку ему на плечо.
- Ты смелый! - сказала Дебра, - это я про тебя всегда знала. Итак, рыцарем какого ордена ты собираешься стать? Доминиканского? Или Францисканского?
- Я не буду рыцарем никакого ордена. Я хочу быть последователем Самого Господа Иисуса Христа! - выпалил Тоомас.
- Интересно! А что это означает? - спросил Шмуль, - как ты собираешь "следовать" за ...
- Я буду учиться у Него! Читать Библию, поступать по библейским правилам.
- Мы тоже живём по библейским правилам, но без твоего Иисуса, - заметила Дебра.
- Я уже это понял, - сконфуженно ответил Тоомас. Потом добавил: - Странно, мы ведь читали у вас Библию. Неужели вы не читали в Новом Завете о Христе?
- В нашей Библии нет Нового Завета. Мы читали ТаНаХ. У нас еврейская Библия.
- Что? Как это нет? У вас не полная Библия?

В это время в гостиную вошли родители близнецов.

- О чём вы тут так громко рассуждаете? Ваши голоса были слышны на втором этаже! - сказал  папа.
- Пап, представляешь, а Тоомас принял в своё сердце Христа. Оказывается Христос живой! - с восторгом произнёс Шмуль.   
- Надо же! - произнёс Рубен, - а когда с тобой это приключилось?
- Сегодня ночью, после возвращения с Ратушной Площади. Я всё время вспоминал Ваши слова о том, что Бог может помочь быть всегда радостным.
- Как интересно, - садясь за стол, перед этим придвинув стул для жены, сказал Рубен.
- Мама, Тоомас ведь не мог ошибиться, правда? - спросила Дебра у мамы.
- Ханна, отвечай, ты ведь у нас училась несколько лет в воскресной школе, - с улыбкой произнёс Рубен.

- Да, мы эту историю проходили. И в детстве я почти поверила. Пришла домой и рассказала об этом папе, но он сказал мне, что я должна выбрать кто я на самом деле. Выбор был между еврейской национальностью и эстонской, между христианством и иудаизмом. Мне нравилось то, что во мне течёт еврейская кровь и я не хотела отказываться от своей национальности. Я выбрала еврейство. Перестала ходить в воскресную школу, но и в синагогу не пошла. Решила, что когда вырасту, решу сама. Однажды. … Потом папа внезапно заболел. Долго лежал в больнице. Мама каждый день ходила к нему. А как-то раз пришла и сказала, что папы больше нет. И добавила, что он покаялся. М-да, - утирая слезу, рассказала мама близнецов.

- Покаялся? - переспросил Тоомас.
- Да, именно «по-ка-ял-ся». Она так и сказала. А почему ты спрашиваешь, Тоомас?
- Потому что этой ночью и я покаялся! - торжественно произнёс мальчик.
- Не понимаю, как можно сегодня покаяться! - озадаченно произнёс папа близнецов.  - Надеюсь ты нам обязательно всё расскажешь. - Папа встал, обнял маму близнецов и придерживая её под руку, вывел из гостиной.

- Да-а, Тоомас, наша история про Хануку равна по чуду твоей истории! А я думала, что удивлю тебя рассказом. А ты удивил всех нас! Мама вон, дедулю вспомнила. Мы его не видели никогда. Только на фотографиях. Мы, кстати, на него похожи цветом волос! А лицом на папину маму, на его родную маму!
- То есть, если я правильно понял, бабушка из России не родная мама вашего папы?
- Нет, - печально ответила Дебра. Она продолжила: - Папиных родителей мы также никогда не видели. Сначала умерла бабушка. Дедушка женился во второй раз на нашей теперешней бабушке, она была гораздо младше его. Бабушка воспитывала папу и его сестру в еврейских традициях, пока был жив дедушка. А когда дедушка умер, предложила им самим выбирать религию. Когда наши мама и папа познакомились и решили пожениться, то договорились, что будут жить по библейским правилам и праздновать еврейские праздники. Так мы и живём.

- Значит вы не ставите ёлку, не празднуете Новый Год и не справляете Рождество? А что еще вы не празднуете и не делаете?
- Лучше мы расскажем тебе о том, что мы празднуем и что делаем! - задорно произнёс Шмуль.
- А давай мы расскажем тебе о Хануке! Ты ведь несколько раз об этом просил! - предложила Дебра.
- Да! Конечно! Я сейчас! - сказал Тоомас и убежал в коридор. Он вернулся с бумажным пакетом, перевязанным  цветными лентами. Пакет слегка помялся, что понятно, столько времени он находился, сначала в сумке, потом в рюкзаке.
- Как красиво! Раз, два, три, ... Девять ленточек! А что там? - восхищённо спросила Дебра.
- Открывай, увидишь! - таинственно произнёс Тоомас.
Дебра аккуратно открыла пакет и достала деревянную Ханукию. Она была выстрогана из цельного куска дерева. Восемь отверстий для свеч на одном уровне и одно отверстие чуть повыше. 
- Вот это да!!! Ты это сам смастерил?
- Да, - смущённо произнёс Тоомас. И добавил, - я не знал когда у вас праздник, а когда пришёл, забыл её достать, потом заболел. А потом Новый год наступил.
- Да, Хануку мы празднуем до нового года. В этом году как раз в то время когда ты болел. Спасибо! Так приятно! - опять восхитилась Дебра.
- Ты специально для нас это сделал? - спросил Шмуль.
- Не совсем. Для Дебры. Я не знал, что ты есть. Ой, прости, - смутился Тоомас.
- Всё в порядке! - весело произнёс Шмуль,  - я о тебе узнал перед приездом нашей бабушки из России. Так что мы квиты!
- Я хотел спросить. Почему салат "оливье" и пирог с курицей - особый ужин?
- Да всё просто! Это "коронные блюда" нашей бабушки! Она специально научилась готовить их для дедушки. И всякий раз когда она к нам приезжает, готовит эти блюда, в память о дедушке и о детстве папы.
- А-а, как всё просто оказалось. А что вы готовите на Хануку? Есть особые блюда?
- Ого!! Тоомас, да ты любитель вкусно поесть! - произнёс Шмуль и слегка хлопнул друга по плечу.
- Да, а почему бы и нет?
- Все вопросы к Дебре, она у нас знаток всех традиций и рецептов!

...

- Послушай Теодора, а ты заметила, что в этой семье нет ёлки? - прошептал Рокфор.
- А? Что? Ты о чём? - пришла в себя Бедная Церковная Мышь. Она так увлеклась воспоминаниями, что не сразу-то поняла что имя Теодора принадлежит ей.
- Я спрашиваю, ты заметила, что в этом доме нет ёлки? Никакой! Ни наряженной, ни обычной. Даже веток нет! Что за семья такая ? Как они без подарков?
- Ты что забыл? Они ведь Хануку справляли! Это еврейская семья!
- И что? Во Франции и евреи и христиане и обычные французы ставят ёлку, дарят друг другу подарки! Праздник он ведь всегда - П Р А З Д Н И К !!!

- Сразу ясно, что ты из современности! Знаешь, в старые времена люди умирали за свои религиозные взгляды.
- Скорее всего из-за своих религиозных взглядов! - насупился Рокфор. Ему очень не понравилось, что Теодора напомнила ему о том, что он из современности. Это указывало ему на то, что он не знает истории своей страны.
- Нет Рокфор! "Из-за" - убивали, а умирали - "за"!
- Ты сейчас что-то такое сказала, что я не понял! Ты умная, хоть и забыла многое! Кстати, что ты вспомнила про доминиканцев?
- Знаешь, я сейчас вспомнила другое! Я вспомнила как первый раз в Церковное здание принесли ёлку!
- Да ну??? Когда это было? - ошалело спросил Рокфор.
- Это долгая история! Её мне рассказала моя Яаника, монахиня Александри.


...



Монахиня встала с колен и присев на край деревянной кровати, достала из-под одеяла Мышь, обратилась к ней с вопросом.

- А знаешь дорогая Теодора, что я прочитала на днях? Я переводила историю христианства на эстонский язык и узнала, что между 330 и 354 годами император Константин принял решение праздновать Рождество 25 декабря, а в 354 году эта практика была окончательно закреплена папой римским Либерием. Я узнала о том, что первые христиане не праздновали Рождество! Надо же! А я была уверена, что это самый первый христианский праздник! Теодора, ты понимаешь? Люди, люди всё установили, не Бог!

Монахиня прижала Мышь к груди и расплакалась. Она не могла поверить, что христиане воевали между собой из-за традиций, которые установили люди и считали их божественными. Одни праздники и даты сменяли другие, а люди сражались за них как за веру в Господа.

- Как опасно ничего не знать! Теодора, а что знаю я? Я знаю одно - Спаситель есть. А вот остальное...


...


- Итак, - торжественно произнесла Дебра, - Ханука это еврейский праздник. Он начинается 25 кислева и продолжается восемь дней до 2 или 3 тевета, по еврейскому календарю. Праздник был установлен во втором веке до нашей эры. В память об очищении Храма, о новом жертвеннике, о возобновлении храмовой службы династией священников Маккавеев.  В этот праздник мы вспоминаем об изгнании с Храмовой горы греко-сирийских войск и их еврейских союзников в 165 году до нашей эры.

Дебора взяла открытую книгу, протянутую ей братом и прочла: "… И вот на двадцать пятое число месяца кислева, называемого македонянами апелаем, иудеи зажгли свечи на светильнике, совершили воскурения на алтаре, возложили на стол хлебы предложения и принесли на новом жертвеннике жертву всесожжения.
Всё это случилось как раз в тот же самый день, в который, три года тому назад, священное место культа иудеев было осквернено и профанировано… А возобновлён Храм был в тот же двадцать пятый день месяца апелая, в сто сорок восьмом году, в сто пятьдесят четвёртую олимпиаду. Опустошение Храма совершилось вполне сообразно предсказанию Даниила за четыреста восемь лет, когда пророк объявил, что македоняне разрушат святилище.
Иуда праздновал со своими согражданами возобновление жертвоприношений в Храме в течение восьми дней… Иудеи так радовались явившейся теперь вновь возможности вернуться к своим прежним обычаям и внезапному случаю после продолжительного времени опять предаваться истинному богопочитанию, что они условились на будущее время всегда праздновать день восстановления Храма восьмидневным празднеством. С тех пор по настоящее время мы празднуем этот праздник под именем Празднества света (Хаг Урим), вероятно, потому, что в этот день явилась нам против всякого ожидания, подобно свету, возможность вновь поклоняться Предвечному…".  Иосиф Флавий, «Иудейские древности», XII 7:6-7, - захлопнув книгу Дебра внимательно посмотрела на Тоомаса.

- Здорово! А можно подробнее?
- Можно! Это записано в книге Маккавейской! Кстати, в Русской неканонической Библии эта книга есть, и не одна. А у нас, точнее у нашего народа есть отдельные истории об этом празднике. Их много и все они рассказывают о подвигах людей. Как о подвигах священников, которые воевали за Храмовую гору, так и истории об обычных людях, которые не хотели поклоняться идолам и были убиты за это.

- Мне всегда было непонятно, по какой причине люди убивали и убивают друг друга из-за религии. Ведь Бог любит людей! -  воскликнул Тоомас.

- Знаешь, христиане убивали евреев за их веру, - ставил Шмуль и осёкся.

Ребята замолчали. Им стало тесно в одной комнате. Каждый был уверен, что "его" Бог правильный. И каждый не хотел терять друга.

- А давайте зажжем свечи на Ханукие?!?! - почти спрашивая предложила Дебра.
- А разве сейчас можно? - изумился Шмуль.
- Не знаю! Но Ханука - это Праздник света! И праздник того, что Бог на стороне тех, кто искренне верит в Него. А значит Он с нами! Мы ведь не подрались и не расстались! Значит мы сможем найти ответы. Вместе!
- Здорово! - обрадовался Тоомас. Он не всё понял про Хануку, но решил обязательно прочитать всё, что найдёт в интернете и в церковной библиотеке об этом Празднике.

...

Когда Тоомас уходил, Шмуль дал ему книгу про еврейские праздники, со словами: "Читай! А потом расскажешь нам что написано об этом в твоём новом завете!"
- Приходи завтра! Продолжим про Хануку и читать старую книгу! - крикнула на прощание Дебра.



хххххххххх

Вот так, спустя 17 дней, я смогла еще раз прочесть шесть глав, испрпавить и дописать, чтобы читатель мог понимать кто есть кто, с самого начала.

Надеюсь, мне это удалось.
Открыта для любых замечаний, корректировок.