Тьма

Сергей Овчинников Рынковский
Тьма

…если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Евангелие

     Условием этого социального эксперимента было следующим: участники   заходили в темный зал, ориентируясь по едва заметному свечению номеров кресел.
Каждому на входе  выдавался фонарь, которым он мог воспользоваться в ходе лекции, вручалась аннотация где разъяснялось, что в процессе запрещается разговаривать, издавать звуки,  делать знаки, проявлять любым иным способом активность.  Вход был возможен  без родственников, друзей и знакомых.  Главное условие заключалось в предельной честности при ответах, в противном случае, следовали неблагоприятные последствия, сущность которых сохранялась в тайне, лишь указывалось, что они связаны с причинением страдания. Пользоваться кнопкой включения света было не обязательно.      
Когда участники расселись по местам, подсветка номеров кресел исчезла,  и  воцарилась тьма. Через несколько минут участники услышали, как кто-то неторопливо вышел на сцену.
Невидимый лектор обратился к присутствующим  негромким, спокойным  баритоном мужчины среднего возраста – Здравствуйте! Я пригласил вас принять участие в создании нашего общего психологического пространства на три часа.  Мы сможем сделать его либо светлым, либо оставить таким, каким его сейчас видите, разумеется, – тут по голосу стало понятно, что лектор улыбается,  – если можно говорить о тьме,  как об объекте видимости. 
Итак, – продолжил он, сделав небольшую паузу,  -  в ваших руках фонарь, нажатие которого,  при положительном ответе на вопрос, вызовет свет продолжением в минуту, при этом вас будут видеть все присутствующие в зале, а вы, соответственно, никого, за исключением тех, кто поступит аналогично. Ваше  явление так же попадет в кинокамеру.  После включения света участником, я укажу номер его кресла, и озвучу счет его включений, более того, дальнейшие задаваемые вопросы будут коррелироваться в соответствии с «засветившимся», что неминуемо повлечет необходимость ему отвечать заново, словно он стал участником диалога. Поскольку честность – основное условие эксперимента, как вы сами  догадываетесь о том, как  легко возникнет ситуация, при которой отвечающему человеку придется сделать нелегкий выбор - либо говорить о себе явно, либо замолчать, признав, что правда ему идет во вред.   Честности не противоречит отсутствие активности, и свобода – главное благо при любой тьме и при любом освещении. Сейчас вам всем комфортно, в зале теплый свежий воздух с запахом моря, кресла комфортные, вы уже адаптировались к отсутствию света, можете расслабиться и отдыхать, сон приветствуется, надеюсь, что тем, кто заснет, включение света соседями не помешает, – в голосе лектора опять послышалась ирония. Как понимаете, свобода выбора, и все ваши права будут соблюдены до неблагоприятных последствий, которые наступят лишь в случае обмана с вашей стороны.  А теперь делу!
- Желаете ли вы включить свет, что бы вас все увидели?
- Совершали ли вы постыдные поступки, о которых мы можем обсуждать  здесь свободно?
- Хотите и готовы ли вы страдать, тяжко болеть и в мучениях умирать за другого?
- Способны ли вы принести в жертву своих любимых для  блага неопределенного круга лиц, которые даже не узнают о цене их благополучия?
- Желаете ли вы прямо после окончания сеанса, вместо того, что бы отправиться домой на ужин, попасть в тюрьму?
- Готовы ли вы быть изгнанными, осмеянными и униженными за правду, которая как итог  никому не нужна…
На протяжении всего сеанса, света никто не зажег. Но, даже если бы…