Мария Стюарт. Не шекспировская драма жизни

Олег Калинка
  Спектакль Игоря Сергеевна и Вари Световой"Мария Стюарт", Такой Театр.
История Марии Стюарт довольно популярный сюжет для воплощения на сцене и в кино, в литературе. История мировой культуры хранит много тому свидетельств в многочисленных экранизациях увенчанных звездами кино различных лет и величины, сценическое воплощения этого сюжета также были многократны и некоторые были осыпаны восторгами зрителей и критики. Причин для популярности этой истории довольно много, одних манит в ней возможность создать яркую костюмированную драму на фоне прекрасных просторов Шотландии, других привлекает драматичность судьбы Марии Стюарт и тут творцы получают великолепную историю полную трагизма, некоторых влечет тема борьбы Шотландии за независимость и мы все видели насколько эта тема благодатна для воплощения и завоевания зрительских симпатий. На первый взгляд, в сложившейся обстановке трудно придумать, что то новое, непохожее и интересное для искушенного зрителя, но это только иллюзорная видимость и великолепие этой истории в том, что она безгранична для творческого поиска. Хорошим подтверждением этому является спектакль «Мария Стюарт» Игоря Сергеева и Вари Светловой. Этот проект интересен по многим аспектам , можно посвятить их перечислению много времени, но это утомит и я приведу некоторые из них и остальные позволю познать зрителю самостоятельно. Во многом история борьбы Шотландии за независимость, за право быть самостоятельными и решать самостоятельно свою судьбу еще не закончилась и сегодня легко найти тому свидетельства в информационном поле международных СМИ. Создатели этого проекта довольно бережно отнеслись к исторической основе и открыли её для понимания её зрителю двадцать первого века через метод проведения незримых исторических параллелей и аналогий. Воплощенная таким образом история Марии Стюарт с одной стороны полностью воссоздаёт реалии того столетия, но при этом она не несет энциклопедической сухости изложения усыпанного датами, именами и цитатами. При этом создатели в своем сценическом воплощении истории Марии Стюарт смогли выйти за рамки истории. Здесь в спектакле многовековая история обретает необыкновенно современные черты и актуальность, исторические персонажи тех столетий оказываются необыкновенно узнаваемы и их поступки и речи знакомыми даже для тек кто никогда не был знаком с историей шотландской королевы. При этом все политические интриги, построенные на воплощении амбиций одних и горе и страдании других, дают обширную почву для проведения параллелей с современными политическими процессами. Политические баталии борьбы за власть разрушают судьбы людей независимо от их статуса и эти трагедии, своего рода плата за амбиции, они особенно драматичны и пронзительны и безусловно заставляют сопереживать зрителя и жить этими трагедиями вместе с персонажами постановки. Этот спектакль воплотил в своей реализации невероятно тонкий баланс между исторической линией и её параллелями с современностью, при этом в нем нет ни персонажей, ни событий в черно-белой палитре или написанных в красках гротеска или абсурда. Персонажи той эпохи созданы в полутонах и каждый образ очень реалистичен и интересен, все они существуют в очень талантливо созданных сценических решениях, которые подчеркивают контекст и замысел той или иной сцены или мизансцены. Все это и многое другое создаёт невероятную ауру, в которой растворяешься и живешь в спектакле от первой до последней минуты, познаешь драматическую историю Марии Стюарт и открываешь её для себя заново, с невиданной до этого стороны.