3. 1 Множество я в человеке

Лариса Болотова
               
            Я часто решаю что-то сделать, но проходит какое-то время и то, что я хотела сделать так и остаётся не сделанным. Иногда я даже забываю об этом. Меня интересует уже что-то другое. Думаю, что и у других людей такое бывает. Научно это объясняется плохой памятью и ленью. Так ли это? В книге П.Д. Успенского «В поисках чудесного» я прочитала высказывание Г.И. Гурджиева, которое  меня  очень заинтересовало. Он говорил об отсутствии единства в человеке.

(стр. 71) «Величайшая ошибка думать, что человек всегда один и тот же. Человек никогда не бывает долго одним и тем же. Он постоянно меняется; он редко остаётся неизменным даже в течение получаса. Мы думаем, что если человека зовут Ивановым, он всегда будет Ивановым; ничего подобного! Сейчас это Иван, через минуту – Пётр, а ещё через минуту – Николай, Сергей, Матвей, Семён. А вы всё ещё думаете, что это Иван. Вы знаете, что Иван не может делать некоторых вещей, например, не в состоянии солгать. Затем вы обнаруживаете, что он солгал, и удивляетесь, как он мог это сделать. Однако Иван и впрямь не может лгать: солгал Николай. И когда появиться возможность, Николай не в состоянии не лгать.   Вы удивитесь, обнаружив, какая толпа таких Иванов, Николаевых и других лиц живёт в одном человеке. Если вы научитесь наблюдать за ними, вам не нужно будет ходить в кинематограф».

          Прочитав это, я решила понаблюдать за собой.   Оказывается, в зависимости, какой человек в вас проявится, у вас будет меняться   сам голос и даже его интонации.  Голос и интонация действительно изменялись, в зависимости с кем я говорила и о чём. Наблюдая за другими людьми, я тоже заметила изменение их голосов. Если вы понаблюдаете за собой, особенно когда вы злитесь или наоборот радуетесь, то вы заметите, что и у вас сразу же меняется голос. Получается, что в человеке существуют отдельные «я».
      
           Имеет ли это какую-нибудь связь с сознаниями отдельных частей и органов тела?

«Не совсем. Эти сознания тоже существуют, но они сравнительно безвредные. Каждое из них знает своё место и своё дело. Руки знают, что они должны работать, ноги знают, что должны ходить».

            Если это так, то основное сознание человека может общаться с ними и влиять на их работу.

«А вот  эти Иваны, Пётры, Николаи – нечто совсем другое. Все они называют себя «я», иначе говоря, считают себя хозяевами, и никто из них не желает признавать другого. Каждый из них – халиф на час; он делает то, что ему нравиться, невзирая ни на что, а расплачиваться за это впоследствии приходится другим. И среди них нет никакого порядка. Кто из них выскочит наверх, тот и становится хозяином. Он хлещет всех направо и налево и ничего не боится. Но в следующее мгновение другой хватает кнут и бьёт его самого. Так продолжается в течение всей человеческой жизни. Вообразите страну, где каждый может на пять минут стать царём и делать в течение этих пяти минут с царством  всё, что захочет. А ведь такова наша жизнь.

(стр.78) «Люди не знают, что такое человек. Им приходится иметь дело с очень сложной машиной, гораздо более сложной, чем двигатель паровоза, автомобиля или аэроплана. Но они ничего или почти ничего не знают о конструкции, работе и возможностях этой машины, они не понимают даже её простых функций, потому что не знают целей этих функций. Они неясно представляют себе, что человек обязан знать, как управлять своей машиной подобно тому как управляют паровозом, автомобилем или аэропланом. Ибо некомпетентное управление человеческой машиной так же опасно, как некомпетентное управление любой сложной машиной. Все понимают это правило по отношению к аэроплану, автомобилю или паровозу; но очень редко кто-либо принимает его во внимание, когда речь идёт о человеке вообще или о нём самом в частности. Считается правильным и законным думать, что природа дала человеку необходимые знания о его машине. Однако люди понимают, что инстинктивное знание о машине никоим образом не достаточно. Почему они изучают медицину и пользуются её услугами? Разумеется, потому, что они понимают своё незнание человеческой машины. Но они и не подозревают, что её можно знать гораздо лучше, чём её знает наука, не подозревают, что с ней можно выполнять совершенно иную работу.

Одна из главных ошибок человека, о которой необходимо помнить – это его иллюзия относительно своего «я».

Человек, каким мы его знаем, «человек-машина», который не в состоянии что-либо «делать», с которым и через которого всё «случается», лишён постоянного и единого «я». Его «я» меняется так же быстро, как его мысли, чувства и настроения; и он совершает большую ошибку, считая себя всегда одним и тем же лицом; в действительности, он -  всегда другая личность, не та, какой он был мгновение назад.

Человек не имеет постоянного и неизменного «я». Каждая мысль, каждое настроение, каждое желание, каждое ощущение говорят: «Я». И в любом случае считается несомненным, что это «я» принадлежит целому, всему человеку, что мысль, желание или отвращение выражены этим целым. На самом же деле для такого предположения нет никаких оснований. Всякая мысль, всякое желание человека появляются и живут совершенно отдельно и независимо от целого. И целое никогда не выражает себя по той причине, что оно, как таковое, существует только физически, как вещь, а в абстрактном виде – как понятие. Человек не обладает индивидуальным Я. Вместо него существуют сотни и тысячи отдельных маленьких «я», нередко совершенно неизвестных друг другу, взаимоисключающих и несовместимых. Каждую минуту, каждое мгновение человек говорит или думает: «я». И всякий раз это «я» различно. Только что это была мысль, сейчас это желание или ощущение, или другая мысль – и так до бесконечности. Человек – это множественность.  Имя ему легион».

            Так ли это? Если, согласно Библии, человек сотворён по образу и подобию Божьему, то это так. Бог (Абсолют) есть Единое проявляющееся во множестве.

«Смена  «я», их постоянная и явная борьба за верховенство контролируется внешними влияниями. Тепло, солнечный свет, хорошая погода немедленно вызывают целую группу «я»; холод, туман, дождь вызывают другую группу «я», иные ассоциации, иные чувства и действия. В человеке нет ничего, способного контролировать эту смену «я», - главным образом потому, что человек её не замечает или не осознаёт; он всегда живёт в последнем «я». Конечно, некоторые «я» бывают  сильнее других. Но это не их сознательная сила; просто такими их создала сила случайностей или механических внешних стимулов. Воспитание, подражание, чтение, гипнотизирующее влияние религии, касты и традиции, очарование новых лозунгов создают в личности человека очень сильные «я», которые господствуют над целыми группами «я», более слабых. Их сила – это сила вращающихся «валов». И все «я», образующие человеческую личность, того же происхождения, что эти «валы»: они – результат внешних влияний; и те и другие приводят в движение и управляются внешними воздействиями ближайших моментов».

            То, что есть «я», которые могут контролировать другие «я», обнадёживает. Человек может выявить такое «я», которое будет контролировать все остальные и стать единым «я». Весь вопрос в том, какое это будет «я»?

«Человек не имеет индивидуальности; у него нет единого большого Я. Человек расщеплён на множество мелких «я».

И каждое отдельное малое «я» может называть себя именем целого, действовать во имя целого, соглашаться или не соглашаться, давать обещания, принимать решения, с которыми придётся иметь дело другому «я» или всему целому. Этим объясняется, почему люди так часто принимают решения и так редко выполняют их. Человек решает, начиная с завтрашнего дня, рано вставать. Это решение приняла одна группа «я»; а подъем с постели есть дело другого «я», которое совершенно не согласно с таким решением, возможно, даже ничего о нём не знает. Утром человек, конечно, вновь будет спать, а вечером опять решит вставать рано. В некоторых случаях это имеет очень неприятные для человека последствия. Малое случайное «я» может в какой-то момент что-то пообещать уже не себе, а кому-то другому, просто из тщеславия или для развлечения. Затем это «я» исчезает; но человек, то есть сочетание других «я», совершенно не ответственных за это обещание, вынуждено расплачиваться за него в течение всей своей жизни. В том-то и трагедия человеческого существования, что каждое малое «я» имеет право подписывать чеки и векселя, а человек, то есть целое, вынуждено их оплачивать. Нередко вся жизнь человека и состоит в том, чтобы оплачивать векселя малых, случайных «я».

Восточных учениях приводят различные аллегорические картины, в которых изображают природу человека с этой точки зрения. Так, в одном учение человека сравнивают с домом, где находится толпа слуг, но нет, ни хозяина, ни управляющего. Все слуги позабыли о своих обязанностях, никто не желает делать то, что ему следует; каждый старается занять место хозяина хотя бы на одно мгновение; в этом состоянии беспорядка дому угрожает серьёзная опасность. Единственная возможность спасения для более понятливых слуг заключается в том, чтобы собраться всем вместе и выбрать временного управляющего, то есть заместителя управляющего. Этот заместитель управляющего сможет расставить слуг на их места и заставит каждого выполнять определённую работу: повара он отправит на кухню, кучера – на конюшню, садовника – в сад и так далее. Таким путём можно приготовить дом к приходу настоящего управляющего, который, в свою очередь, подготовит дом к прибытию хозяина.

Сравнение человека с домом в ожидание прибытия хозяина часто встречается в восточных учениях, сохранивших следы древнего знания;  оно же, как известно, появляется под разными именами во многих евангельских притчах.

Но даже самое ясное понимание своих возможностей  не приблизит человека к их реализации. Для того чтобы реализовать их, он должен обладать очень сильным желанием освобождения, быть готовым ради этого освобождения всё принести в жертву, пойти на любой риск».
               
            Как же многому необходимо научиться человеку в своей жизни, чтобы стать самим собою, приобрести самосознание.