Сыновняя почтительность Ионафана

Свой Среди Своих Олег Кузьмин
Ионафан – это сын Саула, первого израильского царя. Израильтяне не хотели отличаться, от других народов, и упрашивали пророка Самуила, поставить им царя и хотя это не вполне соответствовало Божьей Воле, Самуил согласился и поставил царём над Израилем Саула.

«И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними».
1Царст.8:4-7

С этого момента израильтяне, подпав под влияние окружающих их народов, стали постепенно отходить от Божьей Воли. Также и Саул, послушный воле Бога вначале, вскоре стал пренебрегать Божьими указами.

«И сказал Самуил Саулу: худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа Бога твоего, которое дано было тебе, ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда; но теперь не устоять царствованию твоему; Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом».
1Царст.13:13,14

Ионафан же, сын Саула, всегда любил своего отца и всегда был предан ему, даже рискуя своей жизнью. Ионафан, как это делалось у других народов, как старший сын, должен был наследовать своему отцу и утвердить на царстве династию Саула. Народ очень любил Ионафана, за то, что тот всегда действовал вместе с Богом и был успешен на поле брани. Однако из-за грехов Саула, Бог решил назначить другого царя над Израилем.

Самуил помазал на царство Давида, а Саула с того момента лишился Божьей поддержки и защиты. Давид же не мог прийти к царю и объявить, о своём избрании на царство, так как к этому времени Саул вознамерился крепко держаться за трон и никому его не отдавать. Поэтому Бог постепенно возвышает Давида, сначала через то, что Давид становится придворным музыкантом и играет для Саула на гуслях, потом через то, что Давид становится оруженосцем Саула, и наконец, через то, что Давид побеждает Голиафа, прославляясь в народе.

Победа над Голиафом, стала поворотным моментом для Ионафана. Увидев, как Давид смело вышел против более сильного противника, вооружённый лишь верой в Бога и пращей, в то время как все боялись Голиафа и прятались от него, Ионафан всем сердцем полюбил Давида. Он осознал, что Давид мог бы стать лучшим царём, нежели Саул или сам Ионафан.

«Ионафан же заключил с Давидом союз, ибо полюбил его, как свою душу. И снял Ионафан верхнюю одежду свою, которая была на нем, и отдал ее Давиду, также и прочие одежды свои, и меч свой, и лук свой, и пояс свой».
1Царств.18:3,4

Давид становится популярным в народе, в битвах ему сопутствует удача, он становится главным военачальником при Сауле, однако царь вовсе не рад этому, он начинает опасаться за своё положение и начинает искать возможности убить Давида.

«И было на другой день: напал злой дух … на Саула, и он бесновался в доме своем, а Давид играл рукою своею на струнах, как и в другие дни; в руке у Саула было копье. И бросил Саул копье, подумав: пригвожду Давида к стене; но Давид два раза уклонился от него. И стал бояться Саул Давида, потому что Господь был с ним, а от Саула отступил».
1Царст.18:10-12

Ионафан же не понимал, такого отношения отца к Давиду, так как видел в Давиде, человека благородного, любящего Бога и чтящего царя. Ионафан пытался объяснить Саулу, что Давид никогда не поднимет руки на царя и не воспользуется своей славой в корыстных целях. Однако Саул был глух к увещеваниям сына.

«Сильно разгневался Саул на Ионафана и сказал ему: сын негодный и непокорный! разве я не знаю, что ты подружился с сыном Иессеевым на срам себе и на срам матери твоей? Ибо во все дни, доколе сын Иессеев будет жить на земле, не устоишь ни ты, ни царство твое; теперь же пошли и приведи его ко мне, ибо он обречен на смерть».
1Царст.20:30,31

Ионафан предупредил Давида о грозящей ему смерти и помог последнему сбежать, при этом сам он остался со своим отцом, до своего последнего дня. Сыновняя почтительность Ионафана заключалась не в слепом послушании отцу, он понимал, что Бог благоволит Давиду, и что если Саул причинит вред Божьему помазаннику, то опозорит себя и весь свой род в истории. Ионафан сделал всё возможное, чтобы не дать отцу совершить столь тяжкого греха и одновременно с этим, он остался рядом с отцом, хотя и понимал, что его отец уже утратил Божью поддержку и защиту. Убеги он вместе с Давидом, вероятно, он остался бы жив, так как Бог защищал не только Давида, но и всех бывших с ним. Однако Ионафан предпочёл остаться с Саулом и разделить его судьбу.

«И догнали Филистимляне Саула и сыновей его, и убили Филистимляне Ионафана, и Аминадава, и Малхисуа, сыновей Саула. И битва против Саула сделалась жестокая, и стрелки из луков поражали его, и он очень изранен был стрелками. И сказал Саул оруженосцу своему: обнажи твой меч и заколи меня им, чтобы не пришли эти необрезанные и не убили меня и не издевались надо мною. Но оруженосец не хотел, ибо очень боялся. Тогда Саул взял меч свой и пал на него».
1Царст.31:2-4

Саул восстал против Бога и этим обрёк себя и свой род на угасание, однако даже в такой ситуации и у Давида, и у Ионафана, и у самого Саула оставался выбор, как поступить. Давид не посягнул на царя, хотя имел множество возможностей для этого, и оплакивал смерть Саула и Ионафана. Саул, мог добровольно уступить трон Божьему Избраннику и сохранить своё «лицо» и жизнь, однако предпочёл проявить упрямство и погиб. Ионафан же проявил настоящую сыновнюю почтительность к своему отцу, сначала не допустив Саула до большого греха, а потом разделив с ним его судьбу.