Боль - ощущение отрыва ненужного

Николай Михайлович Ермолаев
     Как начать эту тончайшую и острейшую тему, для многих весьма и весьма болезненную? А начинать нужно, именно для того, чтобы боль была меньше, чтобы стало легче справляться с ней!

     Конечно здесь имеется в виду боль душевная, боль потери, утраты, разочарования, разлуки… То, что это боль отрыва, объяснять не нужно. Но отрыва чего!? И почему ненужного!? Разве если так больно, неужели то, чего или кого лишился человек ему не нужно? Ведь ему это так дорого! Потому и больно! И чем дороже утраченное, тем больнее!! Разве все это не так?..

     Когда человек теряет близкого ему человека в результате разрыва отношений, преждевременной смерти от несчастного случая, на войне, при естественном уходе с земли, он испытывает боль потери. Порою эти страдания совсем ломают его.

     Посмотрим на эту ситуацию с духовной точки зрения.

     Все, что происходит с нами на земле, подчинено закону кармы. По этому закону происходят и встречи, и расставания. И даже если кто-то уходит трагически, это предопределено для обоих – карма их связи закончилась на текущую жизнь и для того, кто ушел, и для того, кто остался.  Но если она кончилась, то почему остается боль?  Потому что остается привязанность к ушедшему. Но может это любовь? Может. Но если остается боль, эта любовь с привязанностью. Любовь без привязанности есть любовь без ожидания чего-либо в ответ. Но, едва ли не все из нас что-то ждут: взаимности, каких-то благ, радости, удовольствий… Это ожидание и есть проявление привязанности.
 
     Привязанность рождает претензии друг к другу, условия, которые – суть проявление эго. В результате уходит уважение друг другу и доверие. Ревность – первый признак любви с сильной привязанностью, и может одной только привязанности. Потеря человека на пике привязанности рождает сильную душевную боль и мучения.

     Именно эго является «создателем» привязанности, оно, в конечном итоге, приносит человеку страдания и боль. И боль потери – только одна из них. Но эго приводит также и к тяжелой карме.

     Что же тогда ненужное, которое рождает боль? Человек? Нет – это привязанность. Она рождает боль несбывшихся ожиданий и надежд.

      Как же тогда относиться к утрате человека? Безразлично?

     Конечно нет. Непривязанность не означает безразличие. Любовь без привязанности ничем не обязывает по отношению к нам того, кого мы любим. (Говорю по отношению к «нам», чтобы легче было выразить мысль.) Он чувствует нашу любовь, но не обязан (нами) что-то отдавать в ответ. Он может нас любить, относиться безразлично или не любить, он все равно остается любимым. Это легко понять на примере любви с привязанностью. Например, мать любит сына, а он относится к ней безразлично.

     Но как понять это по отношению к любви без привязанности? В материнской любви к ребенку тоже есть элементы непривязанности: он может шалить, не слушаться ее, плохо учиться, но она все равно его любит. А если она еще и не балует его тем, что вредит его здоровью и воспитанию, и не ждет от него чего-то в детстве и в старшем возрасте, то ее любовь можно назвать почти безусловной.

     Конечно, по большому счету, так может любить только Духовный Учитель. Как бы ученик ни ошибался, как бы ни менялось его отношение к Учителю (кроме предательства), Учитель будет вести его из жизни в жизнь до конца. Обычный человек может, пожалуй, только размышлять об этом, но тот, кто обратился к духовности и начал работать над собой, может хотя бы в какой-то степени приблизится к такой любви.

     Теперь посмотрим на эту ситуацию с точки зрения того, кто ушел. Если он привязан, то в Тонком Мире он также будет думать о том, с кем расстался. Только все будет зависеть от уровня его сознания. Чем выше сознание его, тем меньше он будет вспоминать об оставленном на Земле с привязанностью к обстоятельствам отношений в прошедшей жизни. Мы говорим о человеке, у которого были привязанности на Земле! Если же он не был сильно привязан, в Тонком Мире он увидит совершенно иную картину взаимоотношений. Приведем историю из индийского эпоса «Махабхараты» на эту тему.

     «У Арджуны был сын Абхиманью. Во время битвы на Курукшетре Абхиманью убили, и даже такой великий карма-йог, как Арджуна, стал плакать о сыне. Увидев это, Кришна спросил у него:

     «Арджуна, убит действительно твой сын?»

     «Да, это мой сын. Но почему ты спрашиваешь об этом, Кришна? Горе мне, мой сын мертв…»

     «Ты многое знаешь, Арджуна, но сейчас тобой овладела сильная привязанность, поэтому ты так страдаешь. Сколько лет было определено, столько он и был твоим сыном. Но этот срок прошел, и сейчас, когда он мертв, он уже не твой сын. Сколько он был соединен с тобой кармой, столько ты ее и отрабатывал. Сейчас все кончилось.»

     «Все это я знаю, Кришна, но не могу принять это знание. Сейчас все мое существо противится этому.»

     Когда привязанности овладевают человеком, ему перестает нравиться многое из того хорошего, чему его учат. Это происходит потому, что привязанность имеет очень сильное воздействие. И, несмотря на то, что Арджуна был очень большим бхактом Кришны, понимал, что все сказанное Кришной – истина, ему было сложно это принять: в тот момент ему было очень горько и плохо.

     «Хорошо, Арджуна, – сказал Кришна, – я покажу тебе, что Абхиманью уже не твой сын.»

     Силой йоги он перенес Арджуну в тот мир, куда попал Абхиманью. Увидев сына и воскликнув: «Сынок!», Арджуна хотел обнять его. Но Абхиманью, даже не узнав его сначала, сказал: «Уходите отсюда. Вы больше не мой отец!» Затем он дал Арджуне знание о причинах событий в материальном мире:

     «Вы столько раз были моим сыном, а я вашим! Срок жизни, в которой я был с вами, закончился. Не привязывайтесь ко мне, теперь я для вас никто.»

     После этой встречи Арджуна освободился от иллюзии того, что здесь, в этом мире кто-то или что-то может принадлежать человеку. Если даже такому великому йогу, как Арджуна, было сложно справиться с привязанностью, то можно представить, как тяжело это сделать простому человеку!»
  Из сатсанга Шри Пракаша Джи

Ушедший, оказавшись в Тонком Мире, совершенно по-другому воспринимает те связи, которые были на Земле. Он видит 2-3 предыдущие жизни и понимает гораздо глубже причину этих связей и привязанностей. Кроме того, он видит и понимает временность и иллюзорность пребывания на Земле, понимает смысл и цель перерождения на ней. Этим знанием объясняется его более сдержанное отношение к тому, к кому он был может быть сильно привязан на Земле. В Тонком Мире есть множество других джив-атм (душ людей), с которыми у него могут быть еще более тесные кармические связи, и, может быть, есть те, кого он более сильно любит почти без привязанности.
 
     Именно по этим причинам, когда человек на Земле сильно переживает, плачет об ушедшем, причитает: «Зачем, почему ты нас оставил?..», он, фактически, зовет его обратно и тем самым мешает ушедшему совершить свободный переход в Тонкий Мир и там подняться в более высокий Мир. Лучше молиться за него, чтобы он попал в самый лучший Мир, желать ему радости и спокойствия, вспоминать самые яркие, радостные эпизоды из жизни, связанные с ним, и благодарить его за это.

     Таким образом, боль утраты происходит не от того, что или кого мы потеряли, утратили, а от того, как мы относимся к потере. От степени нашей привязанности происходит и сила душевного страдания.

     В общепринятом представлении обусловленная любовь характеризуется пословицей «С глаз долой из сердца вон». Она относится именно к любви с привязанностью, потому что говорит о необходимости нахождения объекта любви рядом, если это вообще любовь.  Примеры высокой любви в классической литературе: Данте и Беатриче, Петрарка и Лаура…, в современной истории в «Юноне и Авось» – Николая Резанова и Кончиты… Все они показывают любовь, не воплощенную в совместной жизни, но пронесенную через всю жизнь. Думается, что эти (и многие другие) примеры, примеры чистой любви почти без привязанности. Один из признаков ее – неугасимость и даже усиление при полной невозможности встретиться с возлюбленным(ой).

     Кроме человеческих отношений боль может принести любая другая привязанность к чему бы то ни было: к дому, животным, вещам, машине, участку земли, работе, плодам труда, собственному бизнесу,..
 
     Но ведь привязанность не только рождает боль утраты при потере, она является препятствием в духовном развитии.

     Есть совершенно удивительная история о том, как Кришна дал благословение богачу и бедняку. В ней показано: то, что мы принимаем за справедливость на Земле, порою весьма далеко от истины и наоборот, видимая несправедливость в духовном смысле является самым целесообразным действием, помогающим человеку в духовном восхождении.
 
     Однажды к Кришне пришли за благословением два человека: один бедный, а другой богатый. Богач попросил Кришну дать ему ещё богатства, и Кришна, благословив его, сказал, что скоро у него всё это будет. Бедный, у которого из имущества была одна разваливающаяся хижина, попросил немного денег на то, чтобы её починить. Но Кришна, благословив его, сказал, чтобы тот не беспокоился об этом: хижина скоро сгорит.

     В это время Арджуна находился рядом с Кришной и всё слышал. Он не мог понять, почему Кришна дал такие странные благословения, и был совсем сбит с толку. Он попросил объяснить, почему Кришна, дав большое состояние богатому человеку, не пожелал сохранить то малое, чем обладал бедный человек. Кришна ответил: «Богатый человек – мой бхакт. У него всё есть, но он сильно не привязан к своему богатству. У него ещё остались желания, которые отдаляют его от меня, но скоро они перестанут его интересовать и не будут мешать достичь меня.
 
     Бедняк тоже мой хороший бхакт; у него совсем ничего нет, лишь старая маленькая хижина. Но он так сильно привязан к ней, что не может полностью сосредоточиться на мне. Мысли о хижине постоянно приходят к нему во время практики и очень мешают. Поэтому я дал благословение, чтобы она скорее сгорела, и у него не осталось больше препятствий, которые мешали бы ему соединиться со мной».

     Ни бедность, ни богатство не являются препятствием на пути к достижению Бога. Но любые, даже самые маленькие привязанности отдаляют человека от Бога, не давая возможности соединиться с ним.
Из сатсанга Шри Пракаша Джи.

     Именно боль потери является ярким свидетельством существующей привязанности к тому, что уже не нужно. Сам факт окончательной потери говорит о ненужности – это решение кармического закона. По сути не нужен и объект, из-за потери которого страдает человек. Если бы он был нужен для эволюции человека, он бы сохранился. Но потерянное любо мешает, либо уже выполнило свое предназначение и должно уйти.
 
     Привязанность в мирской деятельности также приносит расстройства в случае несбывшихся надежд – человек трудился и не получил то, что хотел. Расстройство или боль в этом случае есть следствие привязанности и к результатам труда. Однако, кроме планов и надежд человека, есть еще и общий план Творца. И далеко не всегда эти планы могут совпадать.
 
     Сама по себе привязанность таит в себе коварство и лукавство, поскольку она представляет собой ложное отношение к объекту привязанности, потому что на Земле нет ничего постоянного, все временное! Здесь нам ничего не принадлежит, мы все оставим при уходе… А человек из-за своего неправильного отношения к временному испытывает расстройства и страдания. По сути это страдания из-за иллюзии, из-за того, чего нет. Но при этом душевная боль не иллюзорна, человек реально ее ощущает. Поэтому что бы мы ни делали, как бы к кому-либо или чему-либо ни относились, важно не привязываться. И это только одно из условий сохранения радости и спокойствия на Земле.
                06.01.2010.