Арктический мотылек

Светослав Ильиных 3
(байки деда Мыколы)
Станция Спартак, расположенная в часе езды на электричке от Киева, запомнилась мне могучим лесом и садами, насаженными возле каждого сельского дома. На песчаной почве хорошо росла картошка, а вот с другой огородной продукцией было похуже. Зато вишен, черешен, яблонь, слив и абрикосов тут было превеликое множество. И весной, когда сады начинали цвести, благоухание белоснежной кипени длилось долго, пока не опадал на землю последний нежный лепесток.
У деда Мыколы тоже был свой сад. Плодовые деревья занимали половину его приусадебной территории. И среди лета первым поспевал белый налив.
Современные магазинные «дары» даже не четверть не пахнут так, как пахли те, сельские, поднятые с влажной травы зеленые, крепкие до скрипа яблоки.
Дед Мыкола складывал их в плетенные им же из лозы корзины, и раз в неделю возил в соседнее село на рынок. А пока яблоки стояли в хате, вся она – от пола до потолка напитывалась таким ароматом, что невозможно было, зайдя к нему, не угоститься этим чудом.
–Что читаешь? – как-то перехватил он меня на улице.
Книга называлась «Следы невиданных зверей» и посвящалась загадкам дикой природы. Я не раз перечитывал ее, грезя когда-нибудь найти что-то подобное, и с удовольствием передал ее в другие руки.
–Любопытные истории, - сказал старик, когда я на следующий день забежал к нему в гости. – Случилось и у меня что-то подобное.
Уговаривать остаться было не нужно – я буквально прикипел к деревянной скамье.  Истории старика я запоминал с первого раза, с лету, и до сих пор  помню каждую из них дословно, хотя всякое другое быстро выветривалось из мальчишеской головы.
Дед Мыкола выложил передо мной на стол несколько ароматных яблок и отрезал горбушку черного хлеба – заедай услышанное, на пустой желудок запоминается хуже. И начал…
–По молодости много где довелось побывать мне. Почитай всю страну  объехал в поисках заработка и новых впечатлений. Бывал и на юге, и на севере. Пришлось отработать пару сезонов в Якутии, один в геологической экспедиции.
Особый там климат. Летом жара и гнус, зимой морозы под пятьдесят. Но красота нетронутой людьми природы неповторима.
Поручили мне как-то в одном колхозе прикупить оленины. В сельсовете я оплатил по квитанции стоимость пары оленей, а вот ехать за ними пришлось на стойбище километров за 50 от улуса.
Дело было к вечеру. Водитель машины и я переночевали в сельсовете, а утром выехали в путь. Большую часть дорога пролегала по замерзшей реке, а через час  мы свернули в протоку, по которой и выбрались позже к стойбищу.
Стойбище – это пара юрт и большое стадо оленей, разбредшихся по округе.
Показали мы там свою бумагу, а пока оленей отлавливали, пригласили нас в одну из юрт угоститься вареным мясом, лепешками и чаем.
Вот там-то я и увидел необычное украшение, висящее на шесте.
Что-то похожее на окаменевший то ли зуб, то ли коготь древнего животного было насажено на тонкий кожаный ремешок.
–Откуда такое? – кивнул я на вещицу. В тех краях приходилось видеть разные окаменелости, и эта штука явно была одной из них.
Старик раскурил трубку, испытующе посмотрел на меня, и коротко произнес:
–От моего отца осталось. Хаардаах урумэччи – это его коготь.
В Якутии нередко находили бивни мамонтов, останки других животных и, видимо, коготь тоже был извлечен из вечной мерзлоты.
Старик понял мои мысли и отрицательно покачал головой.
–Этот живой. Я сам ни разу не видел его, но след  унесенного им олешка обрывался сразу же, где тот стоял. Волки так не делают. Они отбивают животное от стада, и уже в стороне разрывают. Много следов остается. После Хаардаах урумэччи следов нет никаких.
Я немного знал якутский, но не мог правильно перевести имя животного. Не медведь же!
–Снежный мотылек, если по-русски, - пояснил старик. – Мой отец видел его и стрелял даже. Убить не смог, а вот коготь отстрелил.
Из рассказа старого якута стало ясно, что снежный мотылек появляется только в самые крепкие морозы, и прилетает откуда-то с севера. И что кровь у него голубая, а размах крыльев достигает 7-8 метров.
–Когда прилетает, песню смерти поет. От нее все вокруг замирает, как  будто спит. Он выбирает жертву, обхватывает ее под брюхо своими лапами, - и старик, растопырив пальцы на руках, обхватил снизу ладонями кусок дерева, показывая, как это случается, - а потом уносит в свое гнездо в горы, где много снега. Мой отец тогда отбил оленя, но тот все равно сдох. А отец целый день спать хотел.
Посмеялся я тогда над рассказом старика - любят люди всякие небылицы сочинять. Коготь, скорее всего, какому-то животному принадлежал, да и забыл про тот разговор.  Оказалось, зря смеялся.
Через год мне вновь довелось побывать в тех краях, но уже с другой экспедицией - топографической.
Дел было невпроворот, лагерь поставили у отрога одного горного хребта. Назначили меня дежурить по лагерю. Главная обязанность – днем есть варить, ночью печку жестяную походную в палатке топить, чтобы другим спать тепло было.
После полуночи  вышел я из палатки дров набрать – погода тишайшая, луна светит. Все вокруг далеко видно, олешки немного в стороне сгрудились, ночуют.
И тут замечаю – от Луны тень какая-то в мою сторону летит. Через минуту она выросла до размеров невообразимого мотылька, который завис, махая огромными крыльями, над оленями.
И тут я оцепенел. Какой-то тонкий, еле уловимый звук  проник в меня, заставив замереть и лишив возможности шевельнуть даже пальцем. Словно самая тончайшая из струн запела. Вслед за этим я ощутил запах яблок – белого налива.
Стою истукан-истуканом, а неведомое существо зависает над одним из оленей, обхватывает его своими лапами, толщиной с мою руку, и быстро взлетает вверх с добычей.
Минут через пять оцепенение стало спадать и я, успев подмерзнуть,  заскочил в палатку, чтобы согреться у печки. Может, подпростыл тогда, может, из-за мотылька, но голова у меня после того случая болела долго – несколько дней.
Ничего не стал рассказывать товарищам утром  – все равно не поверили бы, а все списал на волков, мол, они увели оленя. И никому не рассказывал про тот случай до сегодняшнего дня. Ты молод, у тебя еще все впереди, может, найдешь того необычного мотылька…
Отдал дед Мыкола мне книжку, наложил за отворот рубашки полно яблок, и помчался я домой переполненный впечатлениями от услышанного. Ночью мне снилась бабочка, летящая в лунном свете, и олени, только не настоящие, а рисованные. А спустя много лет повествование старика и рассказ случайного попутчика странным образом переплелись в одну сюжетную линию. Но об этом как-нибудь в другой раз…