По следу Дракулы

Виктор Притула
Известный вольнодумец Вольтер как-то сказал: «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать».
Влад Дракула – личность историческая. Придумывать его было не нужно. Хотя он однозначно затерялся бы в когорте валашских, молдовских и трансильванских господарей, если бы не отличался жестоким нравом и скверной манерой сажать своих противников на кол. За что получил прозвище «Цепеш» (Колосажатель).
Прозвище «Дракул» - производное от «дракона» - носил его отец после вступления в рыцарский элитный орден Дракона. Что касается нашего персонажа, то господарем Валахии под именем Влада III Дракулы он стал после того как жестоко  расправился с боярами, лишившими его трона, а заодно и с их ставленником Владиславом II.  Нравы в то время были суровыми. И не только на Балканах, но и по всей Европе. Возможно, кроме румынских историков–медиевистов мало кому пришло бы в голову интересоваться садистскими деяниями Влада Дракулы, (на кол своих недругов тогда сажали и другие правители), если бы не буйное ирландское воображение директора одного из лондонских театров, пописывавшего заурядные романы. Звали этого театрала и литератора Брэм Стокер и его «Дракула» - вампирский роман (модный в то время, как и в наши дни жанр) – неожиданно получил оглушительную известность.
Почему Стокер нарек своего вампира Дракулой?
Конечно, Влад «Цепеш» отличался звериной жесткостью, но вампиром он никогда не был. Однако ж, благодаря Стокеру, имя Дракулы прочно ассоциируется с вампирами.
Немало тому поспособствовала легендарная кинолента Копполы «Дракула Брэма Стокера», которая возродила читательский интерес как  «вампирскому» роману ирландского писателя, так и породила  многочисленных последователей сомнительного мистического жанра.
Впрочем, у Влада Дракулы нашлись и апологеты, которые увидели в этом историческом персонаже борца за свободу центральной Европы от османского ига, пусть и жесткого по отношению к врагам, но никак не вампира.
Свою лепту в реабилитацию валашского господаря внес и Вадим Эрлихман, известный по книгам «Король Артур» и «Робин Гуд» (обе вышли в серии «ЖЗЛ»). Его новую книгу «Дракула», как и две предыдущие, по праву можно считать «энциклопедическим детективом», который выгодно отличает книги Эрлихмана от порою зубодробительно скучных исторических исследований иных жэзээловских авторов. Так что эта книга вполне имела бы право по аналогии с блокбастером Копполы называться «Дракула Вадима Эрлихмана». Но это так, к слову. Примерно как с вольтеровским афоризмом.