Цена ошибки капитана К. С. Бадигина

Игорь Чупров
 
   На днях, увидев в «Одноклассниках» зеленый огонек у друга Рудольфа Филиппова, попросил его напомнить, что он в 2018 году говорил мне про мелководье порта Индига,  получив мою книжку «Летопись моя. Год 2017»  и прочитав в ней о намерениях приступившего к исполнению обязанностей губернатора НАО А.В. Цыбульского начать строить незамерзающий глубоководный порт в Индиге.  Рудольф, не вставая с места, коротко ответил: «Игорь, Сталин вызвал адмирала Кузнецова и капитана Бадигина, и спросил, можно ли построить морской порт в Индиге. Бадигин ответил нет, так как там мелководье.  И на этом вопрос был закрыт. Это было за год до гибели известного тебе буксира Комсомолец.  Адмирал Кузнецов и капитан Бадигин написали книги мемуаров о войне. Одна из них лежит у меня на даче.»
    Покопавшись в истории этого вопроса, я пришел к выводу: если бы исследователь Арктики, капитан дальнего плавания, Герой Советского Союза К.С. Бадигин, отвечавший тогда за провод конвоев судов, идущих из Англии и других стран-союзниц в Архангельск, не ошибся и сказал бы: да, можно. То все сегодняшние проблемы губернатора НАО по поиску инвесторов и исполнителей стройки порта в Индиге, а также железной дороги к ней, Сталин решил бы в кратчайшие сроки, одним приказом: использовать дешевый подневольный труд полит заключенных СевЛОНа (Северных лагерей особого назначения) при строительства не только порта, но и военно-морской базы в Индиге, чтобы закрыть проход вражеских судов и подлодок в Печорское и Карское моря. И, возможно, экипаж буксира Комсомолец не погиб бы в неравном бою с фашисткой подводной лодкой. Думаю, такая база будет востребована и сегодня для защиты Северного пути от возможных происков НАТО.
  А порт Индига после окончания ВОВ мог бы стать главным звеном транспортной логистики, обеспечивающей круглогодичный вывоз морем (вместо 3-х месячного вывоза-через закованный льдами остальные 9 месяцев Нарьян-Мар) всего, что добывалось и производилось в Коми АССР и НАО. Правда, вывозить из НАО тогда было нечего, кроме мало пригодного для длительных перевозок продовольствия (оленины, свежей рыбы и полярной куропатки). И то в малых объемах. А из Коми АССР было что. В первую очередь печерский лес - для вывоза которого планировалось начать строительство порта в Индиге ещё в 1928 году; помимо леса и лесоматериалов - каменный уголь Воркуты и нефть Ухты, ту же рыбу и оленину. И не только их. 
    Используя такие аргументы в свою пользу, руководители Коми республики очень бы постарались заполучить построенный Сталиным порт в Индиге (а то и весь Ненецкий округ, который в 20-х годах уже побывал в составе Коми) в своё подчинение, чтобы возглавить единое руководство и транспортную логистику региона.   А прорубив через порты Индига и Нарьян-Мар окно в Европу, вслед за 16-ой по счету - Карело-Финской Союзной Республикой (была такая в составе СССР с 1940 по 1956 год) стать 17-ой Союзной Республикой – Коми ССР. Чтобы в дальнейшем претендовать на дарованное Лениным право выхода из СССР. Которым все Союзные республики воспользовались в 1991 году! И на карте мира могло бы появится ещё одно независимое государство - Коми республика, по запасам природных ресурсов значительно превосходящее Норвегию, - лидера Европы по уровню материального обеспечения жителей своей страны.
У меня вопрос к Уважаемым читателям: стоит ли нам сегодня осуждать  Героя Советского Союза К.С. Бадигина за его «Нет» в ответ на вопрос товарища Сталина? И может попытаться сегодня вместо НАО и Республики Коми создать  регион в России под названием Печерский край, приравняв в правах и привилегиях всех жителей его: русских, коми, ненцев и т.д.?