Клип-5

Юрий Костин 2
Признаюсь вам, что люблю коллективное пение. Это так сближает, когда все вместе поют песни, хорошие песни, душевные. Кажется, что те, кто поют рядом с вами, вместе с вами, это друзья и почти что родственники. Это такая разновидность – песни застольные. Жаль, что этот вид народного творчества сходит на «нет» и как-то переместился в жанр, названный шансоном. Это не тот  шансон, который произносится с французским прононсом и означает просто песню, а некий приблатнённо- дворовой жанр. Мы не об этом. Есть – хоровое пение и звучит очень мощно. Недаром хоровое пение использовалось Католической церковью для служб, чтобы сделать их более эффектными и восприимчивыми. Многие композиторы писали музыку для церковных произведений – хоралов, ораторий. И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт, Л. Бетховен и другие. Применялись приёмы многоголосия, полифонии, делали опору на диатонику, ориентировались на светские жанры токкаты, фуги и прочих. Исполнение могло быть а капелла,Без инструментального сопровождения или в сопровождении.
Это что касается хора, где участники более или менее едины в общей музыкальной концепции. Разве что в хоре имеется солист, то есть ведущий сольные партии. Впоследствии основным жанром популярной музыки стал сольный исполнитель и группа аккомпанирующих ему музыкантов, которые тоже могли принять участие в пении. Но когда из этих солистов составляется своеобразный хор, то это становится весьма интересным зрелищем. К примеру,  в 1985-м году Майкл Джексон и Лайонел Ричи написали песню «We Are the World», в пользу голодающих детей Африки, в исполнении которой поучаствовали десятки известных исполнителей. Эта песня стала настоящим блокбастером в мире музыки. В 1987-м году в Советском Союзе появилось что-то подобное, когда песню Криса Кельми (на слова Маргариты Пушкиной) «Замыкая круг» спели самые именитые российские рокеры. Это было весьма захватывающее зрелище, когда конкурирующие друг с другом певцы спели что-то вместе.
Вот сейчас мы подошли к идее нашего нового клипа (под номером 5). А что, если собрать вместе … нет, не певцов, такое уже было, а известных политиков, и заставить их петь «под нашу дудку», то есть попросить их исполнить песню. Конечно же, они отказались бы, это не их профиль. И это верно, но мы предложим им спеть песню «предвыборную», как кандидатов в президенты. Может, кто из них понравится своим избирателям, если покажет себя «со стороны». Это как встреча «без галстуков». Пусть они наденут сверкающие блёстками костюмы, галстуки- шнурки, сделают себе причёски (у кого есть из чего делать), выполнят необходимый макияж и выйдут на залитую светом сцену. У каждого из них – микрофон, и они вольны перемещаться по сцене, но руководствуясь тактами музыки. Мы пригласили как тех, кто делал попытки избраться в президенты уже неоднократно, так и тех, кто сделал это недавно, и в первый раз. Пригласили даже тех, кого уже нет, но они были достаточно яркими личностями, чтобы ещё раз с нами встретиться. Итак, мы будем слушать песню Добронравова «Птица счастья». В этот раз её будут исполнять люди, которые занимаются другими делами, но таковы нюансы избирательной компании, что надо понравиться своим избирателям, вывернуться для этого наизнанку, да ещё и постараться «сохранить лицо». И они стараются, в чём мы сейчас убедимся.
Большой концертный зал (может быть даже – Кремлёвский, а почему бы и нет?!). На сцене выстроились наши герои, претендующие в обозримом будущем на почётный пост президента России, богатого и влиятельного государства. Здесь мы видим Владимира Жириновского, Григория Явлинского, Бориса Немцова, Сергея Миронова, Александра Лебедя, Ивана Рыбкина, Ксению Собчак, Алексея Навального, Николая Грудинина, Максима Сурайкина, Сергея Бабурина, Константин Титов. Из-за кулис выглядывают насторожённые, обеспокоенные лица. Они тоже пробуют баллотироваться на этот пост, а здесь как бы на «скамейке запасных», но готовы в любой удобный момент выскочить из-за кулис и влить свой голос в общую песню.
Вот уже звучат первые аккорды живой энергичной музыки. Вперёд выступает Владимир Жириновский. Он один из самых страстных претендентов и очень старается, то хмурит брови, желая показать – насколько серьёзно он ко всему относится, то улыбаясь, чтобы очаровать слушателей. В зале на пару минут появляется, в домотканой народной одежде Иванушка- дурачок и оглядывается, потрясённый, по сторонам. Сюда его занесло во сне из сказки «Отсебятина». В сказках, а уж тем более – в снах, каких только чудес не происходит. Одной руке Жириновский держит микрофон, другой делает жесты, словно это у него крыло, и он собирается взлететь:
Птица счастья завтрашнего дня (чуть в сторону и шёпотом: Однозначно.
Но вперёд уже выступил Геннадий Зюганов, и повторил жест с «крылом», словно парадируя коллегу:
Прилетела, крыльями звеня …
Он согласен петь и дальше, видно, что помнит слова и готов петь, но уже его теснят товарищи – Григорий Явлинский и Борис Немцов, лидеры демократических «крыльев». Они выгибают тело, выпячивая грудь, затянутую белым пластроном, который пересекают шнурки галстуков. Первый поёт Явлинский, делающий широкий круговой жест левой рукой:
Выбери меня,
И тут же подхватывает Немцов, делая такой же жест, но уже рукой правой:
Выбери меня
Эх, жаль, что их текст получился таким коротеньким, но уже вперёд выступает генерал Лебедь. Он привык к военном мундиру и им двигает генеральская «жилка», поэтому слова песни немного напоминают приказ на штурм, тем более, что он поёт сочным басом, пусть и не совсем поставленным:
Птица счастья завтрашнего дня.
Каждому должно быть понятно, что это соответствует действительности, что лебедь – это на самом птица, которая может принести россиянам и счастье, и удачу. Но вперёд уже лезет следующий солист и уже тянет свой микрофон к губам и Лебедь шепчет – в сторону: Упал- отжался, но его не слышат. Геннадий Зюганов уже вопрошает, указывая куда-то вверх:
Сколько в звёздном небе серебра!
Сколько убедительности в этой фразе, но его уже оттесняет Жириновский, болезненно воспринимающий всякую конкуренцию, хотя эту песню все они поют вместе.
Завтра будет лучше, чем вчера.
И снова – в сторону – вполголоса: Однозначно, лучше. Но его реплику уже перекрыл своим интеллигентным баритоном Сергей Миронов:
Лучше, чем вчера,
А стоявший с ним рядом Рыбкин, стоящий на месте, но двигающийся всем своим телом, помогая руками, точнее – одной, в другой же – микрофон, куда он поёт:
Лучше, чем вчера.
Балетным шагом подплывает Григорий Явлинский, но, хотя стоит рядом, поворачивается всё же спиной, шевелит плечами и обещает залу:
Завтра будет лучше, чем вчера.
Каждый из них поёт, но и все остальные не стоят на месте, перемещаются по всей сцене, стараясь оказаться в самой выигрышной для себя позиции, подмигивая зрителям, посылая воздушные поцелуи зрительницам, старательно изображая из себя оракулов светлого Будущего, которое обязательно наступит, если изберут … понятно кого.
Ловко повернувшись, впереди оказывается Константин Титов. Звучит гитарный наигрыш, и Титов тут же это отмечает:
Где-то гитара звенит …
Оказавшийся рядом Сергей Бабурин обеими руками прикасается к своей груди, окантованной лацканами дипломатического смокинга:
Надёжное сердце любовь сохранит.
Бабурин делает руками широкие жесты, словно оделяет россиян своей любовью и … чуть не наталкивается на Немцова. Тот слегка насмешливо окидывает довольно симпатичного Бабурина взглядом – где уж тому равняться с плейбоем Немцовым, известным дамским угодником. И Немцов подтверждает свою репутацию, исполняя:
Сердце любовь сохранит.
Но тут из-за его плеча выплывает Григорий Явлинский. Раскинув руки, он делает оборот вокруг себя и, немного насмешливо (как и сам Немцов только что) поёт:
А птица удачи опять улетит …
Повторяемся, что всё это время, пока звучат такты музыки и кто-то солирует, остальные тоже не стоят на месте. Если сначала впереди были кандидаты, проверенные временем, то теперь на передний план пробиваются и молодые участники. Пусть они и не совсем молоды годами, но они энергичны.  Они не желают оставаться позади, на подтанцовке. Теперь вперёд выступил Навальный. Он пытается посмотреть в глаза каждому из зрителей (слушателей) и вкрадчиво, загадочно провозглашает:
Будет утро завтрашнего дня.
Ловким пируэтом впереди оказывается Максим Сурайкин. Он чуть смущённо улыбается, разводя руками:
Кто-то станет первым, а не я …
Кстати, это ведь непросто сделать, принародно признаться, что тебя могут обойти соперники. Значит, есть такая решимость. Есть такая смелость. Но в этих начинаниях Сурайкин не одинок. Вот подал голос Грудинин:
Кто-то, а не я,
Затем из-за его плеча выступил Титов. Он, улыбаясь, посмотрел на Николая, как бы сочувствуя тому, и тоже «признался»:
Кто-то, а не я.
И снова вперёд выступил Алексей Навальный, с широкой улыбкой на устах. Весьма куражливо он провозгласил (пропел):
Сложит песню завтрашнего дня.
Теперь в пятно прожекторного луча попала Ксения Собчак. Она одета в обтягивающее платье с тысячью блёсток. Она кажется змеёй и весьма хищно изгибается своим телом. В очках она напоминает опасную кобру, но, когда улыбается, обаяние берёт верх:
Нет на свете танца без огня.
Но Навальный вовсе не отступил в сторону, как это делал каждый из «певцов», то есть кандидатов. Он желает петь, солировать дальше. Он горд собою, своей энергией. Навальный, с придыханием:
Есть надежда в сердце у меня.
Разве может политик, проверенный временем, чтобы его обошёл какой-то там молодой выскочка. Не выдержав, вперёд выскакивает Жириновский. Он почти кричит, и это его крик напоминает стон (как там у Некрасова: этот стон песней зовётся):
Выбери меня,
Жириновского плечом оттирает Зюганов. Он не менее убедителен в своём крике:
Выбери меня,
Теперь уже его отодвигает Явлинский. Интеллигент, он в нужную минуту умеет проявлять твёрдость и даже жёсткость. Он улыбается, но эта улыбка напоминает в сполохах света оскал хищника:
Птица счастья завтрашнего дня.
Мы понимаем, что искусство связано с большими переживаниями. И снова вперёд выходит Собчак. Единственная среди прочих исполнителей женщина, она обольстительна и пользуется этим, обоими руками машет зрителям и сообщает им:
Где-то гитара звенит.
Конечно, Навальный её не обнимает, но хочет показать, что он здесь мачо, не хуже Бабурина и даже Немцова. Он смотрит зрителям прямо в глаза, словно каждому в отдельности:
Надёжное сердце любовь сохранит.
И опять «проверенные» политики оттирают его. Жириновский провозглашает зрителям:
Сердце любовь сохранит.
Ох уж этот Явлинский. И здесь он умудрился завершить наш суперхит всех времён и народов:
А птица удачи опять прилетит …
Песня закончена, но все участники, снова и снова, появляются на сцене, как театральная труппа. Они кланяются зрителям и ищут в их глазах восхищение собой. Они ведь не просто зрители, они ведь ещё и избиратели. Пища для политиков.
Интересно, есть ли ещё такая песня, где тоже политики поют. Пусть они лучше поют, чем поливают друг друга грязью. Её, то есть грязи, в нашей обычной жизни и так – с избытком …