К постижению сути масонства-23

Ион Жани
Несмотря на не однозначность версий происхождения человека, тем не менее, ученые сходятся во мнении, что стадии его дальнейшего развития были идентичные. Первыми прямоходящими прообразами людей были, так называемые, австралопитеки, которые общались между собой с помощью рук и были. Следующий этап эволюции произвел на свет питекантропа. Эти создания уже умели пользоваться огнем и подстраивать природу под собственные нужды (камни, шкуру, кости). Далее эволюция человека дошла до палеоантропа. В это время прообразы людей уже могли общаться звуками, мыслить коллективно.
Общепринято, что последним этапом эволюции до появления человека разумного стали неоантропы. Внешне практически они уже не отличались от современных людей. Они мастерили орудия труда, объединялись в племена, выбирали вождей, устраивали голосования, обряды. Собственно, с этого периода и начинается активный процесс социализации человека.
Здесь уместно попытаться дать определение- что есть человек? Да, на данный момент ученые дают человеку конкретное определение. Итак, человек - это биосоциальное существо, которое совмещает в себе интеллект и инстинкты. Издавна человек являлся предметом изучения наук о духе и природе. Между социологией и естествознанием до сих пор ведется диалог о проблеме бытия и обмен информацией. Следует отметить, что не один человек в мире является таким созданием. Подобное определение можно с натяжкой отнести и к некоторым представителям фауны на Земле. Современная наука четко разделяет биологию и сущность человека. Поисками границы между этими компонентами занимаются ведущие умы по всему миру. Науку, которая пытается заглядывать глубоко в сущность человека, выявляя его естественные и гуманитарные особенности и предпочтения назвали социобиологией . Целостный взгляд на социум невозможен без привлечения данных его социальной философии. Однако, конечно же,  многих людей по всему миру продолжает волновать самый главный вопрос – его происхождение, о чём мы размышляли выше.
Теперь, когда имеем определение человека, уместно разобраться в его социальной сущности, точнее, проследить вкратце путь его социализации.   Под социализацией человека, предполагается процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.
Таким образом, социализация - это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически, человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её. И, конечно, этот процесс имеет непосредственную зависимость от форм человеческого общежития, их взаимодействия между собой, самой природой, окружающим миром, в процессе жизнеобеспечения, как отдельного человека, так и человечества в целом.
Тут-то, нам не обойтись без размышлений о таком понятии, как общественно-экономическая формация человеческого общества. Наиболее общепринятым определением общественно-экономической формации, является то, что это стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею.
В свой черёд, под понятием производительные силы, следует понимать как совокупность средств производства, так и людей, занятых в производстве, систему субъективных и вещественных элементов, осуществляющих «обмен веществ» между человеком и природой в процессе общественного производства. Производительные силы выражают активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении и развитии её богатств, в ходе которого воспроизводятся условия существования человека и происходит убыстряющийся в рамках сменяющихся общественно-экономических формаций процесс становления и развития самого человека.
Производительные силы образуют ведущую сторону способа производства, основу развития общества. Каждой ступени развития производительных сил соответствуют определённые производственные отношения.
А под производственными отношениями следует понимать совокупность материальных, не зависящих от сознания людей, экономических отношений, в которые люди вступают между собой в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. Производственные отношения являются необходимой стороной общественного производства. «В производстве люди вступают в отношения не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определённые связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство».
Тут-то, давайте вновь вернёмся к тому, что называются общественно-экономические формации, которые позволяют в большей степени систематизировать понимание сути конструкции человеческого общежития.
И хотя на сегодняшний день не существует общепризнанной завершённой теории общественно-экономических формаций, тем не менее учёные умы вынуждены были сделать определённые выводы. В качестве основного критерия для характеристики той или иной общественно-экономической формации, в наиболее распространённом учении об этом, принято соответствие производственных отношений и форм собственности. Конечно, многие наверняка догадались, что речь идёт об учении Карла Генриха Мардехая Леви Маркса вывод, согласно которой, он выделял пять формаций:
• первобытно-общинную;
• рабовладельческую;
• феодальную;
• капиталистическую;
• коммунистическую.               
Эта концепция окончательно была сформулирована в популярном произведении Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», изданном ещё в 1884 году. Быть может, не лишним будет отметить, что после выхода статьи Иосифа Виссарионовича Сталина «О диалектическом и историческом материализме» в 1938 году, эта теория, подвергнутая некоторым существенным поправкам, тем не менее, получила широкую популярность среди многих мыслителей.  Здесь, конечно, не будем останавливаться  на сути корректировки Сталина.               
Итак, первобытно-общинный строй, также называемый Марксом, как первобытный коммунизм, характеризуется крайне низким уровнем экономического развития, используемые орудия примитивны, поэтому нет даже самой возможности производства прибавочного продукта. Классовое разделение невозможно. Средства производства находятся в общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, собственность - только коллективная. Уместно, наверное, здесь внести некоторую ясность относительно понятия прибавочный продукт. Да, понятие прибавочный продукт относится к марксистской политэкономии, и обозначает часть общественного продукта, создаваемая непосредственными производителями сверх необходимого продукта.  Видимо, далее нам не обойтись без напоминания об определении самого государства и общественного политического класса, которые возникли уже из недр первобытно-общинного строя.
Увы, ни в науке, ни в, так называемом, международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство».  Удивительно, что даже такая, вроде бы, уважаемая и общепризнанная крупнейшая международная организация, как Организация Объединённых Наций, не имеет полномочий определять, является ли то или иное образование государством или нет. Считается, что это вопрос сугубо международно-правового признания  другими государствами и правительствами. Тем не менее, нам придётся напомнить об одном из наиболее общепринятых определений государства. Итак, государство, это политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.  Конечно,  структура государств менялась на протяжении веков. Обобщённое предназначение современного государства заключается в поддержании верховенства закона, охране прав и свобод человека, поиска путей к смягчению и преодолению имеющихся противоречий между всевозможными общественными силами, к социальному компромиссу между различными слоями общества.
Уместно отметить, что количество государств, стабильно, имеет тенденцию к росту. Так, если в начале двадцатого века количество государств было пятьдесят, то на сегодняшний день их уже более двухсот пятидесяти, точнее, двести пятьдесят один. Как видим, мир быстро меняется, как и количество государств в нем. Тип государства определяется уровнем исторического развития его цивилизации, зависит и культурно-исторических традиций. Среди научной братии преобладают два главных методологических подхода к типологизации государств. Первый-это формационный, рассматривает тип государства в зависимости тех самых общественно-экономических отношений, о которых было упомянуто выше,- рабовладельческое, феодальное, буржуазное и коммунистическое (социалистическое). Второй подход-  цивилизационный, что классифицирует тип государства по основному уровню развития технологий,- аграрное, индустриальное, постиндустриальное и т. д.
Да, в отличии от первобытно-общинного строя, при рабовладении уже существует частная собственность на средства производства. Здесь непосредственным трудом занят отдельный класс рабов — людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия». Рабы трудятся, но не имеют собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов. Основным механизмом, побуждающим к труду, является насильственное принуждение, страх физической расправы рабовладельца над рабом.
Пожалуй, не будет лишним вспомнить о том, что из-себя представляет, так называемый, общественный класс? Конечно, существует множество определений класса. Наиболее лаконичным, пожалуй, является вот этот- класс, это большие группы людей, отличающиеся друг от друга по способам получения доли общественного богатства, по размерам той доли общественного богатства, которой они располагают, по их закрепленному и законам отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда. А вот, согласно наиболее общепринятой формулировке, класс-это один из основных  элементов социальной структуры, наряду с кастой и сословием. В теоретической социологии можно выделить три подхода к анализу классов: два из них берут начало в работах того же К. Маркса и М. Вебера, рассматривавших различные экономические факторы в качестве классо-образующих. Но, существует и альтернативный подход, представленный некоторыми современными исследованиями социальной стратификации, при котором, класс не определяется чисто экономически. К. Маркс рассматривал класс с точки зрения собственности на капитал и средства производства, разделяя население на владельцев собственности и неимущих, на буржуазию и пролетариат. Постоянное стремление буржуазии к извлечению прибыли влечет за собой эксплуатацию пролетариата и, как полагал Маркс, его растущее обнищание. В этих условиях у рабочих развивается классовое сознание, и пролетариат должен превратиться из "класса в себе" в "класс для себя", состоящий из рабочих, обладающих классовым мировоззрением и готовых вести классовую борьбу с капиталистами. В.И. Ленин определял классы как большие группы людей, отличающиеся друг от друга отношением к средствам производства, местом в системе производства, ролью в организации труда и размером и формой получаемых благ.

      Современные концепции класса часто противоречат марксистскому подходу. Отделение собственности на капитал от менеджмента и контроля над индустрией превращает "отсутствие собственности" в такую широкую категорию, что при ее использовании невозможно провести различие между группами, занимающими разные экономические позиции, например, между менеджерами и рядовыми рабочими. М. Вебер разделял население на классы в соответствии с экономическими различиями в рыночной позиции. Одним из оснований рыночной позиции является капитал, а другими - квалификация, образование и статус (социальное уважение). Вебер различал четыре класса: класс собственников; класс интеллектуалов, администраторов и менеджеров; традиционный мелкобуржуазный класс мелких собственников и торговцев;  рабочий класс. Социологи, разрабатывающие альтернативные подходы к анализу классов, полагают, что индивиды в современном обществе могут классифицироваться на основании внеэкономических факторов, таких как профессия, религия, образование, этническая принадлежность.
        Пожалуй, нам следует особо запомнить именно классификацию Вебера, которая нам понадобится, когда мы окончательно перейдём к раскрытию темы нашего исследования….

Продолжение следует…