Программа тренинга идентификации эмоций

Суханова
Программа тренинга

Тема: «Я и эмоции».

Цель: развитие распознавания лицевой экспрессии и обучение навыкам управления собственными эмоциональными состояниями, а также эмоциями и чувствами других людей.

Задачи:

1. формирование осознания собственных эмоций;

2. обучение адекватным способам выражения эмоций;

3. развитие способности распознавания эмоций по мимике;

Структура тренинга:

I. Вводная часть (разминка)

II. Основная часть (рабочая)

III. Заключение (рефлексия)

Общее время: 1 час 30 минут.

Оборудование и материалы: карандаши, ручки, листы бумаги, зеркало


I. Вводная часть

Цель: повышение уровня общей осведомленности об эмоциональных состояниях.

1. Мини-лекция.

Эмоции – это субъективные реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не испытывая эмоций – мы не будем настоящими людьми. Эмоции мотивируют, они мобилизуют энергию, они регулируют или фильтруют наше восприятие. По механизму происхождения эмоции связаны с инстинктами. А управляем мы ими с помощью нашего интеллекта. Отсюда название ЭИ - эмоциональный интеллект

2. Упражнение «Прогноз погоды»

«Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас "плохая погода" или "штормовое предупреждение", а может быть, для вас светит солнце».


II. Основная часть (рабочая)

1. Мини-лекция

Способность по физическому состоянию и внутреннему диалогу определять, какую именно эмоцию вы испытываете в данный момент; соотносить эту эмоцию с ее названием; определять, из каких базовых эмоций состоит испытываемая сложная эмоция; осознавать изменение интенсивности эмоции и переходы от одной эмоции к другой - «Я чувствую, следовательно, я мыслю, следовательно, я существую».
Но многие люди не могут даже подобрать слов, для того чтобы описать, как они себя чувствуют.
Мы понимаем значение слов академически, но у нас сразу же возникают трудности, когда мы пытаемся определить, что переживаем в конкретный момент. Если вы не знаете, какая эмоция руководит вами, вы не можете контролировать себя.
Ваша первая задача — распознать эмоциональную реакцию,а значит, дать ей название, затем определить ее источник — что заставило ваш мозг отреагировать таким образом, — и уже после этого вы будете способны оценить варианты возможных действий и предпринять их.

2. Упражнение «Самопроверка»

Каждый участник на листе бумаги пишет ответы на вопросы. Далее может проходить рефлексия (по желанию участников).

Подумайте, какое личностное содержание обычно передается партнерам в ваших эмоциях:

доброжелательность или зловредность

доверчивость или подозрительность

радушие или ехидство

простота или высокомерие

порядочность или сволочизм

миролюбие или агрессия

спокойствие или нервозность

оптимизм или пессимизм

великодушие или скопидомство

Итак, что вы можете сказать о личностном компоненте своих эмоций: Как вы смеетесь: хи-хи, ха-ха, хо-хо, хе-хе или как-то иначе?

Как вы сердитесь: со злостью, добродушно ворчите или оскорбляете партнера?

Как вы жалуетесь: пытаясь найти сочувствие, обвиняя кого-либо, нападая при этом или переживая чувство неловкости?

Как вы требуете: воодушевляя или принижая партнера, категорично или допуская возражения, поощряя или укоряя личность?

Как вы делаете замечания: уважая или обижая партнера, спокойно или раздраженно, терпеливо или нетерпеливо, в мягкой или жесткой форме?

Как вы реагируете на критику, агрессивно, зло, раздраженно или с чувством юмора, а может быть, с искренней признательностью?

Как вы отзываетесь о большинстве своих коллег, с чувством зависти, обиды, неудовлетворенности или благожелательно?

Как вы реагируете на недомогающего близкого человека: с раздражением, стараясь скорее отделаться от него или с сочувствием, пониманием, с готовностью помочь?

3. Невербальные средства выражения эмоций

Проверьте Себя:

Ваши глаза. Их выражение искреннее, доброжелательное и приветливое или напряженное и испытующее?

Мышцы вашего лица. Они напряжены (выражают неодобрение, озабоченность) или расслаблены? Можете ли вы непринужденно улыбнуться глазами и губами?

Руки. Ваши руки скрещены? Жестикулируете ли вы ими? Разомкнуты ли они (выражая одобрение, готовность помочь и хорошее отношение), спокойны ли ваши жесты?

Поза. Вы смотрите в пол? Вы располагаетесь слишком далеко или слишком близко? Ваша поза выражает открытость или замкнутость?


Мини-лекция:

П. Экман и К. Изард описали мимические признаки первичных, или базовых эмоций (радость, горе, отвращение-презрение, удивление, гнев, страх) и выделили три автономные зоны лица: область лба и бровей, область глаз (глаза, веки, основание носа) и нижняя часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок). Проведенные исследования позволили разработать своеобразные «формулы» мимических выражений, фиксирующих характерные изменения в каждой из трех зон лица (таблица 1), а также сконструировать фотоэталоны мимических выражений ряда эмоций.

Характерные мимические изменения для различных эмоций (соответственно трем зонам лица) ТАБЛИЦА 1

                Страх

o 1. Брови подняты и сдвинуты. Морщины только в центре лба

o 2. Верхние веки подняты так, что видна склера, а нижние приподняты и

напряжены

o 3. Рот раскрыт, губы растянуты и напряжены

                Удивление

o 1. Брови высоко подняты и округлены. Горизонтальные морщины

пересекают весь лоб

o 2. Верхние веки подняты, а нижние опущены так, что над наружной

оболочкой видна склера

o 3. Рот раскрыт, губы и зубы разъединены, напряжения или натяжения в

области рта нет

                Радость

o 1. Брови и лоб спокойные
o 2. Верхние веки спокойные, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки. У наружного края уголков глаз морщинки - «гусиные лапки» o 3. Рот раскрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты. От носа к внешнему краю губ тянутся морщинки - носогубные складки

                Гнев

o 1. Брови опущены и сведены, между бровями вертикальные складки

o 2. Верхние веки наряжены, нижние веки напряжены и приподняты

o 3. Рот закрыт, губы сжаты

                Отвращение

o 1. Брови слегка опущены

o 2. Верхние веки опущены, нижние веки приподняты, но не напряжены;

под нижними веками морщинки

o 3. Нос наморщен. Рот закрыт. Верхняя губа поднята, нижняя губа также

поднята и выдвинута вверх по направлению к верхней губе

                Горе

o 1. Внутренние уголки бровей подняты вверх

o 2. Внутренние уголки верхних век приподняты

o 3. Рот закрыт, уголки губ опущены, напряжения или натяжения в

области рта нет




4. Упражнение «Вырази эмоцию»

В первой стопке – карточки с эмоциями, во второй – название разных частей тела. Каждый участник выбирает любые две карточки из двух стопок. Затем по очереди, участники соотносят выбранные карточки и пытаются выразить ту или иную эмоцию с
помощью выбранной части тела. Следует раскрепоститься и позволить себе быть свободным в проявлении мимики и пантомимики и не бояться казаться немного смешным.

Эмоции:                Части тела:

Горе                Лицо

Радость                Нога

Гордость                Спина

Гнев                Рука

Удивление                Плечи

5. Упражнение «Тренировка мимики»

Заранее подготавливаются зеркала. Участникам дается задание отрепетировать при помощи зеркала по своему выбору несколько мимических выражений. Предлагается выразить с помощью лица не просто отдельную эмоцию, а эмоцию с некоторым оттенком (любовь с оттенком недоверия, счастье с оттенком печали, восхищение с оттенком ревности, гордость с оттенком печали, радость с оттенком безнадежности).

6. Упражнение «Словарь эмоций»

Составление словаря эмоций и чувств используется с целью определения, знают ли участники признаки основных видов эмоций, выраженных через слово. К словам «радость», «страх», «горе» и др. нужно подобрать как можно больше синонимов, то есть слов, равнозначных им по смыслу.

7 Упражнение «Угадай эмоцию»

Предъявляется 10 фотографий девушки (фото к публикации)  и дается задание по ее мимике опознать изображенные эмоции.