Бодрость духа, грация и пластика

Максим Оленев
Стоит ли говорить о том, что мирная жизнь расслабляет? Думаю, это понимает абсолютно каждый. Возьмем, хотя бы обыкновенную зарядку. Заставляя себя каждый день делать ее по утрам, мы тренируем собственный организм, приучаем его к преодолению различных трудностей, закаляем в конце концов. Плюс, естественно, усиливаем собственную волю. Точно также происходит и в обычной жизни. Не имея войны «военный организм» постепенно расхолаживается, без громких побед и удач армия теряет свой боевой дух. Здесь, как в спорте – одно дело тренировочные и выставочные матчи, а другое – напряженный турнир с сильными соперниками.
Нет. Это не пропаганда войны (я еще не сошел с ума), а лишь констатация прискорбного исторического факта. Оружие на стене должно стрелять, иначе оно заржавеет.

****

В противном случае некогда грозные и воинственные племена превращаются в пугливых, мнительных и робких торговцев, чей удел находиться под пятой сильных и благополучных соседей. Другой вопрос, а стоит ли таких «опустившихся» использовать в своих интересах, разбавлять ими свою славную армию, заведомо уменьшая ее боевые способности?
Это видно из Доклада начальника Управления по делам о воинской повинности Министерства внутренних дел тайного советника С.А. Куколь-Яснопольского от 11 августа 1910 года . В нем дается характеристика киргиз-кайсакам Сыр-Дарьинской и Акмолинской областей, которых русское правительство решило привлечь к исполнению воинской повинности:
«… Крайне дикие и недисциплинированные киргизы далеко не приобщены еще к русской государственности, не признают обязанности защищать Россию, преданность их нам очень сомнительна, войсковые части, куда они поступили бы, не нашли бы в них надежных верных солдат, выпущенные в запас они в мирное время явились бы угрозой для спокойствия русских поселенцев, а в военное время нельзя было бы с уверенностью рассчитывать на то, что они не пополнят рядов неприятеля…».
Тайный советник «раскрывает секрет», благодаря чему русским удалось закрепиться в этом регионе:
«… Развившаяся за несколько десятилетий вынужденной мирной жизни трусость и отсутствие военных знаний у киргиз, помогает горстке русских людей держать в узде несколько таких уездов, как Иргиз и Тургайск. Малейшее ослабление этой узды породит явление, в вроде избиения русских и грабежа на ярмарке в г. Тургае 27 мая 1908 года…».
Любопытным является и заключение этого доклада, в котором Куколь-Яснопольский поддерживает вывод тридцатилетней давности:
«… Вполне верным и ныне остается взгляд, высказанный генералом Кауфманом еще в 1880 году: «задачей настоящей минуты является превращение туземного населения (киргиз) в мирных землевладельцев, промышленников, торговцев, высоко ценящих блага мира и покоя, а никак не воинов…».

****

Читая подобные умозаключения наших генералов и чиновников, невольно задумываешься над таким вопросом – что еще, кроме численности (при отсутствии военных знаний и умений), так способствовало монгольским средневековым завоеваниям?