Почему христианство пошло на запад

Борис Крылов
                Паситесь, мирные народы!
                Вас не разбудит чести клич.
                К чему стадам дары свободы?
                Их должно резать или стричь.
                Наследство их из рода в роды
                Ярмо с гремушками да бич.
                А.С. Пушкин

     Христианство, зародившееся в Иудее в первом веке, в настоящее время является главной религией  Европы, Америки и Австралии, но сами евреи, хотя и породили христианство, как были изначально, так и остались приверженцами иудаизма. 
Трудным было время начала христианства для иудеев, не успели освободиться от владычества Парфянского царства, как  были завоеваны римлянами.  Римская оккупация оказалась намного тяжелее парфянской зависимости, ибо парфяне (персы) были людьми восточными, как и иудеи, римляне же были чуждым западным народом, который ел свинину и поклонялся множеству богов, да и поклонялся без страха. В период римской оккупации  иудеям приходилось несладко. С I века н.э. они были обязаны совершать жертвоприношения и молиться во благо императора ежедневно, выплачивать огромные налоги, а также передать иерусалимский Храм  священникам - римским ставленникам, что было неприемлемо для правоверных иудеев. 
Для римлян Иудея тоже не была подарком, фанатично религиозный народ, поклонявшийся богу единому, невзирая на подчиненное положение,  относился к римлянам с презрением, которого не скрывал. Римляне для иудеев были  язычниками, людьми второстепенными, не заслуживающими уважения.  Поэтому и римляне  относились к иудеям намного  жестче, чем к другим завоеванным народам.
Иудеи вынужденно подчинялись,  но не терпели одного, если римляне неуважительно отзывались об их боге,  такое кощунство неминуемо наказывалось смертью. Среди  иудейских ортодоксов в то время существовала секта сикариев (кинжальщиков). Фактически это были первые террористы-смертники, они карали, чаще всего прилюдно, римлян,  неуважительно отозвавшихся об иудейской вере и боге едином.  Закалывали кинжалами, погибали и сами, но поругание своей веры не оставляли без наказания. А наказание было одно – смерть.  Непримиримость еврейской веры привела к тому, что Рим  нещадно эксплуатировал иудеев, намного сильнее, чем другие завоеванные народы.

      Такое положение неминуемо вело к бунту.  Первое восстание иудеев  началось в середине 1-го века Н.Э., продолжалось несколько лет, было подавлено римлянами в 70-м году Н.Э. и завершилось взятием Иерусалима и почти полным его разрушением.
Второе восстание произошло полвека спустя, когда римляне вели  завоевание Междуречья, на востоке от Палестины. Все римские силы были брошены туда, чем и воспользовались восставшие.  Восстание продолжалось более десяти лет, и римляне смогли подавить его, лишь полностью оставив Междуречье и направив войска на подавление  восставших.  Подавив восстание, Рим вознамерился полностью избавиться  от возможности его повторений, в 135-м году иудеи были изгнаны с территории Палестины, и возвращение каралось смертной казнью.  Так началось рассеяние еврейского народа, он был лишен родины. На месте Иерусалима был выстроен римский город Капитолинна и заселен иноплеменными народами.
   
   Рассеянные иудеи уже не могли в открытую противостоять Риму, но они сохранили свою веру и продолжали исполнять ее заповеди, которые  были  законами  их  повседневной жизни.  Главной  священной книгой иудаизма является Тора – Пятикнижие  Моисеево, пять первых книг Ветхого завета: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.
Основой и отличительной чертой иудаизма от других  религий того времени был  монотеизм – признание бога единого именем  Яхве, (Иегова, или Саваоф  в греческом переводе).  Бог единый был всемогущ, непререкаем, и даже жесток, что отмечено в двух первых из десяти заповедей, полученных Моисеем от бога в виде каменных скрижалей (пластин с написанным на них  текстом) на горе Синай:
 -  1-я – «Я господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.  Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим».
 2-я – «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им: ибо я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня. И творящий милость до тысячи родов любящим меня и соблюдающим заповеди Мои»  Исход, глава 20, стихи 1-6.
3-я заповедь «не поминай имя господа всуе», 4-я «соблюдай день саббат (суббота, священный день недели иудеев) и 5-я «почитай родителей своих»
Остальные на слуху, но почему-то первой у тех, кто не читал Библии, считается «не убий», хотя она лишь 6-я, и далее: «не прелюбодействуй», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и 10-я «не будь завистлив (дословно: « Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни вола его, ни осла его,  ничего,  что у ближнего твоего»)  Исход, гл.20,  ст.17.
Эти же десять заповедей (десятисловие) дословно повторяются во Второзаконии,     гл. 5, ст. 6 -21.
   
 Другие заповеди уже дает Моисей от имени бога, основная заповедь многократно повторяет 2-ю десятисловия, чтобы иудеи не прельстились служить другим богам.
 «Не последуйте иным богам, богам тех народов, которые будут вокруг вас; ибо Господь, Бог твой, который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли». Второзаконие, гл. 6, ст. 14-15. 
И еще «Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево»  гл. 5, ст. 32. Что-то напоминает: «шаг вправо, шаг влево…».
     За уклонение же от заповедей и поклонение чужим богам бог единый повелевает наказывать смертью – «Если будет уговаривать тебя брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на ложе твоем… говоря: «пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои»… то не соглашайся с ним и не слушай его … не жалей его и не прикрывай его; но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа. Побей его камнями до смерти; ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего…»  Второзаконие, гл. 13. ст. 6-10.
     Также многократно повторяется напоминание о богоизбранности иудеев:  «А вас взял Господь и вывел вас из печи железной, из Египта, чтобы вы были народом Его удела, как это ныне видно» Второзаконие, гл. 4, ст. 20; 
«Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле»  гл. 7, ст. 6;  «И истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, дает тебе; да не пощадит их глаз твой; и не служи богам их; ибо это сеть  для тебя»  гл. 7, ст. 16.  Ну, а как Израиль истребит их, уже было: «И предал его (царя Сигона) Господь, Бог наш, в руки наши,  и мы поразили его и сынов его и весь народ его. И взяли в то время все города его, и предали заклятию все города, мужчин и женщин и детей,  не оставили никого в живых»  Второзаконие, гл. 2, ст. 33, 34.
«Если ты, когда перейдете за Иордан, будете слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня: то Господь, Бог твой, поставит тебя выше всех народов земли»  Второзаконие, гл. 28. ст. 1.

    Есть весьма интересные по поводу прощения долгов в седьмой год: «В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего  или с брата своего; ибо провозглашено прощение ради Господа. С иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего (еврея) прости»  Второзаконие, гл. 15, ст. 1-3.


     Есть заповедь, которую иудеи (евреи) исполняют с особым усердием до настоящего времени:  « Если только будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и стараться исполнять все заповеди сии, которые я сегодня заповедую тебе: Ибо  Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты будешь давать взаймы многим народам. А сам не будешь брать взаймы; и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать» Второзаконие, гл. 15, ст. 5-6.
     По поводу данной заповеди может возникнуть возражение, что она и не заповедь вовсе, потому что Моисей говорит «будешь», а не  «должен». И здесь можно впасть в словесную казуистику, много говорить и ни к чему не придти.  Но слово «будешь» предполагает, что опыт дачи взаймы, и не просто взаймы, но в рост, уже есть  «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост. Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всем…»  Вт., гл. 23, ст. 19,20.  Значит, Моисей не сомневается, что будут иудеи отдавать в рост, станут ростовщиками, но только для иноземцев.

    Затем идут наставления, какую пищу можно употреблять и как  проводить пожертвования богу.
    Как наказывать за лжесвидетельство: «То сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и так истреби зло из среды себя. И прочие услышат, и убоятся, и не станут делать такое зло среди тебя. Да не пощадит его глаз твой: душу за душу, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» Второзаконие, гл. 19, ст.19-21.

   А вот еще, весьма  странная заповедь: «Когда дерутся между собою мужчины, и жена одного подойдет, чтобы отнять мужа своего из рук биющего его, и, протянув руку свою, схватит его за срамный уд: то отсеки руку ее; да не пощадит ее глаз твой» Второзаконие, гл. 25, ст. 11,12.

    Что еще весьма значительно, иудейский бог не обещает никакой жизни вечной в царствии небесном, но реальный рай на обетованной земле при условии исполнения заповедей – «Благословен ты в городе, и благословен в поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод  твоих волов, и плод овец твоих.  Благословенны житницы твои и кладовые твои».  Второзаконие, гл. 28, ст. 3-5.

    Как видим, иудейский бог Ветхого завета был всемогущ, непогрешим, ревнив по отношению к другим верованиям, суров и даже жесток по отношению к отступникам. Он грозил смертными карами за отступничество, и они были не просто угрозами,  исполнение кар самими иудеями было законом их религии и самой жизни. Это были не угрозы ада после смерти, но неминуемая и прямая кара смертью за отступничество.

     И в это время, накануне первого восстания, когда страсти кипели на пределе, вдруг появляется пророк Иисус из Назарета (Иисус – греч. Спаситель, Иешуа – ивр. Господь есть спасение),  проповедующий любовь не только к ближнему, но и дальнему,  примиряющий с иноземным владычеством,  призывающий к покорности, за что обещает царствие небесное и вечную жизнь после юдоли земной.

     Мог ли он вести такие проповеди, когда уже дозревал бунт против римского владычества?

   При всей гуманности христианства, при всем его миролюбии и благородной жертвенности, оно несло в себе некоторые разрушительные посылы, отмеченные в Евангелиях  Нового завета. Рассмотрим некоторые из них, произнесенные Христом в нагорной проповеди.

    «А  Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» Евангелие  от Матфея, гл. 5, ст. 39-41.
    Богословское толкование заповеди означает, что Христос  призывал не повторять зло совершенное над тобой, ибо ответив на зло, ты приумножишь злые дела на земле. Покорившись же (подставив другую щеку)  понесешь себя на алтарь жертвы, что не многим дано, и воздастся тебе в Царствии небесном.  Но смотрим дальше: если захотят что-то отнять у тебя, отдай все что имеешь. А принудят (не позовут, а именно принудят) тебя на какое-то дело, не спрашивай какое, иди. Фактически -  покорность доведенная  до абсурда, до отказа от главного закона жизни - самосохранения.

    «А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите  ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных»   Ев. От Матф. Гл. 5, ст. 44, 45.

    Посыл понятен, но возможно ли человеку подняться до уровня бога?
 
    «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец наш Небесный питает их.  Вы не гораздо ли лучше их?»  Евангелие  от Матфея, гл. 6, ст. 26
«Итак,  не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» там же, ст.34.
В богословском толковании  эта заповедь означает любовь бога к своим чадам, и что он никогда не оставит верующих без своей заботы. Но фактически эта заповедь противоречит главному принципу развития цивилизаций, люди становились независимыми от катаклизмов природы именно потому, что заботились о завтрашнем дне, строили жилища и создавали запасы пищи. Прямое же понимание заповеди порождало нищенство, юродство и откровенное нахлебничество.

    «Не судите, да не судимы будете;  ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить»  Матфея, гл. 7, ст. 1,2,
В богословском  толковании заповедь означает критическое отношение прежде всего к самому себе, стремление к праведности и доброму отношению к ближним. Но в ней присутствует  скрытый посыл, принимаемый некоторыми людьми подсознательно: я никого не осужу, и меня никто не осудит за все мои ошибки и прегрешения вольные и невольные.  И в итоге получается попустительство проступкам, грехам и, как крайний случай, не осуждение преступления.

    При этом Христос  проповедуя от имени бога-отца  иногда допускает кощунственные высказывания против заповедей Ветхого завета: «И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; Посему Сын Человеческий (Христос)  есть господин для субботы» - Ев. От Марка, гл. 2, ст. 27, 28.

    Простили бы ему такое кощунство верующие в Иегову?

    К тому же не всегда Христа принимали как божьего пророка, хотя он совершал чудеса на их глазах. Некоторые  (не книжники и фарисеи)  простые люди отвергали его – «И вот, весь город вышел навстречу Иисусу и, увидевшие Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их» - Ев. от Матф., гл.8, ст. 34.

     Итак, как видим, казнь Христа была вполне закономерна, тем более что он сам стремился  принести себя в жертву во имя искупления грехов всего человечества, что закономерно вытекает из  его проповедей.  При этом  в своем  подвижничестве  он  никогда напрямую не называет себя сыном бога, но наоборот сыном человеческим, бог же отец для него такой же отец,  как и для всех верующих.

     Далее идеи Христа  распространяют его ученики-апостолы числом двенадцать. После вознесения Христа на 40-й день среди апостолов первым становится Петр.  Он  негласно руководит остальными и они несут слово Христа иудеям и прочим народам. Позже среди них появляется Павел (Савл), которому Христос является по дороге в Дамаск. До этого Савл был ярым гонителем  христиан, но после божьего ему явления становится  столь же усердным проповедником идей Христа.
     Вначале апостолы проповедуют устно, прежде в Иудее, но, не найдя здесь понимания и признания, перемещаются на север  (Сирию),на запад, в Македонию (Грецию) и Италию, и, наконец, ведущие проповедники Петр и Павел поселяются в сердце империи, в Риме.
     Позже появляются письменные послания апостолов и, наконец, пишутся евангелия (благие вести о Христе). Книги Нового завета пишутся на древнегреческом, в отличие от Ветхого завета, написанного на древнееврейском (и частично на арамейском).

Почему?

   Согласно книге Нового завета «Деяния святых апостолов»  проповеди слова Христова приобщают к Новому завету все новых и новых сторонников, многие из новообращенных причащаются Духа святого и сами становятся проповедниками. Но далеко не всегда  слово Христа принимается иудеями, среди них много ярых сторонников Ветхого завета, они не признают в Христе сына бога, всячески препятствуют апостолам, клевещут на них, избивают, заключают в тюрьмы и требуют от римских правителей и их ставленников казни проповедующих слово Христово: «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих церкви, чтобы сделать им зло,  и убил Иакова, брата Иоаннова, мечем; видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, …  и, задержав его, посадил в темницу…»  Деяния, гл. 12, ст. 1-4.
   «Между тем, во время проконсульства Галлиона в Ахани, напали Иудеи единодушно на Павла и привели его пред судилище, говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону»  Деян. Гл. 18, ст. 12,13.
«С наступлением дня некоторые Иудеи сделали умысел и заклялись не есть и не пить, доколе не убьют Павла»  Деян. Гл.23, ст. 12.
Неверие иудеев, приверженцев Ветхого завета, вполне понятно: старозаветный бог обещал рай на земле обетованной для живых, в то время как Христос завещал царствие небесное и вечную жизнь после ухода из жизни земной.  Более того, Моисей  завещал  ссужать деньги в рост, т.е. копить богатство, а Христос указал: «Иисус же сказал ученикам своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное…»  Ев. от Матфея гл.19, ст. 23.
   Результатом деяний святых апостолов стало то, что среди новообращенных было более язычников, нежели иудеев. – «Целый год собирались они (апостолы Варнава и Савл) в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии (Сирия) в первый раз стали называться Христианами» - Деян. Гл. 11, ст. 26.  .
Когда же в Риме  Павел призвал к себе  тамошних иудеев чтобы возвестить им слово Христово, они не приняли его. – «Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат. Когда он сказал это, Иудеи ушли, много споря между собою». – Деян. Гл. 28. ст. 28, 29.

   С момента появления христианских общин, на христиан сразу же начались гонения.  Вначале иудеями, которые не принимали новозаветные проповеди, поскольку они  принижали богоизбранность  евреев и приравнивали их с язычниками, принявшими Христа. В этот период христиане не отделялись от иудаизма. Х.Гонсалес в книге «История христианства» пишет: «Ранние христиане не считали себя последователями новой религии. Они были иудеями, и главным, что отличало их от остальных приверженцев иудаизма, была их уверенность в уже свершившемся пришествии Мессии – тогда как прочие иудеи все еще продолжали ожидать этого пришествия. Поэтому христианское послание евреям не призывало их отказаться от иудейства. Наоборот, с наступлением мессианской эпохи они должны были стать еще более совершенными иудеями... Для ранних христиан иудаизм был не соперником христианства, а все той же, прежней верой». Для тех иудеев, которые отвергли Иисуса как Мессию, христианство также не было новой религией, они видели в нем лишь еще одно религиозное ответвление. Поэтому последователей Иисуса Христа изначально преследуют именно иудейские власти и их сторонники, а римские власти порой даже защищают христиан от их гонителей. Сами римляне считали гонения  иудеев на христиан сугубо внутренним религиозным конфликтом в среде иудейского вероисповедания. 

   Первые гонения на христиан  римлянами начались при императоре Нероне, он обвинил их в поджоге  Рима  (64 г НЭ). Этого обвинения было достаточно, чтобы римский плебс, уже давно с подозрением относившийся к христианам за их упорство в своей вере,  начал погромы церквей и убийства христиан.
Впервые Рим законодательно закрепил преследования на христиан при императоре Траяне (98-117 гг. НЭ),  он определил «не разыскивать христиан и не принимать против них анонимных доносов; но, если их будут обвинять законным образом и по расследовании они окажутся упорными в своем суеверии  (вере в Христа), подвергать их смертной казни».  Этого определения относительно христиан держались и ближайшие преемники Траяна.  Но преследования того периода  были  незначительными в сравнении с теми, что происходили  в период правления Марка Аврелия (161-180 гг. НЭ).   М. Аврелий презирал христиан, как философ-стоик, и ненавидел их, как правитель, заботящийся о благосостоянии государства. Поэтому он предписал разыскивать христиан и определил пытать и мучить их, чтобы отвратить от суеверия и упорства; остававшиеся твердыми подвергались смертной казни. 


   Во время казней христиане вели себя и покорно и мужественно, преддверие жизни вечной и повторение подвига Христа ставило их духовно выше палачей, тем более, любопытных зрителей.  Бывали  непостижимые чудеса: в цирках, местах гладиаторских боев, где христиан травили львами,  случалось, что берберийские львы, специально долго не кормленные, выгнанные из клеток пиками и даже раскаленным железом, не трогали христиан, которые в это время молились, покорно ожидая смерти.  Такие  моменты повергали зрителей в паническое беспокойство, и в сердцах просвещенных патрициев и особенно патрицианок  вспыхивала вера в правоту приговоренных. Но ненасытный плебс, требовал крови и зрелищ, львов сменяли палачи.

    Упорство христиан в своей вере и  стойкость  при казнях в принятии смерти  неминуемо вело к  торжеству и победе их веры. Ибо побеждает не сильный, побеждает упорный, который  идет до конца, презирая смерть.

    В короткое царствование Максимина (235-238) и нерасположение императора, и фанатизм черни, возбужденной против христиан разными бедствиями, были причиною жестоких преследований во многих провинциях. При Валериане (253-260)  правительство обращало особенное внимание на христиан из привилегированных сословий и, прежде всего, на предстоятелей и руководителей христианского общества, епископов.   Однако постепенно крепло убеждение в невозможности достигнуть уничтожения христианства.  Дело в том, что к концу 3-го века НЭ  христианство приняли  многие высокопоставленные римские граждане, более того,  христианство глубоко проникло в  армию.

     Самое жестокое гонение христиане пережили при Диактелиане, он решил расправиться с теми религиозными течениями, которые, по его мнению, могли составить оппозицию его личному культу. В 303 г. он издал постановление, запрещавшее по всей империи христианские богослужения. Церковные здания сносились, имущество христиан конфисковалось. Из армии и госаппарата были изгнаны все люди, подозревавшиеся в принадлежности к христианству, многие были казнены, христианские книги сжигались. Репрессии, направленные на христиан, при всей своей массовости не принесли желаемого результата. Напротив, преследования со стороны всесильного императора вызывали сочувствие к христианам. Церковь к тому времени была достаточно организована, чтобы спасать свои книги, обеспечивать убежище скрывавшимся, оказывать помощь пострадавшим и их семьям. Никакой альтернативы христианству как идеологии Диоклетиан противопоставить не мог. В 305 г. Диоклетиан отрёкся от власти, а в 311 г. один из его преемников, Галерий, вынужден был преследования отменить. Через два года правители Константин и Лициний, в разгар борьбы за единоличную власть, приняли постановление, легализирующее христианскую церковь (Миланский эдикт). Христианство начинает приобретать решающее значение в идеологической жизни империи, а христианская церковь постепенно превращается в церковь  преобладающую  по численности последователей.
       В следующем, 313 г. Константин издал эдикт о свободном исповедании христианства гражданами Римской империи, благодаря чему оно из религии гонимой начало превращаться в господствующую.
В 325 году  под руководством Константина Великого, тогда еще не крещенного, прошел Первый вселенский Никейский собор, который осудил арианство как ересь, принял символ веры – «Бог Сын единосущный Бога Отца», принял новую дату пасхи.  Позже божественный день суббота был заменен  на воскресенье.  7 марта 321 года Константин  Великий провозгласил воскресенье днем отдыха (до эдикта Константина граждане Римской империи отмечали в этот день – «день Солнца»). Так христианство  окончательно размежевалось с иудаизмом.
         Последнюю попытку противостоять христианству сделал император Юлиан. В 360 г. армия провозгласила Юлиана императором, а через год после смерти Констанция, сына императора Константина, он стал правителем всей огромной державы. Юлиан сразу же объявил о своей приверженности древнему культу. Будучи образованным человеком, он увлекался неоплатонизмом и пытался противопоставить его в качестве своеобразного религиозно-философского учения христианству. Но Юлиану не суждено было довести свои реформы до конца: он погиб в битве с персами, процарствовав всего два с половиной года.
        Последующие императоры уже без исключения поддерживали христианство. В 391 г. император Феодосий I издал указ, запрещающий поклоняться языческим богам. Древние храмы были закрыты, многие святилища разграблены, а огонь, горевший в храме Весты в Риме, потушен. Теперь уже язычники подвергались гонениям со стороны государства. Имущество разрушенных языческих храмов было конфисковано, а земельные владения переданы христианским церквям. Теперь христианская толпа начала устраивать погромы, но церковь преследовала не только язычников, ортодоксальные епископы продолжали преследовать всех, кто не разделял принятый на Никейском соборе символ веры.

    Христианство крепнет, и первый захват и разграбление Рима вестготами под предводительством Алариха в 410 году никак не повлиял на целостность церквей и самих  римских христианских иерархов, они сумели договориться  с завоевателями, и Аларих приказал храмы и их  имущество не трогать. Христианская церковь продолжала решать свои внутренние проблемы, в частности борьбу с еретиками. 

      В 419 г. на соборе в Карфагене был окончательно утверждён канонический список книг Нового завета, а затем в Восточной Римской империи был определён и список христианских сочинений, которые объявлялись отрешёнными, т.е. “запрещёнными”. В течение IV в. происходило дальнейшее укрепление церковной организации и официальное оформление церковной иерархии. В руках церкви скапливаются огромные богатства. К началу V в. она становится крупнейшим землевладельцем за счёт конфискованных владений языческих храмов, покупки земли и дарений.
   
  В 395 г. Римская империя была формально разделена на две части – Западную и Восточную. Восточная Римская империя (Византия), более богатая и меньше подвергавшаяся опустошительным набегам варваров, просуществовала ещё почти тысячу лет. Судьба Западной империи была иной. Уже в 410 г. племя готов вторглось в Италию. Готы захватили и разграбили Рим. Но после ухода завоевателей   Рим смог оправиться и восстановить государственную власть, а в 455 г. Рим подвергся новому разгрому, от племени вандалов. На этот раз Рим уже не смог восстановить прежнюю государственность, на территории империи стали возникать королевства варваров.
Итак, Рим пал, римские легионы, ранее легко покорявшие варваров, и всего лишь  сотню лет назад сумевшие остановить орды гуннов под предводительством Аттилы  (бича божьего), теперь, принявшие пацифизм христианства, покорно уступили  своим прежним данникам.
    Здесь можно вспомнить Откровение Иоанна Богослова  (Апокалипсис), и видения евангелиста, которые он в нем описал.  «И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и … сказал мне: подойди, я покажу  тебе суд над великою блудницею… С нею блудодействовали цари земные.. и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненному именами, богохульными, с семью головами и десятью рогами»   Откровение, гл. 17, ст. 1-3.  «И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий,   мать  блудницам и мерзостям земным.  Я видел, что жена упоена была кровию святых и кровию свидетелей Иисусовых…»  там же, ст. 5, 6.  «Здесь ум имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена» там же,    ст. 9.  «Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями»  там же  ст. 18.
    Что же это за город?  На «челе жены написано Вавилон», но Вавилон стоит в долине Евфрата, где нет никаких гор, и в период написания Откровения от Вавилона оставались развалины, и упиваться кровию свидетелей Иисусовых там было некому. Но на семи холмах стоит Рим. Похоже, что Иоанн пророчествовал падение Рима, и его пророчество сбылось.

    А что же христианская церковь?  А церковь сохранила и свои храмы, и свою иерархию – неграмотные короли и конунги варваров быстро смекнули, что церковь бога единого поможет им сохранять единоличную власть не только по праву крови, но и божьим помазанием, поэтому Римская католическая церковь  не только  сохранилась, но и стала объединяющим идеологическим фактором Западного мира.
Но это было совсем не то христианство, каким оно было на заре  своего становления.  Время  главенствующей и единственной государственной религии, поставившей христианство в привилегированное положение, не могло не отразиться на его сути.  Христианство молодых наций стало воинствующим, оно сохранило внешнюю атрибутику, но суть  гуманизма, любви, всепрощения и покорности утратила, и новые христианские иерархи, озабоченные борьбой с ересями и собственным утверждением, не слишком пеклись о соблюдении христовых заповедей.  К тому же суть начального христианства, изложенная в канонических писаниях, была недоступна новообращенным - во-первых, они были  преимущественно неграмотными, во-вторых,  святые книги были написаны на латыни (в Западной части империи).  Ознакомление широких масс с сутью христианства произойдет значительно позже, когда Библия будет переведена на национальные языки.  Это немедленно приведет  к появлению протестантизма  и реформации в Европе. А христианство, близкое по сути к начальному, сохранившееся на Ближнем Востоке и в северной Африке, покорно уступит молодому исламу.

     А что же стало с еврейскими общинами, не принявшими христианства и  рассеянными  по  всей  Римской империи?  А они сохранили старозаветную веру и святую  субботу, хотя тоже, как и христиане, подвергались гонениям. Главной священной книгой для них осталась Тора, не измененная ни на букву, но появилась вторая священная книга «Талмуд», поясняющая Тору и  пространно толкующая Моисеевы заповеди. Но это уже совсем другая история.