В жерновах цинизма

Олег Калинка
С пектакль Петра Шершевского «ГЛАЗА ДНЯ/ Мата Хари».
Спектакль Пётра Шершевского «Глаза дня/Мата Хари» поставлен по пьесе известного современного драматурга Елены Гремлиной «Глаза дня», это произведение рассказывается историю Мата Хари. В этом спектакле «Глаза Петра Шершеского история Мата Хари представлена без популярных глянцево-скандальных штампов видения её жизни. Шершевский в этом спектакле фокусирует внимание зрителя на трагедию маленькой хрупкой женщины, чья жизнь была искорёжена в шестеренках истории и большой политики. Её историю Шершевский представляет зрителю в виде спектакля, сплетающем воедино традиции театрального действа в кабаре и картин кинематографа начала двадцатого века. Здесь трагедия Мата Хари представлена в виде истории разыгрываемой маленькой балаганной труппой в минималистском сценическом пространстве. Жанр кабаре-спектакля обладает особым потенциалом в аутентичном воплощении этой трагической истории двадцатого века, в котором особенности театрального действа этого жанра особенно интересен в воплощении персонажей этой драмы и времени, в котором она произошла. Галерея сценических образов создана в невероятно яркой палитре драматической экспрессии, они многомерны в своём воплощении и подобное воплощение достигается благодаря использованию приёма живых сценических масок. Этот приём особенно прекрасно работает в спектаклях балаганного (кабаре) жанра, где маленькая актерская труппа создаёт галерею сценических образов в ограниченном пространстве маленькой сцены и всё действо происходит в прямом режиме, на глазах зрителей. В сценическом пространстве спектакля каждый актер создаёт несколько персонажей и здесь это позволяет создать многомерный образ героини спектакля (Надежда Черных). Это позволяет в спектакле создать проекцию её жизни и внутреннего мира героини, визуализировать контрастность между этими мирами и показать два лика одной женщины, где один Мата Хари, а другой Гертруда Целле. Спектакль визуализирует картину конфликта её жизни, в котором проявляется её невозможности противостоять миру большой политики, отсутствие взаимопонимания с миром мужчин и лицемерием женщин. В спектакле Мата Хари страдает от нежелания окружающих видеть в ней индивидуальность и желанием манипулировать её жизней ради их грязных целей. Трагедия жизни Мата Хари в её самопожертвовании, она готова пойти на любые жертвы ради возможности самореализации в мире танца, пространство, где она может оставаться собой. Её история в спектакле отрывается зрителю в формате картин начала звукового кино, сценические картины её жизни - это мини-фильмы, каждая из них - это фрагмент, в котором образ героиня существует в двух проекциях Мата Хари и Гертруда Целли. В спектакле каждая фильма (сценическая картина) открывает новую страницу драмы жизни Мата Хари. Эти картины позволяют зрителю своё собственное видения её образа, познать глубину трагедии маленькой, хрупкой женщины, чья жизнь была разрушена в шестеренках механизма большой политики и человеческого цинизма. Эта история раскрывается зрителю очень ярко благодаря своему художественному оформлению (Надежда Лопардина) создающий аутентичность атмосферы кабаре и оно гармонично соединено с авторским музыкальным оформлением спектакле (Ник Тихонов/Алексей  Бостон). Роль музыки в спектакле особая, она выходит за рамки музыкального оформления, она создаётся в кабаретном стиле, где каждый актер является одновременно музыкантом мульти-инструменталистом и эта музыка и её исполнение  придаёт действу дополнительные оттенки трагичности. Драматическая История Мата Хари из далёких времен прошлого столетия, но эта не история из архивов времени, она необыкновенно современна и актуальна сегодня. В нашем двадцать первом веке цинизм и лицемерия продолжают рушить наши жизни, и каждому из нас часто приходится идти на самопожертвование, ради возможности оставаться самим собой.