Проезжая по Москве

Карина Василь
Проезжая по делам по Москве на общественном транспорте – на автобусе – через проулки-переулки, проезды-заезды с выездом на проспекты и шоссе, я поразилась количеству торговых и торгово-развлекательных центров. Когда я ездила по одному маршруту (работа-дом-работа) да ещё на метро, как-то не обращала внимания на это: из-под земли вообще поверхность мало видно. Несмотря на современные вагоны с экранами, транслирующими, в том числе, разные городские новости. Да и кто в толчее вагонов будет из-за спин смотреть на экран, когда свой смартфон интереснее? Поэтому, выбравшись на подзабытый наземный транспорт, я была весьма удивлена. Вот уж не думала, что каждый район, даже микрорайон нуждается в огромных торговых центрах на каждом перекрёстке… Только выбираясь с задворков Москвы – Чертаново – и въезжая в задницу Москвы – Западное Бирюлёво, - среди ЛЭП, ТЭЦ и панельных пятиэтажек уже не видишь торговых центров: на окраинах, в спальных районах живут работяги. Не топ-менеджеры, не чиновники, не банкиры, не их дети, а люди, которые работают. И служат. Топ-менеджерам, чиновникам, банкирам и их детям. Им есть-пить и развлекаться не надо. Вместе с тем Западное Бирюлёво – вполне цивилизованный и милый район. В котором где-то застыло время застоя, навевая неуловимую ностальгию по прошлому. На тротуарах дорожки выложены камнем – брусчаткой. А перед лавочками уложены из камня в форме «солнышка». Современные фонари – не массивные, не вычурные, хай-тек, минимализм, - клумбы, клубы, «пятерочки», «перекрёстки», «авоськи» и пиццерия. Вполне тихий район, куда люди приезжают не жить – спать. Хотя, я ошиблась: на выезде из Западного Бирюлёва (с другой стороны), в паре-тройке остановок от места моего назначения торговый центр был. Небольшой. Но с огромной парковкой. Заявления правительства Москвы о том, что метро к 2024 году будет в 5 минутах от дома каждого москвича после такой поездки вызывали смех: если в этих районах Москвы (Чертаново, Бирюлёво) есть места, где даже за час поездки на автобусе даже в теории метро нет на несколько километров, то как оно появится в огромных количествах за 4 года? Да, метро строят быстро. В Москве. Но к новому, 2020 году кусок юго-восточного нового Большого кольца, что я вычитала в очередной газете, так и не был построен. Вообще с этим кольцом не всё ясно: участок из трёх станций (так называемая бывшая Каховская ветка) – Севастопольская, Варшавская, Каширская – закрыт, поезда по ней не ходят. Почему? Ведь для того, чтобы соединить кольцо с этим участком, разве надо весь участок закрывать? Может, я чего-то не понимаю?
Из автобуса весьма интересно наблюдать и сравнивать. Например, район у станции метро «Варшавская» очень напоминает один из новых районов Санкт-Петербурга, где мне довелось  проезжать в прошлом году во время моего пребывания у старшей дочери. Да и вообще новые районы похожи друг на друга: трамвайные линии, инфраструктура вокруг торговых центров, небольшие площади с остановками.
Само московское метро тоже разнообразно. Образцы сталинского искусства и отделки на центральных станциях соперничают  минимализмом и однообразием советского санузла станций времен Леонида Брежнева. А, например, станция метро «Пражская» весьма напоминает пражское метро: низкое, узкое, сумрачное, без прикрас – всё сурово и функционально. Переход со станции «Бульвар Дмитрия Донского» на станцию «Старокачаловская» весьма оригинален: надо просто завернуть за угол, чтобы попасть на маленький перрон поездов наземного метро Бутовской ветки. Судя по длине перрона, он рассчитан на два-три вагона. Но я ошиблась: вагонов было пять. Длинный перегон со станцией «Лесопарковая» посередине (весьма обычное оформление, в скучных серых тонах) – и вы выходите на станцию «Битцевский парк». Яркая, аляпистая и довольно большая. Переход на Калужско-Рижскую ветку – станция сейчас называется «Новоясеневская» - облицована простым зелёным облицовочным камнем. По низу цветной гранит, но вот сверху – вряд ли.
Район, куда я приехала – Ясенево, - хоть и находится дальше от центра, чем Чертаново и Бирюлёво, выглядит современнее: 16-ти и 24-х этажек тут гораздо больше. А вот «хрущёвок» не видно совсем. Хотя, может, я просто не вижу. Но площадь вокруг станции метро «Тёплый Стан» весьма переполнена. Если не сказать забита. Как многочисленными торговыми центрами («Принц-Плаза» помимо торговли вмещает в себя и гостиницу с парковкой под шлагбаумом), так и автобусным парком. Замечу, в скобках, что совсем рядом (по меркам Москвы) на станции метро «Новоясеневская» тоже есть автобусный парк. Правда, раз в 5 меньше. От станции метро «Тёплый стан» автобусы ездят не только по Москве, до Новой Москвы, к Подмосковью и ближайшим областям, но и в более отдалённые местности и города. Дурацкая развязка и засилье торговцев кавказского вида создавали пробки даже в новогодние праздники, когда люди, вроде бы, должны уже сидеть за праздничными столами, а не мотаться по мегаполису или торговать в торговых центрах. Именно поэтому мне больше нравится выезжать в центр через станцию метро «Ясенево». Несмотря на наличие двух (!) торговых центров, там не в пример тише и спокойнее. И нет таких пробок. Человеческих и автомобильных.
Москва – город-история, машина времени. Здесь есть далёкое прошлое и недавнее, настоящее и будущее. Здесь дворянские особняки соседствуют со стеклянными монолитами Москва-сити. Сталинские высотки в стиле советского ампира и классицизма – с безликими коробками «хрущёвок», ещё чуть ли не деревенские домики Новой Москвы с быстрой высотной застройкой там же. Рощ уже не осталось. Леса под Москвой исчезли уже лет 50 назад. В место них пытаются делать парки и зоны отдыха. Небо над городом уже давно не чёрное, а какое-то тёмно-серое по ночам. Город растёт. И это пугает: рыть многочисленные тоннели под землёй и уничтожать зелень над ней – чем всё кончится? Поживём – увидим.