Назад в СССР

Сафари
 «Западная демократия», как обозначение некой идеологической и цивилизационой общности, все больше напоминает мне Советский Союз, не в самых лучших его проявлениях. Наиболее ярко, это заметно на примере ЕС, по уровню бюрократизации и зарегламентированности он догнал и перегнал СССР. Этот авангард развития человечества, каковым он себя считает (здесь совпадение полное с  Советской системой),  все больше берет на вооружение советские методы. «Запад» и раньше адаптировал некоторые из них, а с победой в «холодной войне», они воспринимаются как законные трофеи.

  Проблема Советской системы была не в идеологии, а в методах ее воплощения, именно методы определяют результат. Тоталитарность не в массовом насилии или ограничении прав и свобод, это лишь тирания, она в тотальном вмешательстве государства и общества в жизнь каждого человека, необязательно насильственное. Вмешательство общества страшнее, государству можно сопротивляться – обществу  практически невозможно. Не  репрессивные органы являются основой тоталитарной системы, а тоталитарное общество. Именно с его молчаливого одобрения творятся самые ужасные преступления, при этом, в итоге, оно умудряется оказаться жертвой.

 Тоталитарность это хорошо забытое старое, собранное и систематизированное в комплексную систему, основой которой стало вмешательство в мышление людей и формирование общественного мнения. Массово, насилие используется на ранних стадиях, пока методы еще не доведены до совершенства, впоследствии оно применяется точечно, для подавления неподдающихся. Западная система научилась обходиться без явного насилия, используя слабости людей и покупая лояльность неподдающихся, что не делает ее более приемлемой.

Советская система помимо кнута, так же использовала пряник, западная предлагает пряник сразу, кнут возникает потом, в виде страха потерять его. Это уже более продвинутый и гуманный тоталитаризм, как сказал бы Горбачев: «Тоталитаризм с человеческим лицом». А идея глобализации, вам ничего не напоминает? Помните о мировой коммунистической революции? Глобализация не предполагает свободное объединение человеческого многообразия в единое общество, она предлагает безоговорочное объединение на определенных условиях, правилах и идеалах. Идея мирового господства никуда не исчезла.

 Такова природа тоталитарности, независимо от ее гуманности или жестокости, она стремится заполнить собою все пространство. Тоталитарность не в доминировании одной идеологии, одной группы, точки зрения или ценностей, а в стремлении доминировать любой ценой, навязывая свое видение добра. И чем ожесточеннее борьба за доминирование, тем тоталитарнее общество.

Для успешного функционирования современной тоталитарной системы необходимо общество с развитыми: инфраструктурой, средствами коммуникации, образованием, передовой наукой и культурой. Это не болезнь отсталых стран, их предел тирания или диктатура. Это сложная, саморегулирующаяся система тонкого манипулирования мышлением, где люди сами форматируют его, исходя из условий, в которые помещены,  система способная обходится без физического насилия.

Тоталитарное общество нуждается в максимальной прозрачности частной жизни, декларируя при этом ее неприкосновенность. Для этого стимулируется публичность личного и даже интимного пространства, получая в итоге, мягкий, взаимный и тотальный контроль соблюдения негласных правил общества, а закрытость вызывает в лучшем случае подозрение и отторжение.

Тоталитарность не идеология, а очень удобный  метод управления людьми! Любая бюрократия, решая стоящие перед ней задачи, всегда выбирает способ удобный ей, а не  гражданам, она по своей природе тоталитарна, свобода мышления не приветствуется, все строго по инструкции. Демократия не гарантия, а скорее громоотвод. Существует ошибочное мнение, что свобода слова, независимый суд, свободные выборы и остальные институты демократии гарантируют от тоталитарности.

Все зависит, в чьих руках эти инструменты, в тоталитарном обществе они работают на его укрепление и стабильность, вспомните Германию тридцатых, тоталитарное общество само формирует лидеров, а не наоборот. Они говорят и делают то, что хочет общество, в этом секрет их популярности. Но коллективное желание общества не всегда совпадает с желанием отдельных граждан и коллективное навязывается личности, подавляя ее волю. В этом суть тоталитарности.

 Кому нужна свобода слова без свободы мысли! Свобода слова, это не свобода торговать информацией основанной на слухах, предположениях и конспирологических теориях. Свобода слова, это возможность озвучивать независимое мнение и свои мысли  в корректной и уважительной форме, а не искажать их в угоду государству и обществу,  когда недопустимо называть вещи своими именами, высказывать мнение неудобное для остальных. Примеров тому можно привести множество, как из Западной системы, так и Советской.

 Первые признаки тоталитарности появились еще во времена инквизиции, при попытке всеобщего насаждения религиозного представления о мире. Позже, в начале двадцатого века появились примитивные, одно полярные формы тоталитаризма, перемежающие контроль над мышлением с жестокими средневековыми методами. Но уже тогда возникла идея использовать для манипулирования мышлением: деятелей культуры и искусства, средства массовой информации, конъюнктурную трактовку истории.

Ограничение свободы мышления индивида, приводит к тотальному, коллективному мышлению толпы, как у некоторых видов насекомых. Тоталитарное общество привлекательно для людей тем, что освобождает их от самого сложного и энергозатратного занятия в их жизни, необходимости мыслить. Человек обычно стремиться, максимально упростить процесс мышления, используя для этого готовые, проверенные штампы и алгоритмы, которых полно в стандартизированном обществе. Многовекторность мышления слишком большая роскошь для людей, на данном этапе развития.

И все это делается под вполне благовидным предлогом построения справедливого, свободного общества равных возможностей. Но не все средства хороши! Я охотно верю в благие намерения, но нельзя принудить человека к счастью. Мыслящий раб не может быть счастлив! Слова мыслящий, раб и счастье вместе не сочетаются, всегда одно оказывается лишним.

 Гуманизированный, развитой тоталитаризм соединился с экономической системой основанной на культе денег. Объективно: все люди верят в бога! Не в виде эфемерного духа, а в вполне осязаемого и материального бога, в виде денег. Они независимо от ипостаси, в которой предстают, везде желанны и почитаемы, даже Монгольские тугрики котируются, в зависимости от количества. В могущество денег верят все: атеисты и сатанисты, служители культа и даже просветленные, как минимум, вынуждены считаться.

 Конечно, можно в качестве аргумента сравнить количество  финансовых и коммерческих организаций и учреждений с количеством  всех культовых сооружений и организаций, существующих на планете. Количество финансистов, экономистов и коммерсантов с количеством служителей культа. Думаю, никто не сомневается, в чью пользу будет оно. Я лишь спрошу: «Сколько раз за день вы вспоминаете бога и сколько раз вспоминаете деньги?»

 У активистов данной веры есть даже своя церковь в виде «общества потребления», а выражение «раб божий» воспринимается буквально. Экономическое рабство ничем принципиально от традиционного не отличается, разве что модернизировано в духе  гуманизма, вместо плети надсмотрщика под носом подвешена морковка. Одно утешает, исполнилась извечная мечта: люди, наконец, добились всеобщего равенства. В несвободе! Различие лишь в размере и сочности морковки, никто ею не обделен.

 В принципе любая тоталитарная система базируется на вере: религиозной, вере в расовое и национальное превосходство или в светлое коммунистическое будущее. Любое ослабление веры приводит к кризисам, а ее потеря  к полному краху. Тотальная вера в деньги имеет вполне реальное материальное обоснование, ведь деньги являются эквивалентом материальных ценностей и способны обеспечить ими своих адептов, не прибегая к чудесам.

 По сути это единственная не идеалистическая вера, а все многообразие «Западной демократии» и мира в целом, лишь иллюзия, все идеологические, религиозные, революционные и прочие пути, в конечном итоге, ведут к деньгам. Даже идейные противники денег, в итоге используют свою идеологию для получения последних. Кажется, вот оно, что способно объединить людей, но…

 Современная экономическая система становится все более спекулятивной, деньги делаются из денег, минуя  материальную составляющую, они перестают быть эквивалентом материальных ценностей и становятся просто символом благополучия, успеха и счастья, ничем не обеспеченными бумажками и числами. Крупнейшие состояния, по сути, искусственно поддерживаемый мыльный пузырь.

Проблема не в деньгах, они такое же великое изобретение, как и колесо, а в тоталитарном подходе к ним: когда эквивалент материальных ценностей превратили в панацею, решающую все проблемы, сделали из него идола и стали поклоняться. А напоследок вообще оторвали от собственной сути, материальных ценностей, лишив тем самым основного преимущества. Помните голого короля Андерсона? Король уже голый, но толпа еще не готова это признать. Так что тотальный контроль над мышлением уже не прихоть, а историческая необходимость.

Тоталитарность, это подход человечества к решению задач стоящих перед ним: то коммунизм навязывается как панацея от всех бед, то демократия, то рыночная экономика, не говоря о религии. Мы всё пытаемся найти единственно верный ответ на все вопросы! «Найдя», возводим его в абсолют, в догму! Тоталитарное мышление обладает одной неприятной особенностью, оно способно выхолостить любую идею, доведя ее до абсурда, оставив в сухом остатке тотальную бюрократию, которая за неимением идей, начинает обслуживать сама себя.

Таковы тенденции, к чему приведет тоталитарное мышление, вкупе с культом денег не знаю, вряд ли к чему-то хорошему. Помните, средство определяет результат!