Азбука Ахматовой - Некрасов, Нестеров, Николай II

Юрий Прокуратов
Азбука Ахматовой - Николай Некрасов, Михаил Нестеров, Николай II Александрович
* * *

Некрасов Николай

НЕКРАСОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1821, Подольская губ. г. Немиров - 1877,  Петербург), поэт.  родился в Винницком уезде Подольской губернии, где в то время квартировал полк, в котором служил отец Некрасова, поручик Алексей Сергеевич

27 сентября 39. Я рассказала, что читаю Люшеньке «Русских женщин» и она плачет. — Я в детстве их сама нашла, — отозвалась Анна Андреевна. — Мне никто никогда ничего не читал, не до меня было. Некрасов — единственная в доме книга, больше ни одной.
Л. Чуковская. Записки об  Ахматовой
* * *
11 апреля 1858. Некрасов не только не поэт, но даже стихотворец аляповатый.
                Тарас Шевченко

“...Поэт  сам  вскрывает  социальные  корни  своих недостатков и пороков, считая их неизгладимым наследием  своего  помещичьего  происхождения... Наряду  с  крестьянством  поэт  воспел  бурлака,  обратил  внимание  на  городскую бедноту и рабочего, дав  образы  землекопа,  рабочего  на  стройке,  каменотеса,  пильщика  и  других” - МСЭ, 1930.

В пору моих гимназических лет о Пушкине даже не вспоминали, - не то, чтобы его читать. Некрасовым же зачитывались до одурения, знали каждую его строчку, ловили каждый стих.
                В. Розанов

Я видал многих Великоруссов, приходивших в восторг от стихов Некрасова, и, признаюсь, не видал Южноруссов, на которых бы он действовал поэтическою стороною.
                Н. Костомаров

* * *
Нестеров Михаил

Михаи;л Васи;льевич Не;стеров (1862—1942), русский и советский художник, живописец, участник Товарищества передвижных выставок и «Мира искусства». Академик живописи. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат Сталинской премии первой степени. 

8 марта 58. Сегодня в парке березы как березы, а когда они освещены солнцем, то становятся такими бесстыдно-нестеровскими.
Л. Чуковская. Записки об  Ахматовой


* * *
Николай II Александрович

 НИКОЛАЙ II АЛЕКСАНДРОВИЧ (1868, Царское Село - 1918, Екатеринбург), российский император (1894 - 1917), канонизирован русской православной церковью.

Окна ее дома выходили на резиденцию царской семьи — Александровский дворец. Царская резиденция тогда была открыта для всех желающих, так что Ахматова запросто могла познакомиться с императором во время прогулки!

Было душно от жгучего света,
а взгляды его – как лучи.
Я только вздрогнула:
этот может меня приручить.