Встреча с Юрием Гагариным

Луиза Аминова 2
 Было это в середине июня 1961-го года. Прошло всего два месяца после полёта Юрия Гагарина. Он еще нигде не выступает, восстанавливается после полета и его усиленно охраняют.

 Но случилась беда… Мама жены Валентины заболела (онкология). Вот так в июне Первый Космонавт с женой попал в Оренбург.

 Да, Валентина родилась в Оренбурге и получила там фармацевтическое образование . Учебное заведение находилось по соседству с нащим училищем.. Понятно, что она часто посещала  наши танцевальные вечера.

 Вечера эти пользовались популярностью в городе, многие считали за честь побывать на таком мероприятии. Наши студенты тщательно готовились к ним, стараясь каждый вечер сделать интересным.

 После полёта Гагарина мы часто на занятиях хора просили Эсфирь Наумовну рассказать ещё что-нибудь из своих воспоминаний про Юрия.

 Однажды:
–  А Вы знаете, ребята, Юра часто бывал на наших вечерах с Валентиной, потом он женился на ней. Мне почему-то кажется, что и познакомились они, скорее всего, на одном из вечеров в нашем училище.
–  Это точно? - всем хором воскликнули мы.
–  Не знаю, точно утверждать не буду. Это моё предположение.
– Вот это да, вот это история!

 До полёта Юрия его теща жила в захудалой коммуналке. Так многие тогда жили. Коммуналки – это бич той эпохи. Только после того, как стали строить “хрущёвки”, проблема эта понемногу стала решаться.

 Сразу после полёта Гагарина маме Валентины дали двухкомнатную квартиру, но она уже не очень радовалась этому. Онкология в те времена приговаривала к смерти.

 Когда Юрий Гагарин с женой приехал навестить маму своей супруги, власти города, воспользовавшись этим, попросили Юрия встретиться с горожанами.

 Для встречи был выбран самый большой концертный зал в городе. Он  находился на Сельхозвыставке.

 Желающих попасть на эту встречу было очень много. Билеты, конечно, нигде не продавали. Их просто распределили по всем предприятиям города.

 Но мне повезло… Иду  в училище, остался последний экзамен – и закончится сессия. Я спешу, и вдруг слышу голос классного руководителя нашей группы.

– Постой, постой, куда так спешишь, не угнаться за тобой.
–  Здравствуйте, Алексей Петрович, последний экзамен у нас по музыкальной литературе…
И вдруг слышу:
– Хочешь пойти на встречу с Гагариным?

– Что? Вы это серьёзно?
– Я похож на шутника? Конечно, серьёзно! У меня есть билет, я его тебе дам. Сегодня на Сельхозвыставке встреча с Гагариным в семь часов вечера, надеюсь, ты не собираешься сегодня ехать домой?

– Почему я? Почему Вы мне дарите этот билет?
– Ну, во-первых, ты комсорг, во-вторых, отлично учишься, ну а в-третьих, ты помнишь наш разговор? Я надеюсь, ты примешь правильное решение.

 «О чём он? Да, вспомнила, Алексей Пеирович парторг училища, два года предлагает мне вступить в КПСС. Я сомневаюсь, хотя с детства мечтала об этом. С тех пор, когда мама, рассказывая про папу, обмолвилась, что папа был настоящим коммунистом. Уже тогда я решила для себя, что буду достойна его памяти, и тоже стану настоящим коммунистом».

– Но я ещё не достойна, мне ещё много надо над собой работать.
– Какой бред ты несёшь? Как ты ещё должна работать над собой?
– Ну, как же? Помните, что говорил Ленин на этот счёт? Про знания, которыми надо овладеть коммунисту?
– Вот вступишь и будешь овладевать. Бери билет, летом подумай, а в сентябре приезжай с решением.
 Так я получила возможность попасть на встречу с Гагариным.

 Я приехала в Концертный зал раньше времени, но там было уже много народу. Всем не терпится увидеть Первого Космонавта. Никто в зал не спешит. Все ждут.
  Ждут приезда Гагарина, человека, открывшего космическую эру…
 На полном ходу проехали шесть чёрных легковых автомобилей марки ЗИМ с окнами, закрытыми шторками.

 В толпе шумок:
– Ребята, кто увидел Гагарина?
– Чудак, ты что не видел, как быстро они проехали?
– Да, хорошо охраняют его!

– А ты как думал? Его и украсть могут, американцам наши тайны нужны, они на всё могут пойти...
– Ерунда, как бы они это сделали?
– Этого мы не знаем, а они, наверное, знают.
– Бросьте трепаться, пошли , скоро начало.

– Ой, а у меня и билета нет, я хотел здесь  увидеть Гагарина..
– Ну, друг, здесь никто тебе свой билет не отдаст.
 Мы дружной толпой направляемся в зал Он мне знаком,мы с хором несколько раз выступали на сцене этого зала.

 
 Но сейчас он выглядит совсем по-другому. На сцене большой длинный стол, покрытый   суконной зеленой скатертью. В центре сидят Юрий Гагарин с женой Валентиной. А с двух сторон разместились секретари Горкома, Обкома и представители Исполкома.

 Юрий Гагарин со своей необыкновенной улыбкой чувствует себя неловко. Простой провинциальный парень, не имеющий опыта публичных выступлений, явно “не в своей тарелке”.

 Ведь это первое его выступление перед большим залом, наполненным внимательными взглядами людей, с удивлением рассматривающих человека, сумевшего первым оторваться от Земли.
 
А он такой простой и скромный, улыбнулся и сказал:
– Ребята, задавайте вопросы, а я буду отвечать.

И посыпались вопросы:
– Было ли страшно?
– Знала ли жена о полёте?
– О чём думал, когда летал?
– Что пел, если пел?
– Как Земля выглядит из Космоса?
– Правда, что в Космосе абсолютно темно.

 И много других вопросов. Нас интересует абсолютно всё. А Юрий Гагарин охотно отвечает на все вопросы и улыбается своей сияющей широкой улыбкой счастливого человека.

 Запомнилось, что пел он в космосе песню Дмитрия Шостаковича “Родина слышит”. Помните там слова такие: “Родина слышит, Родина знает, где высоко её сын пролетает!”

 А ещё очень ярко запомнилось, как он эмоционально, очень ласково сказал:
– Ребята, когда я увидел в иллюминаторе космического корабля Землю, она показалась мне хрупким, голубым шариком. Как же мы должны беречь мир, чтобы этот шарик никогда не разбился и не разлетелся на кусочки.”

 Это был незабываемый вечер. Он остался навсегда в моей памяти.
 Я уже тогда понимала, что стала свидетелем необыкновенного знаменательного события.

 Всю жизнь я трепетно храню в своей душе эту встречу. Мне захотелось поделиться этой историей с Вами, чтобы и Вы почувствовали атмосферу той эпохи.
 
 Это сейчас стало привычным, что космонавты по полгода и больше живут на космической станции и имена космонавтов вряд ли сейчас кто назовёт, не заглянув в Википедию.
 
 А мы тогда, буквально, имена всех космонавтов знали наизусть, старались всё о них узнать. В каждом киоске “Союзпечати” продавались открытки космонавтов и артистов советского кино. У нас были специальные альбомы, где мы хранили своих Кумиров, Героев той эпохи. Как важна каждая крупинка воспоминаний об этой эпохе, и о таких встречах тоже.
 
 Не только победы были, были и трагедии. Помнит ли кто из Вас о гибели космонавтов-Героев советской эпохи?

Первый пилотируемый запуск корабля типа "Союз-1" 23 апреля 1967-го года закончился аварией: при посадке не вышел основной тормозной парашют, в результате чего корабль врезался в землю на скорости 50 м/с. Космонавт Владимир Комаров погиб.
 
 Вся страна оплакивала гибель космонавта. По телевидению и радио постоянно звучала песня Александры Пахмутовой “Нежность”.

 Мы с ребятами в хоре тоже разучили эту песню. Я помню, мы никак не могли доучить и допеть песню до конца. Ребята начинали плакать, и я тоже не могла сдержать слёз
.
 Дети того времени очень близко воспринимали все события своей страны и были очень чувствительными.

 А потом была ещё одна трагедия. Ровно через 10 лет после первого полёта Гагарина.
 45 лет назад, 30-го июня 1971-го года, при возвращении на Землю из-за
 разгерметизации спускаемого аппарата погиб экипаж космического корабля "Союз-11"
 Владислав Волков,
 Георгий Добровольский 
 Виктор Пацаев.

Это была вторая и последняя катастрофа в пилотируемой космонавтике СССР и России.

 Сейчас находятся такие горе-патриоты, которые не очень правильно оценивают это время, время советской эпохи. И мне хотелось бы рассказать Вам, как мы жили тогда, как при всех испытаниях были счастливы.