Не получается? Сиди и долби!

Наталия Май
               

Я хотела бы проанализировать занятия музыкой. Сравнить – какими они должны быть в идеале (как это задумано программой музыкальной школы) и как получается в реальной жизни. Дети, которых родители направляют учиться игре на музыкальном инструменте (не важно, в музыкальную школу или заниматься с педагогом дома), оказываются не готовыми к определенным вещам. И, прежде чем приступить к учебному процессу, им нужно многое осознать.

В одной из статей в интернете на эту тему я нашла высказывание: урок с преподавателем – это ПРОВЕРКА домашнего задания. А львиная доля учебного времени – это самостоятельные (или под руководством члена семьи) занятия дома. Так должно быть в идеале.

Если ребенок считает, что его на уроке всему научат, а дома ему заниматься не надо, то ожидаемых результатов не будет. Что такое урок? Сорок минут. Сколько можно успеть за это время? Часть (минут пять-десять) необходимо уделять чтению нотного текста с листа (скрипичный ключ и басовый), проверке, разобран ли текст заданных пьес, выучены ли произведения наизусть (это занимает еще минут двадцать). Получается – остается в лучшем случае десять минут на то, чтобы именно ПОУЧИТЬ с ребенком трудные места в нотах (или хотя бы объяснить детально, как именно их следует учить). А потом еще написать домашнее задание в дневнике.

Если считать, что «на уроке всему научат», надо время ОДНОГО урока растянуть часа на два. И заниматься ежедневно. А дети это не могут – у них, помимо музыки, еще много других дополнительных занятий (спортивные секции, иностранный язык, художественная школа и т.п.).

Сейчас в некоторых музыкальных школах в подготовительном классе сначала учат музыкальной грамоте (белые и черные клавиши рояля, простейший ритм, простые размеры и такт, понятие «тональность» и знаки при ключе, строение гаммы – мажорной и минорной, представление об интервалах и аккордах), а потом уже обучают непосредственно игре пьес на инструментах – ставят руку, дают самые элементарные произведения, постепенно усложняя материал. И делают это два разных преподавателя.

Если ребенок занимается частным образом, то с ним преподаватель (соединяя в одном лице обучающего музыкальной грамоте и игре) сначала, соответственно, изучает программу подготовительного класса музыкальной школы, а потом – приступает к постановке руки на фортепиано (если речь о тех, кто учится на этом инструменте). Надо понимать, что инструменты все разной степени трудности, фортепиано – один из самых сложных инструментов, сложнее только орган. И он требует регулярных и продолжительных занятий.

Многие считают так: мой ребенок – гений, ему не нужно столько трудиться, у него все легко должно получаться. Гений в чем? У него может быть очень высокий общий коэффициент интеллекта, он может лучше всех успевать по математике, к примеру. Но гений ли он в музыке? Каждому дано что-то свое. В музыке недостаточно иметь хорошую светлую голову и даже прекрасный слух (если он есть). Есть еще физическая составляющая – руки, пальцы…

Не все родились Рихтерами. У каждого свой «потолок». Как правило, в одном человеке все сразу не сочетается. «У каждого свои недостатки», - как говорил персонаж знаменитого фильма «В джазе только девушки». 

В музыке бывает так: абсолютный слух (когда человек слышит каждую ноту и любое созвучие), но не очень хорошая память. То есть, он слышит, а запомнить последовательность аккордов не может. И ему надо играть по одному – тогда он их назовет или воспроизведет на инструменте. Или прослушать сто раз, чтобы он ЗАПОМНИЛ. И часто говорят: «абсолютники» страдают отсутствием памяти. Или наоборот – память великолепная, а слух – не очень. Бывают руки, просто созданные для игры на фортепиано, а голова соображает плоховато. Или наоборот – голова золотая, а руки – не очень. А бывает и просто нежелание чересчур напрягаться, потому что человек себя переоценивает.

Исключением из всех мыслимых правил являются гении – такие, как Моцарт. Но статья не о них. А о тех, у кого есть свои достоинства и недостатки, свой предел природных возможностей, которые, однако, можно развить и использовать по максимуму. И что для этого нужно.

К примеру, у меня были проблемы с руками. Не самое лучшее строение, растяжка… И я применила на практике высказывание: «Не получается? Сиди и долби!» Каждый день – все гаммы до пяти знаков, доведя их до того, что могла бы играть с закрытыми глазами (развив беглость). Сложные пьесы и места в них играла медленно-медленно до пятидесяти раз.  Спустя года два результат появился – руки запорхали по клавиатуре с легкостью, которой прежде не было, перестали болеть и зажиматься от напряжения (как это было раньше), стали сильнее. Здесь нужно адское терпение и понимание, что результаты будут далеко не сразу, – возможно не раньше, чем год спустя. (Для человека усидчивого это не подвиг, а для гиперактивного – ужас.) Но со своими не очень пианистичными руками я достигла своего максимума  –  места на областных конкурсах, высший балл по фортепиано в училище и консерватории.

Позже я поняла, что есть определенное сходство занятий на инструменте не только со спортом (что очевидно), но и с печатанием на машинке «слепым методом», когда научилась это делать. Чем больше играющий «долбит», тем лучше пальцы запоминают произведение, и появляется свобода в исполнении – можно играть с закрытыми глазами. Так же начинающая машинистка совершенствует мастерство – чем больший объем напечатала, тем быстрее и легче становится для нее сам процесс (можно уже и глаза закрыть).

Секрет прогресса элементарный. Просто не всем хочется его применять на практике, хотя он гарантированно «работает». Я давала родителям одного из гиперактивных и непослушных учеников совет, как прийти в форму накануне выпускного экзамена, он нас послушался, два месяца каждый день «долбил» программу определенное количество раз (занимаясь художественным усовершенствованием с преподавателем) и в итоге сдал на «пятерку».

У профессиональных пианистов есть своя норма – 4 часа в день, как мне говорили педагоги в училище. От тех, кто учится для себя, столько не требуется, одного часа достаточно, но им и это кажется подвигом. Освоение обычной программы музыкальной школы – это вовсе не смертельная степень сложности, она по силам любому (хотя бы на «тройку»). Это не в ЦМШ учиться, куда берут вундеркиндов и требуют в 12 лет уже абсолютно взрослой игры на фортепиано.

Главное – регулярность. Если ученик будет считать, что в каникулы надо делать перерыв, праздники и выходные дни – это святое, у него будет то же, что у профессионального спортсмена, который все время делает перерывы в тренировках  и теряет форму. Летом – пусть полчаса, но каждый божий день как штык, без пропусков (если только в поездке сталкиваются с тем, что нет музыкального инструмента). Со своей дочерью мы восемь лет просидели за инструментом ежедневно, практически без перерывов, в результате она всему научилась (несколько раз заняв места на сложных фортепианных конкурсах) и может теперь при желании применить эти навыки.

Она всегда приходила на занятия с выученным нотным текстом, так что педагогу не надо было тратить на это время на уроке. И в этом плане была явлением редким для современных музыкальных школ.

Очень большая ошибка – считать, что совет «долбить» - для тупых. Он для всех абсолютно. Тренируем мы в данном случае вовсе не голову, а пальцы. Труднее всего занятия для неусидчивых, непоседливых детей, которых все время тянет двигаться, а не сидеть на месте. Но с возрастом даже самые гиперактивные ученики меняются, и для них уже не таким уж кошмаром кажется сыграть произведение десять раз (для обыкновенной музыкальной школы, где учатся для себя, больше не нужно). А специализация такого рода – конечно же, не для их характера.