Чердак

Маргарита Морозова 3
Эта история имеет прямое отношение к рассказу про измены (газета «Моя семья», № 38 от 24.09.18) Она могла быть его «начинкой», одним из примеров, подтверждающих фактов, или его завершением. Но всё оказалось намного смешнее.

Немного предыстории: сорок лет назад я приехала в небольшой городок Подмосковья. Городок был разделён на две части, и в каждой – своё «градообразующее предприятие» - завод. Сам город не был «закрыт», но доля секретности на каждом производстве имелась, поэтому «первый отдел» по надзору за сотрудниками был в каждом.  У каждого завода – свой «Белый Дом» со множеством кабинетов, отделов, испытательных лабораторий и СКБ (специальное конструкторское бюро). Почти все жители городка работали на одном или другом заводе и знали друг друга в лицо. Перестройка всё разрушила, но речь пойдёт о «Советском» времени.

Не так давно собирались с друзьями-приятелями. В компании оказался новый человек, назовём его Андрей. Слово за слово, рюмочка за рюмочкой, перешли на пикантные темы. Поскольку все мы примерно одного возраста, из одного района Подмосковья, то все активно и весело поддакивали, комментировали, смеялись и добавляли перчику в общий разговор. Свой «случай из жизни» начал рассказывать и Андрей.

«Я рос в многодетной семье. Ребёнком и подростком был отъявленным хулиганом. Сотрудники детской комнаты милиции от меня плакали, грозили, что я попаду в колонию… Но в один момент всё переменилось. В страшной дворовой драке убили моего друга. Желание наказать обидчиков и добиться справедливости во что бы то ни стало привели меня на службу в милицию.

Я закончил школу милиции, поступил в институт без отрыва от службы, считался очень перспективным сотрудником. Карьера складывалась удачно. Но был я молод, горяч, и в любовных проблемах мало разбирался.

Вскоре я получил очень престижную по тем временам должность начальника Первого Отдела.  Я был «прислан сверху», служил рьяно, выполнял все инструкции. Для меня все сотрудники были равны: что директора, что их замы, что начальники, что их ИО, что секретарши, что уборщицы. Я чувствовал, что все они у меня вот тут, в кулаке!»

В этот момент я немного напряглась, и дальше слушала очень внимательно. Что такое «Первый Отдел» и как от него пострадал мой муж, я знала. За своё увлечение «весёлыми картинками» он был «невыездным», и наше материальное положение очень отличалось от тех, кто работал за границей. Я уже не сомневалась, что передо мной тот, кто и был причиной преследований моего мужа. Но, поскольку мы с ним уже давно в разводе, я слушала уже не как пострадавшая сторона, а как невольная соучастница событий, с застывшей улыбкой на лице.

Андрей, заметив мой интерес, продолжал.

«Как-то в обед я пошёл по кабинетам, проверяя, кто ушёл, кто нет, закрыли двери или забыли, а если забыли – не оставили ли на столах «секретные документы». Начал с первого этажа. Коридоры длинные, кабинеты с двух сторон. Прохожу по одной стороне – дёргаю за ручку каждую дверь. Потом в обратном направлении по другой стороне, до выхода на лестницу, и так по всем этажам. Это – стандартная процедура, вечером сотрудники охраны делают то же самое. На всё уходит минут пятнадцать, если идти быстро и никаких ЧП. 

Но на четвёртом этаже меня ждал сюрприз.  В конце длинного коридора вертикальная металлическая лестница вела на чердак. Оттуда слышались странные звуки, возня, тихие голоса. Потом шуршание, постукивание, которое становилось всё более ритмичным, и с потолка с лёгким шорохом посыпалась штукатурка.

Во мне проснулся азарт охотника: «Ух ты! Неужто… ШпиЁны, мать их… Вот повезло, так повезло! Никак секретные документы выкрали, и прячут… Ждут, когда сотрудники вернутся, чтобы среди них затесаться, а потом вернуться за ними… Ух ты, какой я молодец!»

Я знал, что на чердаке нет другого выхода, помещение крохотное, стоять можно фактически только на крышке чердачного люка, да и потолок там очень низкий. Высокому человеку двигаться можно или ползком, или на четвереньках. Так что мне оставалось только ждать, когда люди сверху спустятся прямо в мои объятия.

Предвкушая награду от начальства и очередное повышение по службе, я вызвал по рации своих сотрудников, занял удобную позицию и стал ждать.

Ритмичные движения закончились, ненадолго воцарилась тишина… Снова возня, шорох и скрип открываемого чердачного люка…

По металлической лестнице спускался… начальник СКБ, а за ним - его секретарша!»
На этих словах я похолодела. Начальником СКБ в своё время был мой муж. И – да! – у него был роман с секретаршей. Вот так, через сорок лет всё подтвердилось.

Я продолжала слушать с каменной улыбкой.

Андрей продолжал: «Они спускались спиной к нам, нас не видели. Сначала начальник – оказавшись на твёрдом полу, он отряхнул брюки, подтянул ремень, и помог спуститься спутнице. Тут-то я и подошёл сзади со своими ребятами!»

…Все слушатели разом грохнули от смеха! А Андрей, чувствуя себя героем дня, продолжал описывать неловкую ситуацию и внешность незадачливых любовников. 

«Высокий, седовласый, импозантный мужчина с усами – и как он там только поместился? Ну, если только на коленках стоял! А секретарша–то, секретарша, тоже хороша! Барышня в очках, уже немолодая, такая вся из себя – фифа! И где? В пыли, в паутине, фу…»

Мне вдруг тоже стало та-а-а-к смешно! Я представила своего красавца-мужа в этой нелепой позе, и расхохоталась в голос!

Давясь смехом, я повторяла слова Андрея: «Высокий… седовласый… импозантный мужчина с усами… и как он там только поместился? А ведь это был… мой муж!»

Все разом замолчали. Вдруг моя старшая подружка, муж которой в те годы тоже был одним из начальников на заводе, с возмущением произнесла: «Глупости! Это не твой муж!» И, обращаясь к Андрею, спросила: «В какой части города это было? На каком заводе? В каком СКБ?»

Вы не поверите, но это оказался другая часть города, другой завод, другое СКБ, и не мой муж!

…Смеялись все! А мой бывший муж оказался реабилитирован в моих глазах. Пусть хотя бы в этой отдельно взятой, истории.

09.01.2020

Напечатан в №5 газеты "Моя семья",с очень изящной редактурой,
стр 28, под названием "неужели шпионы на секретном объекте?"